Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шадриной Е.В, судей Пластинина И.В, Подгорной Е.П, при секретаре-помощнике судьи Шевченко Ю.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-18/2022 по административному исковому заявлению Протасова Валерия Викторовича, Резяповой Амины Мансуровны, Аксеновой Натальи Викторовны и Зубенко Александра Викторовича о признании не действующим в части постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 марта 2020 г. N 29-ПГ "О введении режима повышенной готовности" по апелляционной жалобе Протасова Валерия Викторовича, Резяповой Амины Мансуровны, Аксеновой Натальи Викторовны и Зубенко Александра Викторовича на решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 января 2022 г, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Демина Д.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
16 марта 2020 г. Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа принято постановление N 29-ПГ "О введении режима повышенной готовности" далее - Постановление N 29-ПГ), которым с 16 марта 2020 г. на территории Ямало-Ненецкого автономного округа введён режим повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Данный документ опубликован 16 марта 2020 г. на официальном сайте Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.yanao.ru, 20 марта 2020 г. в газете "Красный Север", спецвыпуск N 20/1, 24 марта 2020 г. на официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Согласно пункту 3-2 указанного постановления (здесь и далее - в редакции постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 2021 г. N 170-ПГ) с 25 октября 2021 г. лицам (за исключением несовершеннолетних) при посещении мероприятий, указанных в подпунктах 4.1 - 4.5 пункта 4 данного постановления, а также при посещении организаций социального обслуживания населения, организаций культуры, молодёжной политики и туризма независимо от их организационно-правовой формы, объектов спорта (спортивных сооружений), ночных клубов, детских развлекательных центров, детских игровых комнат, организаций и предприятий общественного питания (ресторанов, кафе, буфетов, баров, закусочных и иных), фитнес-центров, салонов красоты, соляриев, бань, саун, бассейнов, кинотеатров, театров и иных досуговых заведений необходимо наличие одного из следующих документов:
- действующего сертификата о профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции и (или) QR-кода, полученного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг;
- медицинского документа и (или) QR-кода, полученного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, подтверждающих, что они перенесли новую коронавирусную инфекцию и с даты их выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев;
- медицинского документа, подтверждающего наличие медицинских противопоказаний к вакцинации, заверенного лечащим врачом и руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации или выданного врачебной комиссией медицинской организации, и отрицательного ПЦР-теста.
Требование о наличии отрицательного ПЦР-теста не распространяется на лиц - получателей социальных услуг, имеющих противопоказания к вакцинации, при посещении организаций социального обслуживания населения.
В пункте 7 названного постановления указано, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, при осуществлении своей деятельности обязаны соблюдать требования, установленные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также:
7.1. требования, предусмотренные приложением N 2, - для организаций, осуществляющих деятельность в сфере бытовых услуг и торговли непродовольственными товарами;
7.2. требования, предусмотренные приложением N 5, - при проведении физкультурных и спортивных мероприятий;
7.3. требования, предусмотренные приложением N 6, - для организаций, осуществляющих общеобразовательную деятельность;
7.4. требования, предусмотренные приложением N 7, - при проведении мероприятий, направленных на осуществление молодёжной политики в Ямало-Ненецком автономном округе, мероприятий в сфере туризма;
7.5. требование о запрете проведения зрелищно-развлекательных мероприятий и оказания услуг общественного питания с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
Помимо требований, указанных в этом же пункте:
- лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, при организации мероприятий и осуществлении деятельности, определённых абзацем первым пункта 3-2 упомянутого постановления, необходимо обеспечить контроль за наличием у посетителей документов, предусмотренных абзацами вторым - четвёртым пункта 3-2 данного постановления;
- организациям и предприятиям общественного питания (рестораны, кафе, буфеты, бары, закусочные и иные) при осуществлении своей деятельности необходимо соблюдать условия о заполняемости не более 50% мест и расстановки "перегородок" или расстановки столов на расстоянии 1, 5 - 2 м.
Протасов В.В, Резяпова А.М, Аксенова Н.В. и Зубенко А.В, проживающие на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором после уточнения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просили признать недействующими пункты 3-2 и 7 Постановления N 29-ПГ в редакции, действующей на дату разрешения административного спора по существу, ссылаясь на их противоречие Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральному закону от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", постановлению Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации", а также на нарушение своих прав на свободное перемещение по территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе на территории организаций, для посещения которых введено требование о наличии QR-кодов.
Решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 января 2022 г. административным истцам в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Протасов В.В, Резяпова А.М, Аксенова Н.В. и Зубенко А.В просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административного иска. Поддерживая правовую позицию, изложенную в суде первой инстанции, полагают, что решение принято судом первой инстанции с нарушением норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа, Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа Вологодской области и прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
При рассмотрении данного дела суд установил, что Постановление N 29-ПГ принято в пределах полномочий Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверив соответствие содержания оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для признания данного положения недействующим.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции признал доводы административных истцов несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на верном истолковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктами "б" и "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Разрешение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях подпунктом 5 пункта 1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Специальным законом, регулирующим отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, в которой поименованы основные понятия, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Согласно подпункту "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации" (далее - Правила) и предусматривают в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4).
Исходя из положений пунктов "а", "м", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учётом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы её возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 упомянутого федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Пунктом 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ предусмотрено, что в случае установления Правительством Российской Федерации обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения, предусмотренных подпунктом "а.2" статьи 10 названного федерального закона, правила поведения, устанавливаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктами "у" и "ф" пункта 1 настоящей статьи, не могут им противоречить.
В силу положений статьи 19 указанного федерального закона граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Принимая во внимание приведённые законоположения, доводы административных истцов о противоречии оспариваемого акта, устанавливающего правила поведения при введении режима повышенной готовности, пункту 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, судом отклонены правомерно.
