Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Зайцевой Е.Н.
судей: Уфимцевой Н.А, Жуленко Н.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску прокурора Новосибирского района в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области, администрации Новосибирского района Новосибирской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку
по кассационной жалобе администрации Новосибирского района Новосибирской области на решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 24 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 16 декабря 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Уфимцевой Н.А,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Новосибирского района Новосибирской области обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к Поченкову В.А, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области, администрации Новосибирского района Новосибирской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Новосибирского района Новосибирской области проведена проверка соблюдения законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами. В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сенокосы, располагается несанкционированная свалка, состоящая из ТКО, крупногабаритного мусора и строительных отходов общей площадью не менее 5 000 кв.м. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, указанный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, передан по договору аренды N от 29 марта 2019 г. Поченкову В.А. администрацией Новосибирского района Новосибирской области, которая не реализует закрепленные федеральным законодательством полномочия, связанные с охраной окружающей среды, в частности по управлению и организации на территории муниципального района сбора и вывоза бытовых отходов. Меры представителем собственника - территориальным управлением Росимущества в Новосибирской области для соблюдения требований законодательства в отношении земельного участка также не принято. С учетом уточнений просил обязать ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку твердых отходов и мусора на земельном участке с кадастровым номером N Установить для ответчиков срок для добровольного исполнения решения суда.
Определением суда от 24 декабря 2020 г. производство по делу в части требований прокурора к ответчику Поченкову В.А. прекращено, в связи с принятием отказа истца от иска к Поченкову В.А.
Решением Ленинского районного суда г. Новосибирска от 24 декабря 2020 г. постановлено: исковое заявление прокурора Новосибирского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новосибирского района Новосибирской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку удовлетворить частично. Обязать администрацию Новосибирского района Новосибирской области ликвидировать несанкционированную свалку твердых отходов и мусора на земельном участке с кадастровым номером N, установив срок для добровольного исполнения решения суда в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Исковые требования прокурора Новосибирского района Новосибирской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку оставить без удовлетворения.
Апелляционным определением Новосибирского областного суда от 1 июня 2021 г. решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 24.12.2020 отменено, принято новое, которым исковые требования прокурора Новосибирского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Новосибирского района Новосибирской области оставлены без удовлетворения. Исковые требования прокурора Новосибирского района Новосибирской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку удовлетворены. На Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых отходов и мусора на земельном участке с кадастровым номером N, установлен срок для добровольного исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28 сентября 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 июня 2021 г. отменено. Дело направлено на навое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 16 декабря 2021 г. постановлено: решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 14 декабря 2020 г. отменить, принять новое решение, которым исковые требования прокурора новосибирского района Новосибирской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новосибирского района Новосибирской области о возложении обязанности ликвидировать свалку удовлетворить. Обязать администрацию Новосибирского района Новосибирской области ликвидировать несанкционированную свалку твердых отходов и мусора на земельном участке с кадастровым номером N, установив срок для добровольного исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Исковые требования прокурора Новосибирского района Новосибирской области к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку оставить без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель администрации Новосибирского района Новосибирской области Терскова Я.А. просит решение и апелляционное определение отменить, в удовлетворении исковых требований прокурора Новосибирского района Новосибирской области к администрации Новосибирского района Новосибирской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки - отказать. Указывает, что выводы судов о возложении на администрацию Новосибирского района Новосибирской области обязанностей, связанных с ликвидацией несанкционированной свалки, являются ошибочными, не основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
ТУ ФАУГИ в Новосибирской области представлены возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не имеется.
В связи с нарушением судом первой инстанции п. 5 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ (не подписана резолютивная часть решения суда судьей), на основании ч. 5 ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Судом апелляционной инстанции установлено и из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами выявлен земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сенокосы, на котором незаконно размещены строительные отходы и крупногабаритный мусор, ТКО общей площадью не менее 5 000 кв.м, что подтверждено исследованными доказательствами (актом, фототаблицей, схемой), не оспорено представителями ответчиков.
Земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 2179137 кв.м, местоположением: Новосибирская область, Новосибирский район, в границах Боровского сельсовета, ориентир: 800 м. по направлению на север от с. Боровое Новосибирского района Новосибирской области находится в собственности Российской Федерации и передан ИП Поченкову В.А. согласно договору аренды от 25 февраля 2019 г, заключенному между ТУ Росимущества в Новосибирской области и ИП Поченковым В.А.
Согласно акту проверки Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области от 28 октября 2019 г, Постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного Суда от 19 августа 2020 г. по делу N45-42866/19 установлено и подтверждено справкой администрации Боровского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, что свалка на земельном участке с кадастровым номером N образована в результате жизнедеятельности населения села Боровое, находится в границах Боровского сельсовета, функционировала длительное время, была официально закрыта для приема твердых коммунальных отходов.
4 сентября 2019 г. администрация Новосибирского района Новосибирской области обратилась к региональному оператору по обращению с ТКО на территории Новосибирской области ООО "Экология-Новосибирск" о принятии мер по ликвидации указанной в иске свалки.
Суд апелляционной инстанции, установив обстоятельства по делу, дав оценку представленным доказательствам, руководствуясь нормами права, предусмотренными ст. ст. 9, 36, 72, 76 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 10, 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. И52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ч.2 ст.9, ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 18 ч. 1, ч. ч. 3, 4 ст. 14, п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N13 1-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 2 июня 2015 г. N12-П, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2016 г. N13-П, п.7, 8. "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт Ресурсосбережение. Обращение с отходами, Термины и определения" (введенный Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N607-ст), пришел к выводу об обоснованности заявленных требований о возложении на администрацию Новосибирского района Новосибирской области обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых отходов и мусора на земельном участке с кадастровым номером N, не усмотрев оснований для привлечения в рамках спорных правоотношений к гражданско-правовой ответственности собственника земельного участка Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области.
При этом судом апелляционной инстанции принято во внимание, что п. 15 ч. 1 ст. 5 Устава города Новосибирска на администрацию Новосибирского района Новосибирской области возложены обязанности по вопросу организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на соответствующей территории сельского поселения входящего в территорию Новосибирского района Новосибирской области.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 29 Устава администрация Новосибирского района Новосибирской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства, связи, транспорта, дорожной деятельности и строительства, торговли и бытового обслуживания населения организует утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.
Свалка на земельном участке с кадастровым номером N образована в результате жизнедеятельности населения села Боровое, находится в границах Боровского сельсовета, функционировала длительное время, была официально закрыта для приема твердых коммунальных отходов.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь приведенными нормами права, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых отходов и мусора на администрацию Новосибирского района Новосибирской области, в связи с ненадлежащим выполнением своих обязанностей, связанных с использованием земельного участка на территории муниципального образования, непринятием мер для очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов, принимая во внимание, что несанкционированная свалка образована не по вине собственника, а в результате жизнедеятельности населения с. Боровое, функционирует в течение длительного периода времени, в связи с чем оснований для привлечения в рамках спорных правоотношений к гражданско-правовой ответственности собственника земельного участка Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области не имеется.
Выводы суда апелляционной инстанции мотивированы, соответствуют содержанию правовых норм, регулирующих спорные правоотношения и правильно примененных судом, основаны на представленных суду доказательствах, которые оценены судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ в совокупности со всеми доказательствами по делу.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом судебном постановлении.
Иных доводов, по которым состоявшийся по делу судебный акт мог бы быть отменен или изменен, а также ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу судебного постановления, кассационная жалоба не содержит.
Доводы жалобы по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы суда, содержащиеся в обжалуемом постановлении, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод жалобы об отмене решения суда не подлежит рассмотрению, поскольку апелляционным определением обжалуемое решение отменено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 16 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Новосибирского района Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.