Решение Пермского краевого суда
от 18 июня 2015 г. по делу N 3-103/2015
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Филатовой Е.С.
при секретаре Татарских К.И.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Кузнецовой И.А., представителя Правительства Пермского края и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края Максимова А.В., представителя Правительства Пермского края Азановой О.Н., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании недействующими положений соглашений о реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края (формы 1 и 2 приложения 1 к Порядку предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на реализацию приоритетного регионального проекта "Достойное жилье" в 2014 году, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 29.11.2013 N 1164-п (в редакции постановления Правительства Пермского края от 08.12.2014 N 1426-п)), установил:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер постановления от 29 ноября 2013 г. следует читать как "N 1664-п"
Постановлением Правительства Пермского края от 29.11.2013 N 1664-п "Об утверждении порядков предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края из бюджета Пермского края на реализацию инвестиционных проектов (муниципальных программ) и приоритетных региональных проектов" в редакции постановления Правительства Пермского края от 01.08.2014 N 732-п утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на реализацию приоритетного регионального проекта "Достойное жилье" в 2014 году. Постановления опубликованы в Бюллетенях законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края N 48 от 09.12.2013, N 31 от 11.08.2014.
Постановлением Правительства Пермского края от 08.12.2014 N 1426-п, опубликованным в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края. Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края N 49 от 15.12.2014, утверждены изменения, которые вносятся в Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на реализацию приоритетного регионального проекта "Достойное жилье" в 2014 году, приложение 1 изложено в иной редакции.
Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в Пермский краевой суд с заявлением, в котором просит признать недействующими п.п. 2.2.8-2.2.10 соглашений о реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края (формы 1 и 2 приложения 1 к Порядку предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на реализацию приоритетного регионального проекта "Достойное жилье" в 2014 году, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 29.11.2013 N 116-п (в редакции постановления Правительства Пермского края от 08.12.2014 N 1426-п) в полном объеме и п. 2.2.4 соглашений в части слов "с участием комиссий, в состав которых включаются представители органов государственного жилищного надзора, органов архитектуры, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, государственного строительного надзора, организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, а также представители общественности". Полагает положения п.п. 2.2.8-2.2.10 Соглашений противоречащим федеральному законодательству, а именно ст. 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей меру ответственности за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления межбюджетных трансферт, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, в виде бесспорного взыскания суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций). Пункты 2.2.4 соглашений не соответствуют положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, положению об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации которыми, которыми определенные функции, вмененные администрациям местного самоуправления, отнесенные к государственному строительному надзору.
В судебном заседании участвующая в деле прокурор Кузнецова И.А. на удовлетворении оставшегося требования настаивает.
Представители заинтересованных лиц Максимов А.В., Азанова О.Н. с требованиями заявителя не согласились по доводам, изложенным в отзыве (л.д. 23-25).
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, суд полагает, что заявленное требование основано на законе и подлежит удовлетворению.
Порядком предоставления из бюджета Пермского края субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на реализацию приоритетного регионального проекта "Достойное жилье" в 2014 году определяются цель, направления и условия предоставления из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов и городских округов Пермского края указанных субсидий, предоставление субсидий, предоставление отчетности, контроль расходования субсидий, возврат субсидий. Субсидии бюджетам муниципальных образований предоставляются в целях реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края (п.п. 1.1, 1.2 Порядка).
Как следует из п. 1.5 Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края из бюджета Пермского края на реализацию приоритетного регионального проекта "Достойное жилье" в 2014 году, субсидии предоставляются соответствующим бюджетам и направляются органами местного самоуправления муниципальных образований на проведение следующих мероприятий: по приобретению жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; по строительству многоквартирных домов или домов, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; по выплате лицам, в собственности которых находятся жилые помещения аварийного жилищного фонда, выкупной цены за жилые помещения аварийного жилищного фонда в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Форма 1 приложения 1 к Порядку предоставления из бюджета Пермского края субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на реализацию приоритетного регионального проекта "Достойное жилье" в 2014 году представляет собою образец соглашения о реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее Министерство) и органом местного самоуправления городского округа (далее Администрация).
