Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу защитника Пневской Олеси Алексеевны, действующей в интересах Пневского Алексея Александровича на основании доверенности, на постановление инспектора отдела лицензионно-разрешительной работы по Березниковскому, Губахинскому, Александровскому, Кизеловскому, Красновишерскому, Чердынскому и Соликамскому районам Управления Росгвардии по Пермскому краю от 26 февраля 2020 года, решение судьи Губахинского городского суда Пермского края от 28 апреля 2020 года и решение судьи Пермского краевого суда от 22 июня 2020 года, вынесенные в отношении Пневского Алексея Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением инспектора отдела лицензионно-разрешительной работы по Березниковскому, Губахинскому, Александровскому, Кизеловскому, Красновишерскому от 26 февраля 2020 года N 59ЛРР006180220000064, оставленным без изменения решением судьи Губахинского городского суда Пермского края от 28 апреля 2020 года и решением судьи Пермского краевого суда от 22 июня 2020 года, Пневский А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 20.8 КоАП РФ нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) урегулированы правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации.
В силу статьи 22 Закона об оружии, гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц. Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 N 814 утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Правила).
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 года N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814" утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция).
В пункте 147 Инструкции предусмотрено, что инвентаризацией является полная проверка наличия оружия и патронов на соответствие учетным данным, порядка ведения их учета и обеспечения сохранности, которая проводится в организациях и учреждениях на основании приказа руководителя юридического лица либо в соответствии с указаниями руководителей соответствующих органов внутренних дел.
Перед началом инвентаризации члены комиссии должны подготовить бланки инвентаризационных описей (приложение 75), описей номерного учета (приложение 76) и сличительных ведомостей результатов инвентаризации оружия и патронов (приложение 77), зарегистрировать их в установленном порядке. При этом предварительное внесение остатков оружия и патронов в указанные документы не допускается (подпункт "б" пункта 151 Инструкции).
Согласно пункту 155 Инструкции инвентаризационные описи и описи номерного учета заполняются с учетом требований, установленных для проведения инвентаризаций в органах внутренних дел.
Из материалов дела следует, что ООО ОП "Гермес-Альфа" осуществляет частную охранную деятельность и имеет разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему серии "данные изъяты" от 05 августа 2018 года. На основании приказа от 01 июля 2018 года N 11 ответственным за учет, сохранность, передачу оружия, патронов является директор ООО ОП "Гермес-Альфа" Пневский А.А.
01 января 2020 года по адресу: Пермский край, г. Губаха, ул. Дегтярева, д.5 в комнате хранения оружия ООО ОП "Гермес-Альфа" директором и ответственным за хранение и использования оружия и патронов к нему Пневским А.А. проведена ежегодная инвентаризация оружия и патронов к нему, в ходе которой были выявлены нарушения статьи 25 Федерального закона N 150 от 13 декабря 1996 г, пунктов 147, 151 (б), 155 Инструкции N 288, пунктов 52, 53 приказа МВД России N 560, а именно: приказ о проведении инвентаризации издан не за 10 дней до ее начала; не определены порядок и сроки предоставления акта инвентаризации, сличительных ведомостей проведения инвентаризации; бланки инвентаризационных описей, описи номерного учета и сличительные ведомости результатов не зарегистрированы в установленном порядке; сличительная ведомость, опись номерного учета и инвентаризационная опись заполнены с использованием электронных средств; в описи номерного учета не указан номер книги учета и страницы, в инвентаризационной описи не указан номер книги учета и страницы, в сличительной ведомости отсутствуют номенклатурные номера.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении директора Пневского А.А. протокола об административном правонарушении по частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ и привлечения должностного лица к административной ответственности.
Обстоятельства совершения Пневским А.А, в силу должностных обязанностей отвечающего признакам должностного лица, указанным в статье 2.4 КоАП РФ, вмененного административного правонарушения подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо, вынесшее постановление, и нижестоящие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности Пневского А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 13 декабря 1996 N 150-ФЗ "Об оружии", положения которого распространяются также на оборот боеприпасов и патронов к оружию.
В силу частей 5 и 6 статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию определяются Правительством Российской Федерации.
Из положений пунктов 51, 55, 56, 58 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814, следует, что субъекты, имеющие право на приобретение оружия осуществляют учет оружия и патронов, обеспечение их сохранности, безопасности хранения и использования на основании настоящих Правил и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за оборотом оружия.
Указанные юридические лица обязаны осуществлять все операции по перемещению и использованию оружия и патронов при наличии разрешающих документов, а также вести учет оружия и патронов в книгах учета, форма и порядок ведения которых устанавливаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
В целях реализации вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" издан Приказ МВД России от 12 апреля 1999 N 288, которым утверждена "Инструкции по организацию работы внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", которая, помимо прочего, устанавливает требования к сохранности и безопасности хранения гражданского и служебного оружия и патронов к нему, устанавливает обязательные требования по ведению учета оружия и патронов.
При таких обстоятельствах оружие и патроны, хранящиеся в комнате хранения оружия ООО ОП "Гермес-Альфа", должны подлежать учету с соблюдением, в том числе, требований Федерального закона от 13 декабря 1996 N 150-ФЗ "Об оружии", Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации и Инструкции МВД, нарушение пунктов 147, 151 (б) 155 которой вменено Пневскому А.А.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, выявленные и вмененные нарушения, указывают на наличие в действиях должностного лица Пневского А.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Действия должностного лица Пневского А.А. правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.8 КоАП РФ.
Вина заявителя в совершении вмененного правонарушения подтверждена совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым должностным лицом, рассматривавшим дело, а также судьями городского и краевого судов дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений процессуальных требований в ходе производства по делу не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем имеются основания для изменения принятых по настоящему делу об административном правонарушении актов путем исключения из объема вмененного административного правонарушения указания на нарушение пунктов 52, 53 Инструкция о порядке проведения инвентаризации средств военного снабжения в системе МВД России (приказ от 15 июля 2005 года N 560).
Приказом МВД России от 15 июля 2005 N 560 утверждена Инструкция о порядке проведения инвентаризации средств военного снабжения в системе МВД России
Инструкция, как следует из ее содержания, утверждена МВД России в целях учета, хранения, сбережения и использования средств военного снабжения в системе МВД России и адресована начальникам подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, баз и складов хранения ресурсов ОУМТС МВД России, командующим войсками региональных командований внутренних войск МВД России, командирам соединений и воинских частей внутренних войск МВД России.
Таким образом, указанный акт распространяет свое рекомендательное действие на МВД России, его территориальные органы и подведомственные ему организации, уполномоченные на проведение мероприятий инвентаризации вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел, и не является обязательным для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему органов МВД России.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что Пневскому А.А. необоснованно вменены нарушения требований для проведения инвентаризаций в органах внутренних дел, установленные приказом МВД России N 560 от 15 июля 2005 года "Об утверждении инструкции о порядке проведения инвентаризации средств военного снабжения в системе МВД России", которые подлежат исключению из объема вмененных нарушений (п.п. 52, 53).
При этом, вопреки доводам жалобы, привлечение его к административной ответственности имело место в том числе и в связи с невыполнением требований Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150 "Об оружии", постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах регулирования оборота гражданского оружия и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" и положений приказа МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814".
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица, решение судьи городского суда и решение судьи краевого суда подлежат изменению путем исключения из объема вмененного административного правонарушения указания на нарушение пунктов 52, 53 Инструкции о порядке проведения инвентаризации средств военного снабжения в системе МВД России, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 июля 2005 г. N 560.
Внесение данных изменений положение Пневского А.А. не ухудшает.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление инспектора отдела лицензионно-разрешительной работы по Березниковскому, Губахинскому, Александровскому, Кизеловскому, Красновишерскому, Чердынскому и Соликамскому районам Управления Росгвардии по Пермскому краю от 26 февраля 2020 года, решение судьи Губахинского городского суда Пермского края от 28 апреля 2020 года и решение судьи Пермского краевого суда от 22 июня 2020 года, вынесенные в отношении Пневского Алексея Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключить из объема вмененного административного правонарушения указание на нарушение пунктов 52, 53 Инструкции о порядке проведения инвентаризации средств военного снабжения в системе МВД России, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 июля 2005 г. N 560.
В остальной части указанные акты оставить без изменения, жалобу защитника Пневской О.А. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции П.В. Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.