В соответствии с частью 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", пунктом 8 части 1 статьи 8 Положения "О Контрольно-ревизионной комиссии Сивинского муниципального района", Земское собрание Сивинского муниципального района, решает:
1. Утвердить прилагаемый Стандарт проведения экспертизы проектов муниципальных программ Сивинского муниципального района.
2. Решение вступает в силу с момента его подписания.
Председатель Земского собрания |
В.И. Сунцев |
Дата подписания: 01.06.2015
Стандарт
проведения экспертизы проектов муниципальных программ Сивинского муниципального района
(утв. Решением Земского собрания Сивинского муниципального района от 28 мая 2015 г. N 98)
1. Общие положения
1.1. Стандарт разработан для использования в деятельности Контрольно-ревизионной комиссии (далее - "КРК") при проведении экспертизы проектов муниципальных программ (далее - "экспертиза проекта программы"), а также проектов постановлений администрации Сивинского муниципального района (проектов решений органов местного самоуправления) о внесении изменений в действующие программы (далее - "экспертиза проекта изменения программы") в пределах полномочий, возложенных на КРК, в соответствии с поручением председателя Земского собрания о проведение экспертизы.
1.2. Стандарт определяет общие правила и процедуры, которые следует соблюдать при проведении экспертизы проектов программ.
1.3. Целью Стандарта является установление единых требований и принципов при проведении КРК экспертизы проектов программ.
1.4. Задачами Стандарта являются:
- определение общих правил и принципов проведения экспертизы проектов программ;
- установление требований к оформлению результатов экспертизы проектов программ.
2. Общие требования к проведению экспертизы проектов программ
2.1. Проведение КРК экспертизы проектов программ основывается на нормах ч. 2 ст. 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", п. 8 ч. 1 ст. 8 Положения "О Контрольно-ревизионной комиссии Сивинского муниципального района".
2.2. Подготовка к проведению экспертизы начинается с определения объекта, целей и установления задач экспертизы.
2.3. Объектом экспертизы проектов муниципальных программ является проект постановления администрации Сивинского муниципального района об утверждении программы либо проект постановления о внесении изменений в действующие программы. Кроме того, экспертизе подлежат технико-экономическое обоснование расходов, предусмотренных проектами программ, приложения и пояснительная записка к ним.
2.4. Целью экспертизы проекта программы является выявление или подтверждение отсутствия нарушений и недостатков проекта программы, создающих условия неправомерного и (или) неэффективного использования средств бюджета Сивинского муниципального района, невыполнения (неполного выполнения) полномочий муниципального образования. В ходе экспертизы осуществляются содержательное рассмотрение и оценка проекта программы.
Экспертиза проекта программы включает оценку его соответствия основным направлениям государственной политики, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Пермского края и Сивинского муниципального района в соответствующей сфере обеспечения жизнедеятельности муниципального образования.
Экспертиза проекта программы предполагает оценку обоснованности и достоверности (реалистичности) объёма ресурсного обеспечения программы, а также оценку соответствия программы в части бюджетных расходов требованиям бюджетного законодательства.
Экспертиза проекта программы не предполагает оценку общего социального, экономического эффекта от реализации программы, определение масштаба и динамики негативных и позитивных социальных воздействий при принятии или непринятии программы. В пределах своей компетенции, КРК вправе выражать свое мнение по указанным аспектам.
2.5. Основными задачами экспертизы проекта программы является оценка:
- соответствия положений проекта программы нормам законов и иных нормативных правовых актов;
- полноты анализа предметной ситуации и ее факторов;
- корректности определения конечных результатов программы;
- целостности и связанности задач программы и мер по их выполнению;
- обоснованности заявленной потребности программы в ресурсах, полноты использования возможностей привлечения средств иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации помимо бюджета муниципального образования, а также средств иных источников для реализации программы;
- полноты состава показателей, представленных для рассмотрения и утверждения программы;
- полноты перечня документов и материалов, предоставленных на экспертизу одновременно с программой;
- финансовой обеспеченности мероприятий программ, в том числе сравнительный анализ возможностей бюджета и потребности в финансовых ресурсах мероприятий программ;
- реализации в программе рекомендаций КРК, разработанных по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
3. Порядок проведения экспертизы проекта муниципальной программы
3.1. Объём экспертизы проекта программы определяется аудитором КРК, проводящим экспертизу, исходя из целей и задач экспертизы и условий ее проведения (срока подготовки заключения, а также полноты предоставленных материалов).
3.2. Срок осуществления экспертизы проекта программы устанавливается аудитором КРК и не может быть менее 5 дней. Такой срок может быть изменен либо установлен в меньшем размере исключительно при наличии письменной информации от Земского собрания Сивинского муниципального района о необходимости представления результатов экспертизы проекта программы в меньший срок.
3.3. Основными источниками информации для проведения экспертизы являются документы и материалы, полученные или сформированные КРК ранее, либо имеющиеся в открытых источниках. При проведении экспертизы, аудитор КРК может осуществлять оперативное взаимодействие с работниками муниципальных заказчиков программы, планируемых участников и исполнителей её мероприятий. При необходимости, ознакомление с большим объёмом информации и материалов, требующихся для проведения экспертизы, - может производиться в служебных помещениях муниципального заказчика и иных участников муниципальной программы на основании уведомления о проведении КРК экспертно-аналитического мероприятия.