Под формой 2 приложения 1 к Порядку предоставления из бюджета Пермского края субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на реализацию приоритетного регионального проекта "Достойное жилье" в 2014 году опубликовано соглашение о реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее Министерство), органом местного самоуправления муниципального района (далее Администрация), органом местного самоуправления поселения (далее Администрация поселения).
Предметом Соглашений является предоставление и расходование субсидий из бюджета Пермского края на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края (далее - субсидии). Субсидии предоставляются на основании региональной адресной Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2013 - 2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 29.05.2013 N 579-п "Об утверждении региональной адресной Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2013 - 2017 годы, объемов расходов по приоритетному региональному проекту "Достойное жилье" на 2013 год", и в соответствии с Порядком предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края из бюджета Пермского края на реализацию приоритетного регионального проекта "Достойное жилье" в 2014 году, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 29.11.2013 N 1664-п "Об утверждении порядков предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края из бюджета Пермского края на реализацию инвестиционных проектов и приоритетных региональных проектов" (п.п. 1.1, 1.2 Соглашений).
В соответствии с пунктами 2.2.4 Соглашений Администрация (Администрация и Администрация поселения (форма 2)) обязуются обеспечить приемку законченных строительством домов, построенных в целях реализации региональной адресной программы, а также приемку приобретаемых в целях реализации указанной программы жилых помещений во вновь построенных домах с участием комиссий, в состав которых включаются представители органов государственного жилищного надзора, органов архитектуры, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, государственного строительного надзора, организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, а также представители общественности.
Как следует из пояснений представителя Максимова А.В., отзыва, данные положения включены в Соглашения с целью усиления контроля за ходом реализации региональной адресной программы в связи с выявлением фактом ненадлежащего качества строящегося и приобретаемого в рамках программы жилья, цель создания комиссии - предупреждение, выявление, пресечение нарушений органами местного самоуправления, юридическими лицами. Индивидуальными предпринимателями требований, установленных техническими и градостроительными регламентами, строительными нормами и правилами, действующими СНиП и СанПиН.
Между тем, оспариваемые положения, в том числе, с учетом приведенной цели их включения в Соглашения, не соответствуют положениям федерального законодательства о градостроительной деятельности, регулирующего, в том числе, отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
В частности, Градостроительный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих территориях; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; предусматривает порядок и случаи необходимости совершения указанных действий; предусматривает строительный контроль (ст. 53), государственный строительный надзор (ст. 54). При этом необходимость осуществления соответствующих действий связана с видами объектов капитального строительства, за исключением строительного контроля, проводящегося лицом, осуществляющим строительство.
Предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации является задачей государственного строительного надзора (Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" в соответствии со ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в том числе, в рамках государственного строительного надзора осуществляется федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный контроль (надзор) за соответствием объекта капитального строительства требованиям в отношении его энергетической эффективности и требованиям в отношении его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, государственный экологический надзор (абз.2 п. 5 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации).
Учитывая вышеизложенное, указание в п.п. 2.2.4 Соглашений на состав комиссии при осуществлении приемки органом местного самоуправления законченных строительством домов, построенных в целях реализации региональной адресной программы, а также приобретаемых в целях реализации указанной программы жилых помещений во вновь построенных домах на необходимость привлечения осуществления приемки объектов противоречит федеральному законодательству о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 2.2.8 Соглашений в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Администрацией (Администрацией поселения (форма 2)) обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренных пунктами 2.2.1-2.2.7, Администрация (Администрация поселения) обязуется по требованию Министерства возвратить полученную субсидию в сумме, исчисленной из расчета 5000 (пять тысяч) рублей за каждый день такой просрочки за каждое жилое помещение в аварийном доме, переселение граждан из которого просрочено;
В случае несвоевременного предоставления отчетов, указанных в пункте 3.3 Порядка, Администрация (Администрация поселения и Администрация) обязуется (обязуются) по требованию Министерства возвратить полученную субсидию в размере ... (...) рублей за каждый день просрочки исполнения обязательств по предоставлению такой отчетности (п. 2.2.9 Соглашений).
