Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Хасановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6056/2021 по иску Никитенко Геннадия Владимировича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийском автономному округу - Югре о включении в стаж периодов работы и назначении пенсии, по кассационной жалобе Никитенко Геннадия Владимировича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Никитенко Г.В. обратился с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре), в котором просил суд обязать ответчика включить в стаж работы в полуторном исчислении периоды работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и обязать ответчика назначить ему пенсию в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 29 марта 2021 года.
В обоснование заявленных требований указал, что 29 марта 2021 года обратился в ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с заявлением о назначении ему пенсии, однако решением ответчика N 88954/21 от 21 июня 2021 года в назначении пенсии ему было отказано по причине отсутствия требуемого стажа. В решении указано, что его стаж работы составил: страховой стаж - 19 лет 09 месяцев 08 дней (с учетом учебы - 22 года 04 месяца 09 дней); стаж по Списку N 2 - 09 лет 02 месяца 26 дней, стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 19 лет 09 месяцев 04 дня. С данным решением не согласен, так как расчет стажа произведен без учета стажа в полуторном исчислении. Он работал в г..Нижневартовск, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера: с 01 августа 1981 года по 15 апреля 1982 года в Нижневартовском порту в должности матроса, газоэлектросварщика; с 27 августа 1984 года по 10 января 1985 года в Нижневартовском управлении по повышению нефтеотдачи пластов и капитального ремонта скважин производственного объединения "Нижневартовскнефтегаз" в качестве электросварщика ручной сварки; с 11 января 1985 года по 05 августа 1985 года в Нефтегазодобывающем управлении "Приобьнефть" производственного объединения "Нижневартовскнефтегаз" в качестве газоэлектросварщика; с 08 августа 1985 года по 17 февраля 1986 года, с 22 февраля 1986 года по 01 февраля 1989 года в качестве газоэлектросварщика Строительно-монтажного поезда N 553 треста "Нижневартовскдорстрой"; с 02 февраля 1989 года по 08 апреля 1991 года в Нижневартовском производственном потребительском кооперативном предприятии "Вах-Еган" в качестве газоэлектросварщика; с 09 апреля 1991 года по 06 декабря 1991 года в малом предприятии "Качество" в должности электросварщика; с 20 января 1992 года по 21 июня 1993 года в качестве грузчика на базе отдела рабочего снабжения N 3 Тюменского территориального управления рабочего снабжения.
Эти периоды подлежат исчислению в полуторном размере в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года N 340-1. Полагает, что его общий стаж составляет 26 лет 02 месяца 27 дней. Поскольку согласно решению ответчика его страховой стаж до 31 декабря 2001 года (без периода учебы) составил 09 лет 04 месяца 25 дней, то прибавив к этому стажу в полуторном исчислении 04 года 08 месяцев 12 дней, у него имеется необходимый 25-летний страховой стаж. Таким образом, при наличии страхового стажа более 25 лет и стажа на соответствующих видах работ, предусмотренных Списком N 2 (09 лет 02 месяца 26 дней), право выхода на пенсию наступает в возрасте 57 лет. При подаче заявления на пенсию его возраст составил 57 лет. Так как ответчиком подсчет страхового стажа до 2002 года, в период действия Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", произведен в календарном исчислении, то по вине ответчика нарушено его право на пенсию.
Решением Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 октября 2021 года на ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность включить в стаж работы Никитенко Г.В. периоды его работы с 01 августа 1981 года по 15 апреля 1982 года в Нижневартовском порту в должности матроса, газоэлектросварщика; с 27 августа 1984 года по 10 января 1985 года в Нижневартовском управлении по повышению нефтеотдачи пластов и капитального ремонта скважин производственного объединения "Нижневартовскнефтегаз" в качестве электросварщика ручной сварки; с 11 января 1985 года по 05 августа 1985 года в Нефтегазодобывающем управлении "Приобьнефть" производственного объединения "Нижневартовскнефтегаз" в качестве газоэлектросварщика; с 08 августа 1985 года по 17 февраля 1986 года, с 22 февраля 1986 года по 01 февраля 1989 года в качестве газоэлектросварщика Строительно-монтажного поезда N 553 треста "Нижневартовскдорстрой"; с 02 февраля 1989 года по 08 апреля 1991 года в Нижневартовском производственном потребительском кооперативном предприятии "Вах-Еган" в качестве газоэлектросварщика; с 09 апреля 1991 года по 06 декабря 1991 года в малом предприятии "Качество" в должности электросварщика; с 20 января 1992 года по 21 июня 1993 года в качестве грузчика на базе отдела рабочего снабжения N 3 Тюменского территориального управления рабочего снабжения в полуторном размере.
На ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность назначить Никитенко Г.В, "данные изъяты" года рождения, пенсию по старости с 29 марта 2021 года в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ " О страховых пенсиях".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 февраля 2022 года решение Нижневартовского городского суда от 13 октября 2021 года отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Никитенко Г.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, просит оставить в силе решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 октября 2021 года.
Стороны в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявили, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 29 марта 2021 года Никитенко Г.В, "данные изъяты" года рождения, зарегистрированный в системе государственного пенсионного страхования 10 сентября 2002 года, обратился в ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре N 88954/21 от 21 июня 2021 года в назначении страховой пенсии Никитенко Г.В. отказано по причине отсутствия требуемого страхового стажа, не выработан необходимый 25 летний стаж.
При оценке пенсионных прав ответчиком в общий страховой стаж Никитенко Г.В. включены периоды работы и его страховой стаж составил 19 лет 09 месяцев 08 дней (без учета учебы), в соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - 22 года 04 месяца 09 дней, стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 19 лет 09 месяцев 04 дня, стаж по Списку N2 - 09 лет 02 месяца 26 дней.
Никитенко Г.В. в период с 22 июня 1993 года по 09 ноября 2010 года проходил службу в органах внутренних дел МВД России; с 10 ноября 2020 года является получателем пенсии по выслуге лет; при определении размера пенсии за выслугу лет были учтены периоды с 18 апреля 1982 года по 08 июня 1984 года, с 22 июня 1993 года по 09 ноября 2010 года, что подтверждается трудовой книжкой истца и справкой УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 05 апреля 2018 года.
ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре не включены в страховой стаж периоды службы с 18 апреля 1982 года по 08 июня 1984 года, с 22 июня 1993 года по 09 ноября 2010 года, так как данные периоды были учтены при назначении пенсии по выслуге лет.
Из трудовой книжки Никитенко Г.В. серии АТ-III N 7098993 следует, что он работал с 01 августа 1981 года по 15 апреля 1982 года в Нижневартовском порту в качестве матроса, газоэлектросварщика, с 27 августа 1984 года по 10 января 1985 года в Нижневартовском управлении по повышению нефтеотдачи пластов и капитального ремонта скважин производственного объединения "Нижневартовскнефтегаз" в качестве электросварщика ручной сварки, с 11 января 1985 года по 05 августа 1985 года в Нефтегазодобывающем управлении "Приобьнефть" производственного объединения "Нижневартовскнефтегаз" в качестве газоэлектросварщика, с 08 августа 1985 года по 17 февраля 1986 года, с 22 февраля 1986 года по 01 февраля 1989 года в качестве газоэлектросварщика Строительно-монтажного поезда N 553 треста "Нижневартовскдорстрой", с 02 февраля 1989 года по 08 апреля 1991 года в Нижневартовском производственном потребительском кооперативном предприятии "Вах-Еган" в качестве газоэлектросварщика, с 09 апреля 1991 года по 06 декабря 1991 года в малом предприятии "Качество" в качестве электросварщика; с 20 января 1992 года по 21 июня 1993 года в качестве грузчика на базе отдела рабочего снабжения N 3 Тюменского территориального управления рабочего снабжения.
Вышеуказанные периоды работы истца также подтверждаются архивными справками администрации г. Нижневартовск от 30 марта 2021 года за N Н-32, Н-36, Н-39, Н-40, от 29 марта 2021 года за N Н-05, от 24 мая 2021 года за N Н-01, Н-02, архивными справками ПАО "РН-Западная Сибирь" от 22 апреля 2021 года за N исх-НБ-01398-21, исх-НБ-013998-21, от 03 июня 2021 года за N исх-НБ-02097-21, архивными справками администрации Нижневартовского района от 24 мая 2021 года за N243, 244.
