Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Широковой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-2149/2021 по кассационной жалобе Ламеко С.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 декабря 2021 года (N 33а-6103/2021) по административному исковому заявлению Ламеко С.В. к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о присуждении денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ламеко С.В. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, просил признать действия (бездействие) сотрудников ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России незаконными в части халатного размещения административного истца в одном помещении с осужденным ФИО5, зараженным коронавирусной инфекцией. Указанные действия (бездействие) повлекли заражение Ламеко С.В. "данные изъяты". В результате неоказания своевременной медицинской помощи работниками ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России 29 октября 2020 года был доставлен в ГБУЗ "Коми Республиканскую больницу" с "данные изъяты". В последующем заявленные требования дополнены требованием о присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания в размере 90000 рублей.
К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 9 августа 2021 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Ламеко С.В. к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о присуждении денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 декабря 2021 года решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 9 августа 2021 года отменено, по делу принят новый судебный акт, которым признаны незаконными действия (бездействие) МСЧ-11 ФСИН России, выразившиеся в ненадлежащих условиях содержания Ламеко С.В.
С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Ламеко С.В. взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в размере 20 000 рублей.
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 декабря 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 22 февраля 2022 года, Ламеко С.В. ставит вопрос об отмене судебного акта, настаивая на доводах административного иска и наличии оснований для его удовлетворения в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебного постановления в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что осужденный Ламеко С.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отбывает меру уголовного наказания в ФКУ ИК-1 У ФСИН России по Республике Коми с 29 апреля 2016 года. В данном исправительном учреждении наблюдается в филиале "Медицинская часть N 1" ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России".
13 октября 2020 года, по предварительному согласованию с филиалом "Больница" ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, Ламеко С.В. был запланирован на этап с целью проведения планового стационарного лечения.
При проведении этапных мероприятий в адрес руководства ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми поступила информация от врача ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 о принятии на конвоирование осужденного ФИО5 с "данные изъяты"", который также следовал в больницу.
В связи с этим 11 осужденных, среди которых находился Ламеко С.В, были возвращены обратно в исправительное учреждение.
По возращению в исправительное учреждение, административный истец был помещен в карантинное отделение, где находился под наблюдением врача-терапевта.
13 октября 2020 года у Ламеко С.В. взят мазок на "данные изъяты", по результатам которого получен отрицательный результат.
В ходе наблюдения 29 октября 2020 года у Ламеко С.В. появились признаки "данные изъяты"
По экстренным показаниям Ламеко С.В. был направлен в ГБУЗ РК "Коми республиканская клиническая больница" для проведения компьютерной томографии органов грудной клетки и уточнения диагноза, по результатам которого был госпитализирован.
С 29 октября 2020 года по 3 ноября 2020 года Ламеко С.В. находился на стационарном лечении в ГБУЗ РК "Коми республиканская клиническая больница" с диагнозом "данные изъяты" "данные изъяты"
Выписан из медицинского учреждения в удовлетворительном состоянии с положительной динамикой.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для присуждения денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении, выразившиеся в заражении административного истца новой коронавирусной инфекцией и неоказании квалифицированной медицинской помощи.
При этом суд исходил из того, что доказательств заражения новой коронавирусной инфекцией административного истца в условиях исправительного учреждения не представлено и в ходе рассмотрения дела не установлено, медицинскими работниками медицинской части N 1 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России при наличии факторов, свидетельствующих о случае, подозрительном на "данные изъяты", проводился комплекс клинических обследований для определения степени тяжести состояния осужденного Ламеко С.В, включающий сбор анамнеза, физическое обследование, была применена инструментальная диагностика "данные изъяты" для выявления "данные изъяты", и по результатам проведенного комплекса клинического обследования, был направлен в ГБУЗ Республики Коми "Коми республиканская клиническая больница", где имеется подготовленный врачебный персонал, в условиях которого возможно выполнение требуемого объема исследований для оказания эффективной терапии, выбора тактики лечения и проведения дополнительного обследования, лучевой диагностики (КТ ОГК) и в случае необходимости медицинского инструментального вмешательства.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не согласилась с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1).
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
По смыслу статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", подпунктов 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
Статьей 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
По письменному указанию Управления организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России от 15 мая 2020 года начальникам ФКУЗ МСЧ ФСИН России в целях оперативного проведения противоэпидемических мероприятий в учреждениях УИС в соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 года N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения "COVID-19" предписано обеспечить проведение лабораторных исследований лиц, в том числе подозреваемых, обвиняемых, осужденных при направлении их на лечение в лечебно-исправительные учреждения (лечебно-профилактические учреждения УИС) не ранее чем за три дня до предполагаемой даты отправки в учреждения УИС.
