Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захарова Е.И, судей Никитиной Г.Н, Роженцевой Ю.В, при секретаре судебного заседания Чесноковой М.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-19/2022) по административному исковому заявлению ООО "Алерон" об оспаривании приказов Региональной энергетической комиссии Омской области от 18 декабря 2020 года N 541/89 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Общества с ограниченной ответственностью "Алерон", Кормиловский муниципальный район Омской области" в части тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, установленных приложением N 2 к указанному приказу, приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 17 августа 2021 года N 178/56 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 18 декабря 2020 года N 541/89", приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 17 сентября 2021 года N 206/63 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 18 декабря 2020 года N 541/89" (в части), по апелляционной жалобе Региональной энергетической комиссии Омской области на решение Омского областного суда от 31 января 2022 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителя Региональной энергетической комиссии Омской области Шамгоновой Ж.К, представителя ООО "Алерон" Пестовой Е.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В,
УСТАНОВИЛА:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 18 декабря 2020 года N 541/89 установлены долгосрочные параметры регулирования на период 2021-2026 годы для формирования тарифов на тепловую энергию для потребителей Общества с ограниченной ответственностью "Алерон", Кормиловский муниципальный район Омской области (далее - приказ N 541/89).
Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 17 августа 2021 года N 178/56 внесены изменения в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области N 541/89 (далее - приказ N 178/56).
Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 17 сентября 2021 года N 206/63 внесены изменения в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области N 541/89 (далее - приказ N 206/63).
Общество с ограниченной ответственностью "Алерон" (далее - ООО "Алерон", Общество) обратилось в Омский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия приказов N 541/89, N 178/56, N 206/63.
В обоснование заявленных требований ссылаются на то, что Региональной энергетической комиссии Омской области неверно рассчитан размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам 2019 года. При расчете размера корректировки РЭК Омской области определилавыручку от реализации товаров (услуг) за 2019 год исходя из фактических показателей полезного отпуска за 2018 год, а не из данных бухгалтерского учета административного истца за 2019 год, что является нарушением подпункта "а" пункта 52 Основ ценообразования. Также тарифный орган неверно определилразмер фактических неподконтрольных расходов за 2019 год, так как неверно исключены отчисления на социальные нужды, понесенные по договорам с "данные изъяты" и "данные изъяты" работники которых выполняли функции персонала, отсутствующего в штате ООО "Алерон".
Решением Омского областного суда от 31 января 2022 года административное исковое заявление ООО "Алерон" удовлетворено, приказ N 541/89 признан недействующим в части тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям установленных приложением N 2 к указанному приказу, приказ N 178/56 признан недействующим с даты принятия, признан недействующим со дня принятия подпункт 2 пункта 1 приказа N 206/63 и приложение к нему.
Не согласившись с указанным решением, представителем Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Омского областного суда отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Считает ошибочным вывод суда о том, что Общество понесло расходы на социальные нужды. Также неверно определена величина полезного отпуска, поскольку ООО "Алерон" концессионное соглашение не исполнялось, муниципальные котельные не обслуживались, концессионное соглашение было расторгнуто в 2021 году. Данные сведения у административного ответчика при установлении тарифа отсутствовали.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем ООО "Алерон", прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения, в которых просят решение Омского областного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Региональной энергетической комиссии Омской области Шамгонова Ж.К, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель ООО "Алерон" Пестова Е.А, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, считает, что решение вынесено законно и обоснованно.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования и Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания), иными нормативными правовыми актами.
Как указано в статье 2 Закона о теплоснабжении регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов подлежат государственному регулированию.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Согласно пункту 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 02 ноября 2011 года N 212-п, Региональная энергетическая комиссия Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики и естественных монополий, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории Омской области, государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 10 Положения, к полномочиям РЭК Омской области по государственному регулированию в сфере теплоснабжения относится, в том числе установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом, с соблюдением их формы и вида, в установленном порядке, опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и по этим основаниям не обжалуются.
Из материалов дела следует, что 28 октября 2016 года между Администрацией Кормиловского муниципального района Омской области и ООО "Алерон" заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, ООО "Алерон" передано 14 котельных.
Приказом РЭК Омской области от 01 августа 2017 года N 108/40 для ООО "Алерон" установлены тарифы на тепловую энергию на 2017-2020 годы.
