Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Губаревой С.А. и Егоровой Е.С, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сахнова А.В, к Государственному казенному учреждению Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Харабалинского района", Министерству социального развития и труда Астраханской области о взыскании единовременной материальной помощи, морального вреда и судебных расходов, по кассационной жалобе Сахнова А.В, на решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 23 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 17 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Сахнов А.В. обратился в суд иском к Государственному казенному учреждению Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Харабалинского района" (далее - ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Харабалинского района"), Министерству социального развития и труда Астраханской области, в котором с учетом уточненных исковых требований, просил взыскать с Министерства социального развития и труда Астраханской области, ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Харабалинского района" единовременную материальную помощь в размере 50 000 рублей для оплаты долга за свет 37 000 рублей и 13 000 рублей на приобретение угля, взыскать с Министерства социального развития и труда Астраханской области, ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Харабалинского района" моральный вред в размере 50 000 рублей, взыскать с ГКУ Астраханской области "Центра социальной поддержки населения Харабалинского района" судебные расходы.
Решением Харабалинского районного суда Астраханской области от 23 августа 2021 года исковые требования Сахнова А.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 17 ноября 2021 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Сахнов А.В. просит отменить указанные судебные акты, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что суд неправильно применил нормы материального права, не учел, что отказ ответчика в предоставлении материальной помощи носит формальный характер без учета реально сложившейся тяжелой жизненной ситуации истца, не имеющего постоянного дохода.
Лица, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, не имеются.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что 13.05.2021г. истец Сахнов А.В. обратился с заявлением в ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Харабалинского района" для оказания ему услуги по выплате единовременной материальной помощи, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в материальной помощи.
Согласно уведомлению ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Харабалинского района" от 21.05.2021г. N 10 Сахнову А.В. отказано в предоставлении услуги, поскольку комиссия не усмотрела наличие не зависящих от заявителя обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, в том числе состояние здоровья, проблемы, связанные с факторами социального окружения, включая семейное положение, проблемы жилищного и экономического характера, трудоустройств, либо нуждаемость в постоянной, временной или развой посторонней помощи для преодоления трудной жизненной ситуации и (или) ее последствий.
Комиссией установлено, что Сахнов А.В. не трудоустроен с 2007 года, наличие у него какого - либо хронического заболевания, препятствующего ему осуществлять трудовую деятельность не имеется и не подтверждено, он не предпринимал мер к увеличению дохода, в том числе путем поиска работы, иного дополнительного заработка с целью повысить материальное положение, при этом сведений о том, что указанные обстоятельства вызваны состоянием здоровья истца, либо иными уважительными причинами, не зависящими от гражданина, не имеется.
Согласно сведениям от 13.12.2020г, Сахнов А.В, 28.10.1960 года рождения, с 01.01.2019г. в соответствии со статьей 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации относится к категории граждан пред пенсионного возраста.
На основании выписки из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц о регистрации гражданина в качестве безработного от 17.12.2020г. N 113, Сахнов А.В. зарегистрирован в качестве безработного в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Российской федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 с 06 апреля 2020 года (приказ N 107Д17/2002 от 16 апреля 2020 года).
В соответствии с письмом областного ГКУ "Центр занятости населения Харабалинского района" от 17 декабря 2020 года N 713 Сахнов А.В. был признан безработным гражданином с правом получения пособия по безработице в минимальном размере на период с 04.04.2020г. по 01.10.2020г. С 02.10.2020г. выплата пособия по безработице прекращена согласно действующему законодательству.
Согласно сведениям о факте осуществления трудовой деятельности Сахнова А.В, за период с 01.02.2021г. по 30.04.2021г, истцу выплачено в качестве единовременной выплаты за счет средств пенсионных накоплений 18577, 90 рублей.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 13.05.2021 г. Сахнову Л.В. принадлежит на праве общей долевой собственности 1/2 жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", и жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Согласно акту обследования материально - бытовых условий Сахнова А.В. среднедушевой доход семьи составляет 6192, 63 рубля, расчет величины прожиточного минимума составляет 11069 рублей, разница между величиной среднедушевого дохода и величиной прожиточного минимума составляет 55, 95%. Из акта следует, что домовладение Сахнова А.В. - кирпичное, окна деревянные, на полу линолеум, стены оклеены обоями. В доме санузлы. Мебель старая. В доме имеется холодильник, титан, стиральная машина, газовая плитка, компьютерная техника. В доме чисто, аккуратно.
Из протокола N 10 заседания комиссии по рассмотрению вопросов оказания единовременной материальной помощи гражданам в соответствии с Порядком оказания единовременной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации от 21.05.2021г. установлено, что комиссией принято решение об отказе Сахнову А.В. в признании его нуждающимся в оказании единовременной помощи, в связи с отсутствием оснований, а также отсутствием не зависящих от заявителя обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, в том числе состояние здоровья, проблемы, связанные с факторами социального окружения, включая семейное положение, проблемы жилищного и экономического характера, трудоустройства, либо нуждаемость в постоянной, временной или разовой посторонней помощи для преодоления трудной жизненной ситуации и (или) ее последствий.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, установив, факт отсутствия обстоятельств, подтверждающих нахождение Сахнова А.В. в тяжелой жизненной ситуации, по независящим от него причинам в спорный период, а также, принимая во внимание исключительный и единовременный характер требуемой истцом выплаты, пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, не усмотрев при этом со стороны ГКУ "Центр занятости населения Харабалинского района", нарушений требования действующего законодательства.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанций основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Перечень случаев (социальных рисков), с которыми Конституция Российской Федерации связывает право на социальное обеспечение, не является исчерпывающим. Относя установление таких случаев к сфере регулирования законом, Конституция Российской Федерации тем самым подтверждает обязанность государства гарантировать гражданам социальное обеспечение при наступлении не только названных в ее статье 39, но и других социальных рисков, признаваемых законодателем в качестве основания для его предоставления.
