Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Фурса И.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 7 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Фурса И.А, Фурсы А.С, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Фурсы Г.А, об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Фурса И.А, Фурса А.С, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Фурсы Г.А, обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения управления труда и социальной защиты населения администрации г. Красноперекопска Республики Крым от 22 сентября 2020 года об отказе в выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым.
Решением Армянского городского суда Республики Крым от 29 июня 2021 года административное исковое заявление удовлетворено, на управление труда и социальной защиты населения администрации г. Красноперекопска Республики Крым возложена обязанность выдать Фурса И.А. сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым и внести ее в списки граждан, получивших сертификат и не обратившихся с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 7 сентября 2021 года решение первой инстанции отменено в части возложения обязанности выдать Фурса И.А. сертификат.
В указанной части по делу принято новое решение, на управление труда и социальной защиты населения администрации г. Красноперекопска Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Фурса И.А. в соответствии с действующим законодательством. В удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности выдать сертификат и включить в списки отказано.
В кассационной жалобе, поданной Фурса И.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об изменении апелляционного определения в части возложения на административный орган обязанности повторно рассмотреть заявление административных истцов в соответствии с действующим законодательством.
Кассационная жалоба, поступившая в городской суд 31 января 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 10 марта 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, Фурса А.С. и Фурса А.И. являются родителями малолетнего ребенка Фурсы Г.А, 30 января 2019 года рождения.
Фурса И.А. 26 декабря 2019 года подала заявление в управление труда и социальной защиты населения администрации г. Красноперекопска Республики Крым о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий.
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления управлением выдан сертификат от 24 января 2020 года на сумму 856 854 рублей.
В целях реализации указанного сертификата между Одинцовым К.Ю. и Фурсой А.С, Фурса А.И, Фурсой Г.А. 3 июня 2020 года заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: "адрес". Административными истцами в управление труда и социальной защиты населения администрации г. Красноперекопска Республики Крым поданы документы на реализацию сертификата.
Регистрация перехода права собственности на указанную квартиру произведена 11 июня 2020 года.
Между тем, 28 июля 2020 года управлением принято решение об отказе в реализации сертификата в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 7 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019.
Сертификат сдан в управления труда и социальной защиты населения администрации г. Красноперекопска Республики Крым.
Фурса И.А. 17 августа 2020 года повторно обратилась в управление труда и социальной защиты населения администрации г. Красноперекопска Республики Крым с заявлением о выдаче сертификата на получение единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым.
Обжалуемым решением начальника управления труда и социальной защиты населения администрации г. Красноперекопска Республики Крым от 22 сентября 2020 года Фурса И.А. отказано в предоставлении государственной услуги на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 4 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019. Отказ мотивирован отсутствием права на дополнительную меру социальной поддержки в связи с обеспеченностью семьи общей площадью жилых помещений свыше 18 кв. м в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего члена его семьи.
Закон Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" (действовавший на момент возникновения спорных правоотношений, далее - Закон N 631-ЗРК/2019) устанавливает, что дополнительная мера социальной поддержки семей, имеющих детей, в Республике Крым - мера, обеспечивающая возможность улучшения жилищных условий (далее - дополнительная мера социальной поддержки).
Согласно положениям статьи 3 Закона N 631-ЗРК/2019 право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания.
Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина (часть 3).
Основаниями для отказа в выдаче сертификата являются: 1) отсутствие права на дополнительную меру социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом; 2) предоставление неполного пакета документов, необходимых для предоставления дополнительной меры социальной поддержки (часть 4).
Отказывая в предоставлении государственной услуги по заявлению от 17 августа 2020 года, административный ответчик принял во внимание квартиру, расположенную по адресу регистрации семьи: "адрес", общей площадью 48, 3 кв. м (48, 3 : 4 = 12, 08 кв. м на каждого члена семьи) и принадлежащую на праве общей долевой собственности квартиру, расположенной по адресу: "адрес", площадью 36, 2 кв. м (36, 2 : 3 = 12, 07 кв. м на каждого члена семьи). Таким образом, по расчетам управления обеспеченность каждого члена семьи составила 24, 15 кв. м.
Между тем, орган труда и социальной защиты не учел, что ранее выданный сертификат на приобретение квартиры, расположенной по адресу: "адрес", не был реализован и сдан в орган. В связи с чем, административный ответчик, без принятия надлежащих мер по проверке данного обстоятельства, включил площадь указанной квартиры в расчет площади обеспеченности семьи общей площадью жилых помещений.
Таким образом, вывод органа об отсутствии у заявителя Фурса И.А. права на дополнительную меру социальной поддержки по причине обеспеченности общей площадью жилых помещений более 18 кв. м при вышеизложенных условиях является неправомерным.
Оспариваемое решение управления труда и социальной защиты населения администрации г. Красноперекопска Республики Крым не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения, его законность административным ответчиком не доказана, при этом, оно нарушает права административных истцов на получение меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий, в связи с чем, правомерно признано незаконным.
Согласно Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации, ее субъектах опирается на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (статья 1, часть 1), единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов (статья 10).
По смыслу приведенных норм Конституции Российской Федерации органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие.
В соответствии с положениями части 2 статьи 4 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится органом труда и социальной защиты по месту жительства не позднее чем в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата (со всеми необходимыми документами).
Таким образом, суд первой инстанции не вправе был возлагать на административного ответчика обязанность принять конкретное решение при осуществлении действий по социальной поддержке населения.
С учетом задач административного судопроизводства и того, что заявление о предоставлении государственной услуги было подано Фурса И.А. до приостановления действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", с целью устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов на административного ответчика правомерно возложена обязанность повторно рассмотреть указанное заявление.
Поскольку судом апелляционной инстанции не было допущено неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 7 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 14 апреля 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.