Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Лысовой Е.В.
судей Шамрай М.С, Анненковой К.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности по ликвидации свалок отходов, расположенных на территории Волжского сельского поселения, по кассационной жалобе главы Волжского сельского поселения Черепенина Г.Н. на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 04 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 18 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
Ярославский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности по ликвидации свалок отходов, расположенных на территории Волжского сельского поселения, указав в обоснование заявленных требований, что Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления в Волжском сельском поселении Рыбинского района Ярославской области, в ходе которой установлено наличие двух несанкционированных свалок отходов: в месте с географическими координатами 57.999852, 38.933914 примерно в 150 м. от р. Уткашь северо-западнее д. Никольское в тупике проселочной дороги и в месте с примерными координатами 57.999696. 38.935842 севернее д. Никольское в бетонном сооружении в виде недостроенного фундамента слева от дороги в 100 м от р. Уткашь.
Поскольку указанные несанкционированные свалки размещены на территории земель, государственная собственность на которые не разграничена, в границах Волжского сельского поселения, обязанность организации их ликвидации, по мнению истца, должна быть возложена на администрацию Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области. Ярославским межрайонным природоохранным прокурором Главе Волжского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений, которое до настоящего времени не исполнено, что и послужило основанием обращения с настоящим иском в суд.
С учетом изложенного, истец просил суд обязать ответчика организовать ликвидацию несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории Волжского сельского поселения, а именно: несанкционированной свалки отходов (шифер, отходы древесные от разборки зданий, ТКО) в месте с географическими координатами 57.999852, 38.933914 примерно в 150 м. от р. Уткашь северо-западнее д. Никольское в тупике проселочной дороги; несанкционированной свалки отходов (ТКО) в месте с примерными координатами 57.999696. 38.935842 севернее д. Никольское в бетонном сооружении в виде недостроенного фундамента слева от дороги в 100 м от р. Уткашь.
Решением Рыбинского городского суда Ярославской области от 04 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 18 мая 2021 г, на Администрацию Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области возложена обязанность в срок до 01 октября 2021 г. организовать ликвидацию несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории Волжского сельского поселения: несанкционированной свалки отходов (шифер, отходы древесные от разборки зданий, ТКО) в месте с географическими координатами 57.999852, 38.933914 примерно в 150 м от р. Уткашь северно-западнее д. Никольское в тупике проселочной дороги; несанкционированной свалки отходов (ТКО) в месте с примерными координатами 57.999696, 38.935842 севернее д. Никольское в бетонном сооружении в виде недостроенного фундамента слева от дороги в 100 м от р. Уткашь.
В кассационной жалобе глава Волжского сельского поселения ставит вопрос об отмене судебных постановлений по мотиву их незаконности и необоснованности. При этом, кассатор ссылается на то, что в полномочия сельского поселения не входит ликвидации свалок, земельные участки, на которых обнаружены отходы не относятся к землям населенных пунктов Волжского сельского поселения, обращает внимание на единство судебной практики и правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации.
Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой в суд кассационной инстанции представлены возражения на кассационную жалобу Волжского сельского поселения, в которой содержится просьба об оставлении без изменения оспариваемых судебных постановлений, кассационной жалобы без удовлетворения.
Стороны по делу надлежащим образом извещены о времени месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции. Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
На основании ч. 5 ст. 379 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе законность оспариваемых судебных постановлений, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения существенных (фундаментальных) нарушений, о чем неоднократно указывалось как Конституционным Судом Российской Федерации, так и Европейским Судом по правам человека.
Таких нарушений норм процессуального законодательства и норм материального права при принятии судебных постановлений не усматривается.
Как установлено судами, в рамках проведенной Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления в Волжском сельском поселении Рыбинского района установлено наличие двух несанкционированных свалок на территории сельского поселения, в том числе: несанкционированной свалки отходов (шифер, отходы древесные от разборки зданий, ТКО) в месте с географическими координатами 57.999852, 38.933914 примерно в 150 м от р. Уткашь северно-западнее д. Никольское в тупике проселочной дороги и несанкционированной свалки отходов (ТКО) в месте с примерными координатами 57.999696, 38.935842 севернее д. Никольское в бетонном сооружении в виде недостроенного фундамента слева от дороги в 100 м от р. Уткашь.
Указанное подтверждается актом обследования от 24 марта 2020 г.
В адрес администрации Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района прокурором направлено представление от 28 мая 2020 г. об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих.
Администрацией Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района представление Ярославского межрайонного природоохранного прокурора рассмотрено, 21 июля 2020 г. дан ответ, в соответствии с которым, земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки, не находятся на муниципальных землях Волжского сельского поселения, уборка выявленных несанкционированных свалок не может быть произведена за счет средств бюджета поселения, поскольку обязанность по уборке и содержанию земельных участков возложена на собственников или иных пользователей земельных участков, в связи с чем данные траты будут являться нецелевым расходованием бюджетных средств.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, разрешая спор и постановляя решение об удовлетворении заявленных требований, установив факт размещения на территории Волжского сельского поселения двух несанкционированных свалок отходов, руководствуясь положениями Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 13 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах местного самоуправления", Закона Ярославской области от 30 июня 2014 г. N 36-З "О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области", пришел к выводу о возложении на ответчика Администрацию Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области обязанности по организации их ликвидации.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судов у судебной коллегии не имеется.
Как следует из Федерального закона от 30 марта 1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22).
Положения п. 1 ст. 3.4. Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускают накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001г. N607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абз. 4. 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ). В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ).
Положениями ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ).
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанных земельных участках, в материалы дела не представлены.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения (п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Положениями п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003г. N 131-ФЗ предусмотрено, что участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Как следует из п. 5 ч. 2 ст. 2 Закона Ярославской области от 30 июня 2014г. N 36-з "О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области", участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросами местного значения сельского поселения.
Как следует из Устава Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района и Ярославской области, к вопросам местного значения Волжского сельского поселения относится, в том числе организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (ст. 9, п. 1, п. 18).
В соответствии с решением Муниципального совета Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района N 117 от 25 февраля 2020 г, п.п. 18 п. 1 ст. 9 изложен в следующей редакции: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
С учетом приведенного нормативного регулирования, суды пришли к верному выводу, что участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию отходов на территории сельских поселений отнесено к вопросам местного значения сельского поселения, в связи с чем, имелись основания для возложения на ответчика обязанности организовать ликвидацию несанкционированных свалок отходов.
Судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции находит данные выводы суда основанными на правильно установленных обстоятельствах и правильном применении норм материального права и соблюдении процессуального закона. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Все изложенные в жалобе доводы, являлись предметом исследования судебных инстанций по существу, сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (ст. ст. 98 и 330 ГПК РФ).
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем, основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений явиться не могут.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 04 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 18 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу главы Волжского сельского поселения без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.