С учётом приведённых норм федерального законодательства и статей 32 и 37 Закона Курганской области от 28 декабря 1998 г. N 56-ЗАО "Устав Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа", согласно которым Губернатор автономного округа является высшим должностным лицом Ямало-Ненецкого автономного округа и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти автономного округа - Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа наделён полномочиями по введению на территории Ямало-Ненецкого автономного округа режима повышенной готовности и установлению обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, обусловленной распространением заболевания, представляющего опасность для окружающих.
По решению Всемирной организации здравоохранения от 30 января 2020 г. эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 г. ситуация признана пандемией.
Как верно установлено судом, оспариваемыми нормами временно установлены обязательные правила поведения, а именно при посещении мероприятий, объектов общественного питания, организаций, осуществляющих реализацию товаров и услуг, граждане, достигшие 18 лет, обязаны предъявить документы, удостоверяющие личность, и действующие персональные QR-коды, подтверждающие прохождение вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или перенесённое заболевание, внесённое постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, или медицинские документы, подтверждающие отрицательный тест на наличие данного заболевания. Аналогичные временные правила поведения установлены и для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно абзацу 14 статьи 1 названного федерального закона под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Пунктом 1 статьи 31 этого же федерального закона установлено введение ограничительных мероприятий (карантина) на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
К ограничительным мероприятиям (карантину) относятся административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (абзац 15 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
В силу положений абзаца 4 статьи 6 и пункта 2 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на территории субъекта Российской Федерации на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г. N 529 "Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор" установлено, что в случае угрозы возникновения или распространения инфекционных заболеваний на территории субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании предписания территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в течение 24 часов обязан принять решение о введении необходимых ограничительных мероприятий (карантина) на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации или на территории отдельных районов, городов, населённых пунктов данного субъекта Российской Федерации (пункт 1).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 г. N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (пункт 1.1), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза её развития своевременно вводить ограничительные мероприятия (пункт 1.2).
Проанализировав приведённые нормы в их системном единстве, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа при принятии Постановления N 29-ПГ, которым на территории автономного округа в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) был введён режим повышенной готовности и установлены обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения, действовал в пределах своих полномочий.
Оценивая оспариваемые нормы на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции также правильно исходил из вывода о том, что данные нормы согласуются с правилами поведения, обязательными для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации", в соответствии с подпунктами "в" и "г" пункта 4 которых при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
При этом определённые оспариваемыми положениями временные ограничительные меры установлены на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 г. N 5, писем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 декабря 2021 г. N 02/25310-2021-21 "О профилактике новой коронавирусной инфекции при проведении новогодних мероприятий для детей", адресованного руководителям территориальных органов Роспотребнадзора, от 20 декабря 2021 г. N 02/26346-2021-24 "О рассмотрении проекта регионального плана", адресованного Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, а также с учётом предписаний, изложенных в письмах Главного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу - руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу от 12 октября 2021 г. N 89-00-01/14-5411-2021, от 19 октября 2021 г. N 89-00-01/14-5634-2021, 9 декабря 2021 г. N 89-00-01/14-6622-2021, от 13 декабря 2021 г. N 89-00-01/14-6691-2021, от 24 декабря 2021 г. N 89-00-01/14-6972-2021, решений оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения на территории Ямало-ненецкого автономного округа новой коронавирусной инфекции COVID-19, в состав которого входит Главный санитарный врач Ямало-Ненецкого автономного округа, от 6 сентября 2021 г. N 53, от 13 сентября 2021 г. N 56, от 27 сентября 2021 г. N 60, от 4 октября 2021 г. N 61, от 11 октября 2021 г. N 62, от 18 октября 2021 г. N 63, от 25 октября 2021 г. N 65, от 1 ноября 2021 г. N 2, от 1 ноября 2021 г. N 2, от 8 ноября 2021 г. N 5, от 15 ноября 2021 г. N 7, от 22 ноября 2021 г. N 12, от 6 декабря 2021 г. N 15, от 13 декабря 2021 г. N 17, от 20 декабря 2021 г. N 20, и соответствуют указанным документам.
Доводы административных истцов о нарушении их прав, свобод и законных интересов судом правомерно отклонены, поскольку введённые временные правила поведения не носят произвольный характер, направлены на защиту конституционно значимых ценностей - жизни и здоровья, обусловлены необходимостью предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, ограничения эпидемического распространения заболеваемости коронавирусной инфекцией на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, и тем самым на обеспечение реализации и защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределённого круга лиц, проживающих (пребывающих) на территории указанного субъекта Российской Федерации.
При этом избрание конкретных видов ограничений и способов их обеспечения осуществляется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в пределах усмотрения, предоставленного ему в рамках решения вопросов, отнесённых к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов, исходя из конкретных обстоятельств состояния санитарно-эпидемиологической обстановки, роста заболеваемости и особенностей распространения коронавирусной инфекции в данном субъекте Российской Федерации.
Таким образом, суд правильно признал, что Постановление N 29-ПГ в оспариваемой части принято Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа в пределах его полномочий и законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.
Позиция административных истцов о том, что оспариваемой нормой нарушаются их права, предусмотренные положениями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" и Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", обоснованно признана судом несостоятельной, так как предъявление гражданином документа, удостоверяющего его личность, направлено на проверку принадлежности медицинского документа или QR-кода конкретному лицу и не свидетельствует об обработке его персональных данных.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом проверки суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 января 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Протасова Валерия Викторовича, Резяповой Амины Мансуровны, Аксеновой Натальи Викторовны и Зубенко Александра Викторовича - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.