Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Окружной администрации г. Якутска Степановой А.Н. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 февраля 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Харлампьева А.А. к Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав с использованием видеоконференц-связи представителя административного ответчика Окружной администрации г. Якутска Степанову А.Н, поддержавшую доводы кассационной жалобы, возражения административного истца Харлампьева А.А. и его представителя Харлампьева В.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Харлампьев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения, выраженного в письме от 27 августа 2021 года N 3869-ДИЗО/21, возложении обязанности предоставить на праве общей совместной собственности ему и Харлампьевой А.С. бесплатно земельный участок в г. Якутске с кадастровым номером N.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что его многодетная семья имеет право на однократное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, однако оспариваемым решением органа местного самоуправления ему отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N на том основании, что данный земельный участок расположен на территории, на которую распространяется лесохозяйственный регламент, и к нему отсутствуют подъездные пути.
С данным решением он не согласен, считает его незаконным, поскольку земельный участок находится на территории индивидуальной жилой застройки (зона Ж-2А), предусмотрен проектом планировки и межевания территории квартала "111" городского округа "город Якутск" под индивидуальное жилищное строительство, чьих-либо прав на него не зарегистрировано, подъездной путь имеется между земельными участками с кадастровыми номерами N и N.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 февраля 2022 года, административные исковые требования Харлампьева А.А. удовлетворены частично, признано незаконным решение Окружной администрации г. Якутска от 27 августа 2021 года N 3869-ДИЗО/21, на Окружную администрацию г. Якутска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Харлампьева А.А. и ФИО1 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N в соответствии с требованиями закона.
22 марта 2022 года представителем Окружной администрации г. Якутска Степановой А.Н. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 4 апреля 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Харлампьевым А.А. административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что в отношении испрашиваемого земельного участка действуют ограничения, установленные постановлением Окружной администрации г. Якутска от 11 октября 2013 года N 242п "Об утверждении лесохозяйственного регламента для лесных массивов городских лесов городского округа "город Якутск", также к земельному участку отсутствуют подъездные пути, что исключает его предоставление для целей индивидуального жилищного строительства. Кроме того, спорный земельный участок был предметом гражданского спора и предметом рассмотрения уголовного дела, в рамках которых установлено, что участок поставлен на государственный кадастровый учет в отсутствие на то законных оснований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения принятых по настоящему административному делу судебных актов в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 29 июля 2021 года Харлампьев А.А. и Харлампьева А.С, как лица, имеющие трех детей, обратились в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N площадью 806 кв.м. для использования под дачу.
По результатам рассмотрения обращения 27 августа 2021 года Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска направил заявителям ответ N 3869-ДИЗО/21 о невозможности предоставления земельного участка под испрашиваемый вид использования в связи с тем, что на него распространяется лесохозяйственный регламент для лесных массивов городских лесов, утвержденный постановлением Окружной администрации г. Якутска от 11 октября 2013 года N 242п, а также к земельному участку отсутствуют подъездные пути.
Проверяя законность данного решения, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь положениями статей 2, 7, 39.5, 39.19, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 1, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 24.1, 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) и установив, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2А, проектом планировки и проектом межевания территории предусмотрен для индивидуального жилищного строительства, ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии) соответствует, а также учитывая отсутствие доказательств расположения земельного участка в зоне действия лесохозяйственного регламента городских лесов, как и сведений об отсутствии подъездных путей к нему, пришли к выводу о несоответствии решения об отказе в предоставлении заявителю земельного участка требованиям законодательства.
Судебная коллегия кассационного суда с указанными выводами судов соглашается, поскольку они подтверждены имеющимися в деле доказательствами и основаны на правильном применении норм земельного законодательства.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Основания для отказа в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, установлены пунктом 8 статьи 39.15 и статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации), а также применительно к обстоятельствам настоящего спора частью 9 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
Между тем оспариваемое решение об отказе в предоставлении Харлампьеву А.А. и ФИО1 земельного участка не содержит предусмотренных указанными нормами оснований такого отказа.