Во исполнение пункта 9.1.2 Протокола N 5 заседания Оперативного штаба ФСИН России по предупреждению распространения коронавирусной инфекции "COVID-19" от 20 мая 2020 года, указания главного государственного санитарного врача ФСИН России о необходимости проведения лабораторного обследования спецконтингента на выявление новой коронавирусной инфекции УФСИН России по Республике Коми в адрес начальников учреждений УФСИН России по Республике Коми, начальников филиалов ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России направлено Указание от 17 июня 2020 года, согласно которому на начальников учреждений возложена обязанность по предоставлению в филиалы ФКУЗ МСЧ-11 списка лиц из числа спецконтингента запланированных, в том числе к направлению на лечение в лечебно-исправительные учреждения (лечебно-профилактические учреждения УИС), ориентировочно за пять дней до даты отправки. Начальники филиалов ФКУЗ МСЧ-11 обязаны обеспечить взятие мазков на новую коронавирусную инфекцию и их доставку в лабораторию не ранее 3-х дней до даты отправки. Данные о проведенном обследовании вносить в справку по личному делу конвоируемого лица. Кроме того, начальнику филиала "Медицинская часть N 3 МСЧ-11" необходимо обеспечить своевременное проведение исследования поступающих образцов биоматериала, своевременное предоставление результатов исследования в адрес направившего филиала, в том числе по ведомственной электронной почте и в режиме телефонограммы.
Из разъяснений, приведенных в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" (далее Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47), следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья (в частности, пункты 2, 9 статьи 17, статьи 19, 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47).
В силу требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
Из предоставленных в материалами дела сведений и доказательств, в том числе заключения служебной проверки от 15 ноября 2020 года, следует, что осужденный ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ был направлен с другими осужденными, среди которых находился административный истец Ламеко С.В, из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в лечебное учреждение до получения должностными лицами ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России результата мазка на "данные изъяты", и в справке по личному делу осужденного ФИО5 отметка об отсутствии контакта с лицами больными "данные изъяты" осуществлена должностным лицом приведенного исправительного учреждения преждевременно, до получения фактических результатов лабораторных исследований, согласно которым у последнего выявлено заболевание "данные изъяты" Непосредственно после этого административный истец находился под наблюдением медицинских работников, у него появились признаки заболевания и по экстренным показаниям он был направлен в ГБУЗ РК "Коми республиканская клиническая больница", где находился на стационарном лечении в период с 13 октября 2020 года по 30 октября 2020 года.
Из амбулаторной карты административного истца, а также показаний специалиста лечащего врача, заведующего отделением ГБУЗ РК "Коми республиканская клиническая больница" ФИО6, допрошенного в судебном заседании суда апелляционной инстанции, следует, что на основании отрицательного мазка "данные изъяты" Ламеко С.В. был установлен диагноз "данные изъяты". "данные изъяты" поскольку у него имелись иные клинические признаки, свидетельствующие о том, что административный истец был инфицирован "данные изъяты", и заражение данным вирусом не исключается при контакте с осужденным, у которого было выявлено указанное заболевание, исходя из периода, в течение которого развилась болезнь.
Установив указанные обстоятельства, судебная коллегия пришла к выводу о том, что должностными лицами ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России было допущено несоблюдение приведенных выше требований о порядке проведения лабораторного обследования спецконтингента при отправке в лечебное учреждение и внесения данных о результатах проведенного обследования в справку по личному делу, что повлекло несоблюдение санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих охрану здоровья лица, отбывающего наказание в местах лишения свободы, в частности Ламеко С.В.
Оценив степень причиненных административному истцу установленными нарушениями страданий, характер допущенных нарушений и длительность лечения, судебная коллегия с учетом требований разумности, справедливости и соразмерности, пришла к выводу о взыскании в пользу административного истца компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 20 000 рублей.
Оснований полагать размер указанной компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, не способствующим восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении прав административного истца, суд кассационной инстанции не находит.
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с изложенными выводами суда, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, однако, оспариваемый судебный акт постановлен исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку суда с учетом требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Несогласие заявителя с данной оценкой направлено на переоценку доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
С учетом установленных по административному делу обстоятельств, оснований для отмены или изменения апелляционного определения по кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 декабря 2021 года без изменения, кассационную жалобу Ламеко С.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 декабря 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 17 мая 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.