3.4. Последовательность проведения экспертизы проекта программы:
- подготовка и направление необходимых запросов в администрацию Сивинского района соответствующей сферы обеспечения жизнедеятельности района;
- проведение экспертизы проекта программы;
- подготовка заключения о результатах финансово-экономической экспертизы проекта программы (далее - "Заключение"), в котором изложены выводы и предложения;
3.5. Экспертиза изменений программы осуществляется посредством анализа вопросов правомерности и обоснованности предлагаемых изменений программы, соответствия их показателям бюджета Сивинского района, конечным результатам программы.
3.6. При проведении экспертизы, используются следующие нормативные правовые документы:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 179);
- Бюджетный процесс Сивинского муниципального района Пермского края
- Положение "О Контрольно-ревизионной комиссии Сивинского муниципального района" N 78 от 25.11.2011 г.
- Решение О бюджете Сивинского муниципального района;
- Постановление администрации Сивинского муниципального района Пермского края N 276 от 30.08.2013 г. "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Сивинского муниципального района";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 N 588 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации" (в ред. от 21.05.2012);
- Приказ Минэкономразвития России от 20.11.2013 N 690 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации";
- нормативные и методические документы, регулирующие деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, экономические, социальные и иные общественные отношения в сфере реализации проекта муниципальной программы.
3.7. При проведении экспертизы, исполнитель обязан:
- проверить соответствие действующему законодательству норм и нормативов, заложенных при расчётах бюджетных расходов;
- оценить актуальность и приоритетность целей и задач, предполагаемых к решению программно-целевым методом;
- оценить положительные (отрицательные) последствия проекта программы на исполнение расходной части районного бюджета, а также на бюджетный процесс в Сивинском районе. При необходимости - сделать оценочные расчёты дополнительных расходов и (или) выпадающих доходов районного бюджета, при наличии в пояснительных документах к проекту программы данных расчётов - составить встречные расчёты;
- проанализировать соответствие проектируемых проектом программы расходов районного бюджета расходам, предусмотренным утверждёнными функциональной и ведомственной структурами расходов районного бюджета; оценить возможную нагрузку на районный бюджет, который может возникнуть в случае реализации мероприятий, предусмотренных проектом программы;
- проанализировать положения проекта на предмет установления форм и периодичности отчётности об исполнении программы, назначения ответственного и установления его ответственности за итоги реализации программы, в том числе, - за использование бюджетных средств.
3.8. Начальный этап проведения экспертизы заключается в проверке соблюдения требований статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также требований Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Сивинского муниципального района.
3.9. Даётся оценка соответствия целей и задач проекта программы первоочередным задачам и приоритетам, определяемым ежегодным Бюджетным посланием Президента Российской Федерации, бюджетной и налоговой политикой на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу, системой мероприятий в области социально-экономического развития района; определяются анализируемые количественные показатели и их динамика, исходя из целей и задач программы; даётся оценка стоимостных показателей в соотношении с инфляционными процессами и прогнозами социально-экономического развития района. Особое внимание должно быть уделено анализу методических подходов к оценке факторов, определяющих увеличение или уменьшение бюджетных расходов по сравнению с текущим финансовым годом.
3.10. В ходе экспертизы программы, - должна быть дана оценка обоснованности расходов, направляемых на финансирование мероприятий программы, использования нормативов финансовых затрат на предоставление отдельных видов муниципальных услуг.
3.11. Особое внимание должно быть уделено вопросам организации заказчиком программы, методической схемы контроля за ходом реализации программы, периодичности его осуществления.
3.12. Проводится оценка соответствия текстовой части проекта программы действующему федеральному и региональному, районному бюджетному законодательству, разрабатываются выводы, в том числе о возможности достижения заложенных в проекте целей и задач, и предложения КРК по изменению, дополнению и уточнению отдельных параметров и показателей проектов программ.
3.13. Рассмотрение проектов изменений программы осуществляется аналогично рассмотрению проекта программы с освещением следующих вопросов экспертизы:
- корректность предлагаемых изменений;
- логичность предлагаемых изменений (в том числе отсутствие внутренних противоречий в новом варианте программы; согласованность изменений финансирования, программных мероприятий и ожидаемых результатов);
- правомерность предлагаемых изменений;
- целесообразность предлагаемых изменений (потенциальная эффективность предлагаемых мер);
- причины (основания) вносимых изменений;
- согласованность изменений муниципальной программы с изменениями других документов;
- устранение или сохранение нарушений и недостатков программы, отмеченных КРК ранее по результатам экспертизы проекта программы.
4. Оформление результатов экспертизы проектов муниципальных программ Сивинского муниципального района
4.1. По результатам проведения экспертизы составляется заключение, которое должно соответствовать содержанию экспертизы и включать исчерпывающие выводы по закрепленным областям исследования. Все выводы должны быть объективны и обоснованы соответствующими нормативными актами, результатами анализа контрольных мероприятий, статистической и иной, предусмотренной к использованию, информацией. Изложение должно быть системным, четким, лаконичным и доступным для понимания.