Разрешая спор и удовлетворяя требование истца о включении спорных периодов в стаж работы в полуторном исчислении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 2 статьи 2, части 1 статьи 8, части 8 статьи 13, пункта 6 части 1 статьи 32, статьей 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", частью 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьей 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", статьей 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", исходил из того, что законодательство, действовавшее к моменту прекращения обычной трудовой деятельности Никитенко Г.В. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с его поступлением на военную службу, гарантировало ему исчисление в льготном порядке приобретенного к этому моменту трудового стажа, а применение правил, действовавших в период работы истца в 1982-1993 годах (в порядке части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") также не исключает возможность использования такого льготного порядка; действующее законодательство и в настоящее время допускает возможность льготного исчисления общего трудового стажа (в частности, стажа, приобретенного в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера) в целях оценки пенсионных прав, приобретенных до 01 января 2002 года.
Установив, что согласно архивных справок, предприятия, на которых работал Никитенко Г.В, располагались в г..Нижневартовск и Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югре, которые в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029, отнесены к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, пришел к выводу, что спорные периоды подлежат включению в страховой стаж в полуторном размере.
Разрешая требование истца о возложении обязанности назначить пенсию, суд первой инстанции исходил из того, что с учетом включения спорных периодов в полуторном размере, страховой стаж истца составляет более 25 лет, что влечет его право на назначение пенсии по старости в возрасте 57 лет, а именно с 29 марта 2021 года.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", пунктом 1 статьи 12, пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом 9 статьи 30, пунктом 2 статьи 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, исходил из того, что действующий в настоящее время закон предусматривает уменьшение пенсионного возраста для лиц, имеющих требуемый страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; продолжительность трудовой деятельности исчисляется в календарном порядке, независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитываемых в общий трудовой стаж, было предусмотрено льготное исчисление; требуя исчисления стажа в спорные периоды в полуторном размере и одновременно досрочного назначения пенсии в возрасте 57 лет, истец фактически просит допустить в его отношении двойное снижение пенсионного возраста, что законом не предусмотрено.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона Российской Федерации N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
Между тем, при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П предусмотрено, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
До вступления в силу 01 января 2002 года Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статьи 89 - 92, 95).
Согласно статье 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1), в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
В силу статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы (службы) исчислялись в льготном порядке - в полуторном размере.
В статье 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", действовавшей до 01 января 2005 года, также предусматривалось, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).
Таким образом, в силу действовавшего ранее правового регулирования, подсчет страхового стажа мог производиться с применением положений Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1.
Правовая оценка периодов работы истца до поступления на службу в органы внутренних дел с целью их включения в страховой стаж в льготном исчислении должна производиться с учетом вышеприведенного правового регулирования.
Учитывая изложенное, является верным вывод суда первой инстанции о том, что спорные периоды должны быть включены в страховой стаж в льготном исчислении.
Вместе с тем, делая вывод, что с учетом включения спорных периодов в полуторном размере, страховой стаж истца составляет более 25 лет, что влечет его право на назначение пенсии по старости в возрасте 57 лет, а именно с 29 марта 2021 года, суд первой инстанции расчет страхового стажа истца с учетом льготного порядка исчисления стажа, приобретенного в районах Крайнего Севера, не произвел.
При этом суд первой инстанции не проверил доводы истца о том, что все спорные периоды были засчитаны пенсионным органом в календарном исчислении.
Суд апелляционной инстанции, проверяя решение суда по доводам апелляционной жалобы ответчика, пришел к неверному выводу, что продолжительность трудовой деятельности истца подлежит исчислению в календарном порядке, независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитываемых в общий трудовой стаж, было предусмотрено льготное исчисление.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что истец фактически просит допустить в его отношении двойное снижение пенсионного возраста, что законом не предусмотрено.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции не учтено, что истец, обращаясь в суд с иском, просил назначить ему пенсию в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 29 марта 2021 года.
При определении права истца на досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в возрасте 57 лет (именно по достижении этого возраста Никитенко Г.В. обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии) необходимо выполнение совокупности следующих условий:
- наличие страхового стажа не менее 25 лет;
- наличие стажа на соответствующих видах работ (по Списку N 2) не менее 07 лет 06 месяцев;
- наличие индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 (с учетом положений части 3 статьи 35 данного Закона)
Таким образом, для разрешения спора необходимо установить совокупность условий для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом льготного порядка исчисления страхового стажа истца до поступления на службу в органы внутренних дел.
Для определения продолжительности страхового стажа с учетом льготного порядка исчисления необходимо установить, в каком порядке (в календарном или полуторном) были засчитаны спорные периоды в страховой стаж истца.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 Постановления от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (части 1 статьи 1, части 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть приведенные выше нарушения и разрешить заявленные исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 февраля 2022 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.