Судебная коллегия по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пелёвина С.А, судей Зыкина С.В, Зориной С.А.
при секретаре Петросян Н.А, с участием:
прокурора Потапова Д.А, осужденного Шелкайтиса А.В, защитника - адвоката Кондуковой Л.А, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Шелкайтиса А.В. на приговор Кировского районного суда "адрес" от 13 мая 2021 года.
Приговором Кировского районного суда "адрес" от 13 мая 2021 года
ШЕЛКАЙТИС А.В, "данные изъяты", ранее не судимый, осужден по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 5 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Срок наказания постановлено исчислять с момента вступления приговора в законную силу.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 72 УК РФ время содержания Шелкайтиса А.В. под стражей с 9 февраля 2019 года до дня вступления приговора в законную силу зачтено в срок лишения свободы из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Этим же приговором осужден Моисеев Р.Ю, приговор в отношении которого не обжалуется.
В апелляционном порядке приговор не обжалован и 25 мая 2021 года вступил в законную силу.
Заслушав доклад судьи Пелёвина С.А, пояснения осужденного Шелкайтиса А.В, адвоката Кондуковой Л.А. и мнение прокурора Потапова Д.А, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Шелкайтис А.В. осужден за незаконное приобретение и хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере.
Преступление осужденным совершено ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" при обстоятельствах, установленных судом, указанных в приговоре.
В кассационной жалобе и дополнении к ней осужденный Шелкайтис А.В, выражая несогласие с приговором, считает его незаконным в связи с нарушением уголовного и уголовно-процессуального закона, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и несправедливостью назначенного наказания вследствие его чрезмерной суровости.
Считает необоснованным выводы суда о совершении им преступления в составе группы лиц с Моисеевым Р.Ю, так как рюкзак с наркотическими средствами, изъятый из автомобиля ему и Моисееву Р.Ю. не принадлежал, а был оставлен в автомобиле пассажирами, который они присвоили. При этом они не были осведомлены о содержимом рюкзака, а только могли предполагать, что там находятся запрещенные вещества.
По мнению осужденного, при назначении наказания судом не в полной мере учтено наличие у него на иждивении двух малолетних детей, совершение преступления впервые, признание вины, раскаяние в содеянном, активное содействие в расследовании преступления, его молодой возраст, наличие "данные изъяты" и состояние здоровья его родителей.
Кроме того, полагает, что суд необоснованно не учел признание им вины в качестве активного способствования расследованию преступления.
Считает совокупность указанных обстоятельства исключительной и позволяющей применить при назначении наказания положения ст. 64 УК РФ.
Просит приговор изменить, учесть в качестве смягчающих наказание обстоятельств активное способствование расследованию преступления, тяжелое состояние здоровья его матери, наличие "данные изъяты", исключить указание на отягчающее обстоятельство совершения преступления группой лиц, применить положения ст. 64 УК РФ и смягчить назначенное наказание.
В возражениях на кассационную жалобу осужденного прокурор "адрес" ФИО8 указывает на её необоснованность и просит оставить без удовлетворения.
Рассмотрев кассационную жалобу осужденного Шелкайтиса А.В. и проверив материалы уголовного дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Таких нарушений уголовного и уголовно-процессуального закона при разрешении уголовного дела не допущено.
Обвинительный приговор в отношении Шелкайтиса А.В. отвечает требованиям ст. ст. 297, 304, 307 - 309 УПК РФ и является законным, обоснованным, мотивированным и справедливым.