Принятое по заявлению Харлампьева А.А. и ФИО1 решение об отказе в предоставлении земельного участка мотивировано невозможностью его использования для индивидуального жилищного строительства в связи с действием в отношении земельного участка лесохозяйственного регламента лесных массивов городских лесов, утвержденного постановлением Окружной администрации г. Якутска от 11 октября 2013 года N 242п, а также отсутствие к участку подъездных путей.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Из сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 5 августа 2021 года N 07-070422 следует, что земельный участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне Ж-2А, ограничения по линии градостроительного регулирования (красные линии) отсутствуют, в соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории участок предназначен для индивидуальной жилой застройки, имеет экологические ограничения, установленные в соответствии с лесохозяйственным регламентом для лесных массивов городских лесов.
Согласно пункту 2 статьи 43.1 Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденных решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N 169-НПА, территориальная зона Ж-2А предназначена для индивидуального жилищного строительства на территории города Якутска, основными видами разрешенного использования в данной территориальной зоне являются: индивидуальное жилищное строительство (2.1); блокированная жилая застройка (2.3); социальное обслуживание (3.2); амбулаторно-поликлиническое обслуживание (3.4.1); дошкольное, начальное и среднее общее образование (3.5.1); амбулаторное ветеринарное обслуживание (3.10.1); спорт (5.1); обеспечение внутреннего правопорядка (8.3); ведение садоводства (13.2); земельные участки (территории) общего пользования (12.0).
Таким образом, вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка соответствует заявленной Харлампьевым А.А. и ФИО1 цели его использования, указанной в заявлении о предоставлении земельного участка.
В обоснование своей позиции административный ответчик ссылается на действие в отношении земельного участка с кадастровым номером N лесохозяйственного регламента для лесных массивов городских лесов городского округа "город Якутск", утвержденного постановлением Окружной администрации г. Якутска от 11 октября 2013 года N 242п.
Из статьи 42.6 Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск" следует, что городские леса на территории г. Якутска выделены в территориальную зону Р-5, включенную в зоны рекреационного назначения, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также иными территориями, используемыми и предназначенными для санаторно-курортного лечения, активного и пассивного отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В то же время доказательств отнесения земельного участка с кадастровым номером N к территориальной зоне Р-5 в материалах дела не имеется, и административным ответчиком, на которого в силу требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лежит обязанность доказывания законности принятого решения, не представлено.
Лесохозяйственный регламент для лесных массивов городских лесов городского округа "город Якутск" документом градостроительного зонирования не является. Лесохозяйственный регламент принимается в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, определяет порядок осуществления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах населенного пункта, обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов.
То есть, лесохозяйственный регламент подлежит применению в отношении лесных массивов, расположенных на территории населенного пункта, которые документами градостроительного зонирования выделены в территориальную зону городских лесов. В данном случае земельный участок с кадастровым номером N не относится к землям, на которых расположены городские леса, в соответствии с проектом планировки и межевания территории сформирован для использования под индивидуальное жилищное строительство.
Также, оценив представленные в материалы дела документы территориального планирования, суды пришли к обоснованному выводу о том, что административным ответчиком не представлено доказательств отсутствия подъездных путей к испрашиваемому земельному участку.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что испрашиваемый земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположен в территориальной зоне, предназначенной для индивидуального жилищного строительства, отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска требованиям земельного законодательства не соответствует и нарушает права и законные интересов заявителя, поэтому судами сделан правильный вывод о наличии оснований для признания решения от 27 августа 2021 года N 3869-ДИЗО/21 незаконным и возложения на Окружную администрацию г. Якутска обязанности по принятию мер, направленных на устранение допущенных нарушений.
Ссылка органа местного самоуправления в кассационной жалобе на судебные акты, которыми установлена незаконность формирования спорного земельного участка иными лицами, подлежит отклонению, поскольку в настоящее время с государственного кадастрового учета земельный участок в предусмотренном законом порядке не снят, участок находится в муниципальной собственности, а установленные судебными актами обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о законности оспариваемого отказа Окружной администрации в предоставлении земельного участка многодетной семье Харлампьевых.
Доводы кассационной жалобы административного ответчика правильность выводов судебных инстанций не опровергают и оснований для отмены принятых по делу судебных актов не содержат. Судами обстоятельства по делу установлены правильно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2021 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.