Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Порядку межведомственного
взаимодействия по профилактике
суицидальных попыток и суицидов
несовершеннолетних
Факторы
риска суицидального поведения несовершеннолетних
N п/п |
Фактор риска суицидального поведения |
Способы выявления. Рекомендуемые методики диагностики |
Код (для внесения в информационную карту класса/группы) |
1 |
Повышенная тревожность, состояние депрессии |
Методика определения уровня депрессии В.А. Жмурова Методика измерения уровня тревожности Тейлора в адаптации Т.А. Немчинова Диагностика уровня школьной тревожности Филиппса Проективные методики Цветовой тест Люшера |
1 |
2 |
Стресс, связанный с потерей близкого человека (смерть родителей/одного из родителей, брата/сестры, бабушки/дедушки, друга/подруги) |
Наблюдение, беседа с учащимся, родителями, родственниками |
2 |
3 |
Стресс, связанный с предстоящими экзаменами либо вызванный реакцией на отметки выполненных контрольных работ, предэкзаменационных тестов |
Наблюдение, беседа с учащимся, родителями, родственниками Диагностика уровня школьной тревожности Филиппса |
3 |
4 |
Суицид кого-либо из близких людей (в семье либо ближайшем окружении) |
Беседа с учащимся, родителями, родственниками |
4 |
5 |
Дезадаптация |
Наблюдение Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда |
5 |
6 |
Жестокое обращение с несовершеннолетним, проявляющееся либо в физическом воздействии, либо в психологическом |
Наблюдение, беседа с учащимся Проективные методики |
6 |
7 |
Резкое несоответствие ожиданий несовершеннолетнего или его представлений о себе с его возможностями и/или реальными качествами, достижениями. Неадекватная самооценка |
Модифицированный вариант методики Дембо-Рубинштейна по изучению особенностей самооценки подростков (С.Я. Рубинштейн, 1970) |
7 |
8 |
Издевательства, насмешки, вымогательство, травля со стороны одноклассников или других школьников |
Наблюдение, беседа с учащимся, родителями |
8 |
9 |
Суицидальные мысли, суицидальные высказывания |
Наблюдение, беседа с учащимися, родителями Опросник суицидального риска модификация Т.Н. Разуваевой; Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич) |
9 |
10 |
Нарушенные детско-родительские отношения, отсутствие взаимопонимания, поддержки со стороны родителей (законных представителей). Несоответствие ожиданиям родителей и переживания по этому поводу |
Опросник "Анализ семейных взаимоотношений" Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса (АСВ); проективная методика Р. Жиля Проективные методики (например, рисуночные тесты) |
10 |
11 |
Отсутствие позитивного видения своего будущего, нереалистичное представление жизненных целей или задач по достижению целей |
Тест смысла жизненных ориентаций (адаптированная версия теста "Цель в жизни" (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика) Проективные методики (например, методика неоконченных предложений, рисуночные тесты) |
11 |
12 |
Переживания по поводу своего внешнего вида, физических недостатков. Комплекс неполноценности |
Наблюдение, беседа с учащимися, родителями Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан |
12 |
13 |
Неумение выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, конструктивно решать конфликтные ситуации. Переживания по поводу нескладывающихся отношений с представителями противоположного пола |
Наблюдение, беседа с учащимися, родителями Опросник А. Басса - А. Дарки (в интерпретации Цукерман Г.А.) |
13 |
14 |
Катастрофическое мышление. Острая эмоциональная реакция на возникающие трудности. Импульсивность. Повышенная возбудимость нервной системы |
Наблюдение, беседа с учащимся, родителями Проективные методики (например, методика неоконченных предложений) |
14 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.