Выводы суда о виновности Шелкайтиса А.В. в незаконном приобретении и хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере являются верными и подтверждаются показаниями допрошенных в качестве свидетелей - сотрудников полиции ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, понятых ФИО13, ФИО14, ФИО15 об отстранении Моисеева Р.Ю. от управления автомобилем в связи с наличием у него признаков нахождения в состоянии наркотического опьянения, а также об изъятии из автомобиля осужденных рюкзака с наркотическими средствами, принадлежность которого им обоим осужденным Моисеев Р.Ю. и Шелкайтис А.В. не отрицали, а также ничего не сообщали о том, что рюкзак в автомобиле ранее оставили пассажиры; протоколами осмотра места происшествия, в ходе которых из автомобиля, на котором передвигались осужденные, изъят рюкзак, а из рюкзака, обнаруженного в автомобиле, - пакеты и свертки с наркотическими средствами; заключением химической экспертизы о виде и размере изъятых у осужденных наркотических средств; заключением генотипической экспертизы о наличии на внутренней поверхности рюкзака следов пота с эпителиальными клетками, произошедшими от Моисеева Р.Ю.; а также другими доказательствами, приведенными в приговоре.
На основании совокупности исследованных доказательств, приведенных в приговоре, суд пришел к правильному выводу о доказанности вины Шелкайтиса А.В. в незаконном приобретении и хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере группой лиц совместно с Моисеевым Р.Ю.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, судом установлены правильно на основании достаточной совокупности допустимых доказательств, исследованных при рассмотрении дела, приведенных в приговоре, которые получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 17, 87 - 88 УПК РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а в своей совокупности достаточности для разрешения уголовного дела.
С учетом установленных фактических обстоятельств дела действия Шелкайтиса А.В, верно, квалифицированы по ч. 2 ст. 228 УК РФ. Оснований для иной правовой оценки содеянного не имеется.
Наказание Шелкайтису А.В. назначено в соответствии с требованиями ст. 6, 60 УК РФ с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности виновного, смягчающих и отягчающего наказание обстоятельств, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
В качестве смягчающих обстоятельств при назначении Шелкайтису А.В. наказания судом учтены признание вины, раскаяние в содеянном, совершение преступления впервые, молодой возраст, положительные характеристики, наличие малолетних детей, а также наличие "данные изъяты" у Шелкайтиса А.В.
Данные о личности осужденного Шелкайтиса А.В. судом учтены в полном объеме.
Судом в полной мере учтены указанные в приговоре смягчающие наказание обстоятельства. Основания для признания иных смягчающих наказание обстоятельств отсутствуют.
Поскольку Шелкайтис А.В. был задержан с поличным при совершении преступления и не совершал каких-либо действий, направленных на сотрудничество со следствием при расследовании преступления, признание им вины в приобретении и хранении наркотических средств не может быть расценено в качестве активного способствования раскрытию и расследованию преступления.
Вопреки доводам жалобы, судом обоснованно учтено в качестве отягчающего наказание Шелкайтиса А.В. обстоятельства совершение преступления группой лиц с Моисеевым Р.Ю, поскольку данное обстоятельство не являлось квалифицирующим признаком состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ, а как следует из установленных по делу обстоятельств, осужденные совместно выполнили объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст. 228 УК РФ, совместно приобретя и храня приобретенное наркотическое средство.
С учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возможности исправления осужденного только в условиях его изоляции от общества и отсутствии оснований для применения ст. 73 УК РФ.
Каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности совершенного деяния, что могло бы свидетельствовать о возможности назначения наказания с применением ст. 64 УК РФ, судом не установлено, не усматривается таких оснований и в настоящее время.
Нормы Общей части УК РФ судом при решении вопроса о виде и размере наказания применены правильно.
Назначенное Шелкайтису А.В. наказание соразмерно совершенному преступлению, соответствует личности осужденного и является справедливым. Все заслуживающие внимания обстоятельства были учтены при решении вопроса о виде и размере наказания. Основания для смягчения назначенного наказания отсутствуют.
Отбывание наказания в виде лишения свободы Шелкайтису А.В. в соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 58 УК РФ правильно назначено в исправительной колонии общего режима.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.14-401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Кировского районного суда "адрес" от 13 мая 2021 года в отношении Шелкайтиса А.В. оставить без изменения.
В удовлетворении кассационной жалобы осужденного Шелкайтиса А.В. отказать.
Председательствующий:
С.А. Пелёвин
Судьи:
С.А. Зорина
С.В. Зыкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.