В случае предоставления в Министерство недостоверных сведений о ходе реализации программ переселения Администрация (Администрация поселения и Администрация) обязуется (обязуются) по требованию Министерства возвратить полученную субсидию в размере ... (...) рублей за каждый факт выявления недостоверных сведений в отчетах (п. 2.2.10 Соглашений).
Постановление Правительства Пермского края от 29.11.2013 N 1614-п (в последующих редакциях), которым утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на реализацию приоритетного регионального проекта "Достойное жилье" в 2014 году, принято в соответствии со ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей предоставление местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации субсидий (межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления от 29 ноября 2013 г. следует читать как "N 1664-п"
Согласно преамбуле Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
В силу положений ст. 7 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление видов бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, определение оснований и порядка применения бюджетных мер принуждения относится к полномочиям Российской Федерации.
Ответственность за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов установлена ст. 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Возможность установления иных видов ответственности за нарушение бюджетного законодательства в части правоотношений, возникающих в сфере предоставления межбюджетных трансфертов, за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением нецелевого использования бюджетных средств) Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрена. Субъекты Российской Федерации таким правом не наделены.
Кроме того, п. 5.1 Порядка предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на реализацию приоритетного регионального проекта "Достойное жилье" в 2014 году прямо предусмотрено, что в случае выявления нецелевого использования субсидий, а также нарушения условий и требований, установленных настоящим Порядком и (или) Соглашением, субсидии подлежат взысканию в бюджет Пермского края в соответствии с бюджетным законодательством.
В связи с изложенным указание в п.п. 2.2.8 - 2.2.10 соглашений о реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на меры ответственности органов местного самоуправления за нарушение условий и порядка предоставления субсидий в рамках приоритетного регионального проекта "Достойное жилье" в 2014 году, непредусмотренные федеральным законодательством, не соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что оспариваемые положения были включены в проекты соглашений во исполнение п. 4.3 протокола совещания у заместителя председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 17.09.2014 N ДК-П9-192пр и п. 4.2 протокола Всероссийского селекторного совещания в режиме видеоконференции Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросу "О ходе реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонд, признанного таковым до 01.01.2012" от 10.11.2014 N 370-прм-мм. П.2 протокола совещания у заместителя председателя Правительства Российской Федерации К. от 01.08.2014 N ДК-П9-164пр; в отсутствие соответствующих условий пермский край не получил бы Финансовую поддержку Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилья по этапам 2015 - 2017 г.г., не могут в данном случае быть приняты, поскольку в силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что оспариваемые первым заместителем прокурора Пермского края нормы противоречат положениям федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, требование заявителя является обоснованным, пункты 2.2.4 соглашений о реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края (формы 1 и 2 приложения 1 к Порядку предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на реализацию приоритетного регионального проекта "Достойное жилье" в 2014 году, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 29.11.2013 N 1164-п (в редакции постановления Правительства Пермского края от 08.12.2014 N 1426-п)) в части слов "с участием комиссий, в состав которых включаются представители органов государственного жилищного надзора, органов архитектуры, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, государственного строительного надзора, организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, а также представителей общественности"; пункты 2.2.8-2.2.10 приведенных соглашений в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер постановления от 29 ноября 2013 г. следует читать как "N 1664-п"
Руководствуясь ч. 2 ст. 253, ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решил:
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункты 2.2.4 соглашений о реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края (формы 1 и 2 приложения 1 к Порядку предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на реализацию приоритетного регионального проекта "Достойное жилье" в 2014 году, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 29.11.2013 N 1164-п (в редакции постановления Правительства Пермского края от 08.12.2014 N 1426-п)) в части слов "с участием комиссий, в состав которых включаются представители органов государственного жилищного надзора, органов архитектуры, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, государственного строительного надзора, организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, а также представителей общественности"; пункты 2.2.8-2.2.10 приведенных соглашений.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер постановления от 29 ноября 2013 г. следует читать как "N 1664-п"
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 23 июня 2015 года.
Судья |
Филатова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пермского краевого суда от 18 июня 2015 г. по делу N 3-103/2015
Текст решения размещен в Государственной автоматизированной системе РФ "Правосудие" (http://oblsud.perm.sudrf.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника