Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Песоцкого В.В, судей Харитонова А.С, Комбаровой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному унитарному предприятию города Лабинска "Тепловые сети" о признании незаконным начислений по оплате за тепловую энергию по кассационной жалобе муниципального унитарного предприятия города Лабинска "Тепловые сети" на решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 28 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Песоцкого В.В, выслушав объяснения представителя муниципального унитарного предприятия города Лабинска "Тепловые сети" ФИО3, поддержавшего доводы кассационной жалобы, а также объяснения ФИО1 об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась с иском к муниципальному унитарному предприятию города Лабинска "Тепловые сети" (далее - МУП "Тепловые сети") о признании незаконным начислений по оплате за тепловую энергию.
В обоснование своих требований истец указала на то, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". МУП "Тепловые сети" является исполнителем коммунальной услуги по поставке тепловой энергии в многоквартирный дом. С 2010 года она не является потребителем услуги по теплоснабжению в результате произведенного переустройства жилого помещения в виде демонтажа радиаторов централизованного отопления и устройства индивидуального отопления с использованием электрической энергии. В период с октября 2018 по апрель 2019 ответчик выставил счет, включая жилую площадь квартиры. По мнению истца, она не освобождена от обязанности нести расходы, связанные с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, однако не должна оплачивать услугу по теплоснабжению квартиры, которая ею фактически не потребляется ввиду оборудования квартиры индивидуальной системой отопления. Истец просила суд признать незаконными начисления за теплоснабжение жилого помещения по адресу: "адрес" за период с 1 октября 2018 по 30 апреля 2019 года в сумме 24 402, 92 рубля, обязать МУП "Тепловые сети" произвести перерасчет суммы задолженности за указанный период.
Решением Лабинского городского суда Краснодарского края от 28 июля 2021 года на МУП "Тепловые сети" возложена обязанность произвести перерасчет оплаты за тепловую энергию по адресу: "адрес" за период с 1 октября 2018 по 30 апреля 2019 года, исключив из расчета площадь жилого помещения.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 октября 2021 года решение оставлено без изменения. Резолютивная часть решения суда дополнена указанием на то, что МУП "Тепловые сети" обязано произвести перерасчет оплаты за тепловую энергию по адресу: "адрес" за период с 1 октября 2018 по 30 апреля 2019 года, собственнику ФИО1, исходя из ее потребления в целях содержания лишь общего имущества в многоквартирном доме.
В кассационной жалобе МУП "Тепловые сети" поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении настоящего дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" на основании договора N 402 30 марта 1993 года о безвозмездной передаче жилья в собственность (приватизация).
МУП "Тепловые сети" является исполнителем коммунальной услуги по поставке тепловой энергии для потребителей, проживающих в многоквартирном доме по адресу: "адрес".
ФИО1 было произведено переустройство жилого помещения 15 сентября 2010 года в МУП "Тепловые сети" получены технические условия на отключение централизованного отопления квартиры. 30 сентября 2010 года администрацией Лабинского городского поселения Лабинского района принято решение о согласовании переустройства (установка автономного отопления) жилого помещения по адресу: "адрес". 22 сентября 2010 года МУП "Тепловые сети" составлен акт обследования квартиры.
25 октября 2010 года между подрядчиком ОАО "Лабинскрайгаз" и заказчиком ФИО1 составлен акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы.
31 мая 2019 года межведомственной приемочной комиссией составлен акт приемки законченного переустройством и (или) перепланировкой жилого помещения, согласно которому в принадлежащем ФИО1 жилом помещении работы по установке автономного отопления выполнены в соответствии с проектом и требованиями нормативных документов, действующих для жилых домов, отвечают санитарно-эпидемиологическим, пожарным, строительным нормам и правилам.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что возложение на истца обязанности по оплате тепловой энергии при подтверждении факта неиспользования тепловой энергии в рамках централизованной системы отопления независимо от наличия в ней транзитных трубопроводов, обеспечивающих теплоснабжение других помещений дома, фактически предполагает обязанность истца оплачивать энергию, потребляемую собственниками других помещений.
С данным выводом согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы суда первой и апелляционной инстанции о частичном удовлетворении иска сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 года, по общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается. Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Собственник и пользователь отдельного помещения в любом случае не может быть освобожден от оплаты отопления на общедомовые нужды.
Изменениями, внесенными с 1 января 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1498 в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), предусмотрено, что поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (пункт 6 Правил N 354).
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота.
Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения.
Введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено в первую очередь на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Правил N 354, система центрального отопления многоквартирного дома относится к общему имуществу.
Исходя из положений части 1 статьи 26, части 3 статьи 36, части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, установка индивидуального отопления без согласия всех собственников многоквартирного дома и согласования с органом местного самоуправления не прекращает потребление собственником жилого помещения в данном доме услуги теплоснабжения.
Кроме того, в силу подпункта "в" пункта 35 Правил N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Поскольку плата за отопление вносится совокупно без разделения на плату в помещении и плату на общедомовые нужды, собственники, демонтировавшие систему отопления на законных основаниях с оформлением соответствующих разрешительных документов, как правило, не подлежат освобождению от оплаты той ее части, которая приходится на общедомовые нужды.
Согласно нормам действующего жилищного законодательства переустройство помещения осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого расположено жилое помещение. Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения должен представить в орган, осуществляющий согласование, документы, перечень которых приведен в части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 28 Жилищного кодекса Российской Федерации завершение переустройства жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
В материалах дела имеется акт межведомственной приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки жилых (нежилых) помещений от 31 мая 2019 года, согласно которому квартира ответчика пригодна в переустроенном виде к эксплуатации.
Таким образом, право на изменение размера платы за услугу отопления наступило у ФИО1 с момента осуществления переустройства жилого помещения, то есть с момента получения акта о завершении таких работ от 31 мая 2019 года.
С учетом того, что вопрос о перерасчете оплаты за тепловую энергию ставился истцом за период с 1 октября 2018 по 30 апреля 2019 года, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права существенными, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, поэтому апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 октября 2021 года подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 октября 2021 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий В.В. Песоцкий
Судьи А.С. Харитонов
И.В. Комбарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.