4.2. В заключении отражаются наиболее существенные проблемные вопросы, выявленные в ходе экспертизы в отношении следующих решений проекта программы:
- анализа предметной ситуации и факторов ее существующего состояния;
- определения целей, конечных результатов программы;
- постановки задач, выбора принципиальных подходов решения проблемы (улучшения состояния жизнедеятельности района);
- распределения задач и мероприятий между соисполнителями программы;
- формирования программных мероприятий;
- определения мер нормативно-правового регулирования;
- установления финансовых потребностей программы.
4.3. В случае наличия в проекте программы нарушений, - они отмечаются в заключении с изложением сути нарушения и указанием реквизитов соответствующих нормативных правовых актов и конкретных их норм (статей, частей, пунктов).
4.4. В случае наличия в проекте программы недостатков, - они отмечаются в заключении с изложением сути недостатка и обоснованием наличия возможностей использования средств Сивинского района в меньшем объёме и (или) с большей отдачей, привлечения для достижения целей программы средств из иных источников, помимо бюджета Сивинского района.
4.5. При обнаружении в ходе проведения экспертизы проекта программы коррупциогенных факторов, - в заключении на проект программы должно быть сделано соответствующее указание.
4.6. В заключении на проект программы не даются рекомендации по утверждению или отклонению представленного проекта программы.
4.7. В заключении выражается мнение о необходимости рассмотрения разработчиком программы замечаний и предложений, внесения изменений в проект программы, либо информация об отсутствии замечаний и предложений по итогам экспертизы.
4.8. Заключение по результатам экспертизы не может содержать политических оценок проекта программы.
4.9. Заключение подписывается аудитором КРК.
5. Контроль за реализацией предложений КРК по проектам программ, использование результатов экспертиз
5.1. Контроль за реализацией предложений КРК по проекту программы осуществляется аудитором.
После принятия постановления администрации об утверждении программы или внесении изменений в программу, экспертиза проекта которой проведена КРК, осуществляется анализ устранения нарушений и недостатков проекта программы, отмеченных в заключении.
5.2. Результаты экспертиз проектов программ используются при проведении экспертиз проектов бюджета Сивинского муниципального района и отчёта о его исполнении, при планировании контрольной деятельности КРК, а также при проведении экспертиз проектов иных программ Сивинского муниципального района.
6. Проведение экспертизы отчёта об исполнении муниципальной программы
6.1. Экспертиза отчёта осуществляется с освещением следующих вопросов:
N п/п |
Вопрос экспертизы |
6.1.1 |
Оценка полноты отчёта - наличия всей предусмотренной информации, в т.ч. пояснений по отклонениям фактических значений конечных и непосредственных результатов от их плановых значений. |
6.1.2 |
Оценка соответствия состава и плановых значений показателей программы*, приведенных в отчёте, предусмотренному программой в действующей редакции. |
6.1.3 |
Оценка внутренней непротиворечивости отчёта. |
6.1.4 |
Оценка конкретности, информативности данных о выполнении программных мероприятий. |
6.1.5 |
Оценка соответствия данных отчёта о финансировании программы за счет бюджетных средств данным бюджетной отчётности участников программы за отчётный год. |
6.1.6 |
Оценка соответствия фактических значений конечных и непосредственных результатов программы данным официальной статистической отчётности (при наличии). |
6.1.7 |
Анализ согласованности соотношений плановых и фактических значений финансирования мероприятий и их непосредственных результатов (с учетом отраслевых особенностей). |
6.1.8 |
Анализ согласованности соотношений плановых и фактических значений непосредственных результатов мероприятий и конечных результатов программы и подпрограмм (с учетом отраслевых особенностей). |
6.1.9 |
Оценка достижения показателей (индикаторов), предусмотренных программой, действовавшей в отчётном периоде (в соответствии с постановлением администрации Сивинского района утвердившим программу в первоначальной редакции). |
6.2. Помимо вопросов, указанных (закреплённых) в п. 6.1 Порядка, - участником экспертизы освещаются все вопросы, которые они сочтут значимыми и целесообразными.
6.3. При возникновении вопросов и сомнений по фактам, представленным в отчете программы по распоряжению председателя Земского собрания возможны встречные проверки с выходом на место.
6.4. Все суждения и выводы о нарушениях и недостатках отчёта - подтверждаются (иллюстрируются) примерами. В случае объёмности таких данных, - они, как правило, выносятся в сноски к основному тексту или в тематические приложения в целях сохранения целостности и обозримости заключения.
6.5. Заключение направляется в установленном порядке в орган исполнительной власти Сивинского муниципального района, являющийся исполнителем программ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Земского Собрания Сивинского муниципального района Пермского края от 28 мая 2015 г. N 98 "Об утверждении Стандарта проведения экспертизы проектов муниципальных программ Сивинского муниципального района"
Настоящее решение вступает в силу с момента его подписания
Текст решения официально опубликован не был