Реализуя предписания статей 7, частей 1 и 2 статьи 38 и частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, и определилкруг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
Право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации предусмотрено Конституцией Российской Федерации в рамках координации вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На территории Астраханской области меры социальной поддержки отдельным категориям граждан за счет средств бюджета Астраханской области предоставляются на основании Закона Астраханской области "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Российской Федерации" от 22 декабря 2016 года N 85\2016-03.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 31 названного Закона Астраханской области право на меру социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей имеют граждане, нуждающиеся в материальной поддержке. Лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставляется единовременная материальная помощь (часть 2). Порядок и условия предоставления меры социальной поддержки, предусмотренной частью 2 настоящей статьи, а также ее размер устанавливаются Правительством Астраханской области (часть 3).
Такой Порядок и условия установлены в Постановлении Правительства Астраханской области от 29 декабря 2011 года N 655-П "О Порядке и условиях предоставления единовременной материальной помощи отдельным категориям граждан".
Согласно пункту 2 Порядка получателями единовременной материальной помощи являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Астраханской области, соответствующие требованиям части 1 статьи 31 Закона Астраханской области (далее - заявители). Решение о предоставлении единовременной материальной помощи принимают государственные казенные учреждения Астраханской области - центры социальной поддержки населения муниципальных районов (далее - учреждение).
В силу подпункта 3.5 Порядка следует, что гражданам, нуждающимся в материальной поддержке, один раз в два года со дня принятия последнего решения о предоставлении единовременной материальной помощи в соответствии с настоящим подпунктом в размере до 50, 0 тыс. рублей. Единовременная материальная помощь в соответствии с настоящим подпунктом предоставляется гражданам, признанным нуждающимися в материальной поддержке в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
Согласно пункту 6 Порядка для получения единовременной материальной помощи, предусмотренной подпунктом 3.5 пункта 3 настоящего Порядка, заявитель (представитель заявителя) представляет в учреждение: заявление с указанием обстоятельств, вследствие которых он нуждается в материальной поддержке; копию документа, удостоверяющего личность заявителя; копию документа, удостоверяющего личность представителя заявителя, и копию документа, подтверждающего его полномочия, как представителя заявителя (в случае подачи заявления и копий документов, указанных в настоящем пункте, представителем заявителя); копии документов, подтверждающих проживание заявителя на территории Астраханской области (договоры найма, аренды, пользования жилым помещением), в случае отсутствия у заявителя документов, подтверждающих его регистрацию по месту жительства на территории Астраханской области; копии документов, содержащих сведения о членах семьи заявителя, за исключением одиноко проживающего заявителя (решение суда об усыновлении (удочерении), решение суда о признании гражданина членом семьи заявителя, свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении (в случае государственной регистрации рождения, заключения брака за пределами территории Астраханской области); копии документов, подтверждающих доходы заявителя и всех членов его семьи или одиноко проживающего заявителя за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (за исключением документов, подлежащих получению в рамках межведомственного информационного взаимодействия, которые заявитель (представитель заявителя) вправе представить по собственной инициативе (далее - документы, подлежащие получению в рамках межведомственного информационного взаимодействия); копии документов, содержащих сведения о принадлежащем заявителю и членам его семьи или одиноко проживающему заявителю имуществе на праве собственности (за исключением документов, подлежащих получению в рамках межведомственного информационного взаимодействия);
копии документов, подтверждающих нахождение заявителя или одного из трудоспособных членов его семьи на регистрационном учете в качестве безработного (в случае постановки заявителя или одного из трудоспособных членов его семьи на регистрационный учет в качестве безработного за пределами территории Астраханской области); копию медицинского заключения, полученного не ранее чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором заявитель (представитель заявителя) обратился в учреждение за предоставлением единовременной материальной помощи, подтверждающего наличие у заявителя либо у члена его семьи острого или диагностированного хронического заболевания (в случае наличия у заявителя либо у члена его семьи острого или диагностированного хронического заболевания); - копии документов, подтверждающих понесенные или запланированные заявителем расходы на приобретение товаров, работ, услуг (договоры купли-продажи, счета, счета-фактуры, кассовые чеки, приходные кассовые ордера, квитанции с отметкой об оплате произведенных расходов), в случае указания в заявлении понесенных или запланированных расходов на приобретение товаров, работ, услуг в качестве обстоятельств, вследствие которых заявитель нуждается в материальной поддержке.
Согласно пункту 7 Порядка заявитель признается нуждающимся в материальной поддержке на основании следующих критериев: наличие не зависящих от заявителя обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, в том числе состояние здоровья, проблемы, связанные с факторами социального окружения, включая семейное положение, проблемы жилищного и экономического характера, трудоустройства; наличие у заявителя права на получение иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации или Астраханской области; нуждаемость в постоянной, временной или разовой посторонней помощи.
Комиссия осуществляет комплексную оценку нуждаемости заявителя в материальной поддержке в соответствии с критериями, указанными в абзацах пятом - седьмом настоящего пункта, определяет размер единовременной материальной помощи с учетом материально-бытовых условий проживания заявителя, состава и доходов его семьи, обстоятельств, побудивших заявителя к обращению за единовременной материальной помощью; документов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды нижестоящих инстанций, правильно указали, что комиссией по рассмотрению вопросов оказания государственной социальной помощи принято правомерное решение, основанное на всестороннем изучении обстоятельств и соответствии с требованиями действующего законодательства, об отказе в признании Сахнова А.В. нуждающимся в материальной поддержке.
При рассмотрении иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 23 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 17 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сахнова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.