29 апреля 2020 года ООО "Алерон" обратилось в Региональную энергетическую комиссию Омской области с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию на 2021-2026 годы.
18 декабря 2020 года вынесен оспариваемый приказ N 541/89.
В исполнении решения ФАС России от 23 июля 2021 года тарифным органом проведен дополнительный анализ экономической обоснованности включения расходов в состав необходимой валовой выручки, учтенной при расчете тарифов на тепловую энергию ООО "Алерон" на 2021 год по котельной села Богдановка и вынесен приказ от 17 августа 2021 года N 178/56.
В целях приведения ранее принятого тарифного решения об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "Алерон" в соответствии с подпунктом "а" пункта 7 Правил регулирования, в связи с внесением изменений в статью 174.1 Налогового кодекса РФ РЭК Омской области издан приказ от 17 сентября 2021 года N 206/63.
При установлении в отношении административного истца тарифов на тепловую энергию на 2021-2026 годы регулирующей организаций применен метод индексации.
В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования, при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 настоящего документа, и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Согласно пункту 73 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 настоящего документа с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом. Величина операционных расходов определяется в соответствии с пунктами 58 - 60 настоящего документа и включает также другие расходы, осуществляемые за счет прибыли регулируемой организации. Величина расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя определяется в соответствии с пунктом 61 настоящего документа. Величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 настоящего документа.
Пунктом 62 Основ ценообразования предусмотрено, что неподконтрольные расходы включают в себя:
а) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование;
в) концессионную плату;
г) арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 настоящего документа;
д) расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом "а" пункта 47 настоящего документа;
е) страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда.
В случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности (пункт 63 Основ ценообразования).
Согласно пункту 58 Основ ценообразования операционные расходы включают в себя: расходы на приобретение сырья и материалов; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда; расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями; расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг; расходы на служебные командировки; расходы на обучение персонала; лизинговый платеж, арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом; определяемые в соответствии с методическими указаниями другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств.
В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования, операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.
Из пояснений представителей административного истца, материалов дела следует и стороной административного ответчика не оспаривается, что ООО "Алерон" не имеет своего штата работников, в связи с чем, для исполнения обязательств концессионного соглашения Обществом были заключены договоры с "данные изъяты" и "данные изъяты"
Из договора от 01 сентября 2017 года, заключенного между ООО "Алерон" и "данные изъяты" следует, что "данные изъяты" приняло на себя обязательства по выполнению следующих работ: ведение бухгалтерского учета и отчетности в государственные органы, осуществление технико-экономического планирования, оформление документов для приема, перевода и увольнения работников, ведение делопроизводства, ведение документооборота финансово-хозяйственной деятельности и другие работы.
Пунктом 4.1 договора установлено, что стоимость работ определяется размером денежных средств, предусмотренных сводом расходов на производство и передачу тепловой энергии, установленным тарифом РЭК Омской области по статьям расходов: фонд оплаты труда административно-управленческого персонала, отчисления на социальные нужды с фонда оплаты труда административно-управленческого персонала.
1 января 2018 года заключен договор между ООО "Алерон" и "данные изъяты" согласно которому ООО "Алерон" поручило "данные изъяты" осуществлять производство, передачу и распределение тепловой энергии населению, иным потребителям, техническое обслуживание и ремонт объектов теплоснабжения и оборудования, участвовать в проведении аварийно-спасательных работ.
Пунктом 3.1 договора цена договора определена сторонами в размере объема денежных средств, предусмотренных на оплату труда основных производственных рабочих и отчислений на социальные нужды, предусмотренных в действующем тарифе сводной калькуляцией по производству и передаче тепловой энергии, поставляемой потребителям ООО "Алерон".
РЭК Омской области расходы по договорам, заключенным между ООО "Алерон" и "данные изъяты", "данные изъяты" приняты по результатам анализа регулируемой деятельности ООО "Алерон" за 2019 год и в полном объеме отнесены к операционным расходам.
Суд первой инстанции, проанализировав указанные выше договоры, установив, что они заключены после установления для ООО "Алерон" долгосрочных параметров регулирования и тарифов на период регулирования 2017-2020 годы приказом РЭК Омской области от 01 августа 2017 года N 108/40 и, следовательно, в составе базового уровня операционных расходов, установленного в 2017 году не были предусмотрены, учитывая положения пункта 63 Основ ценообразования, сделал законный вывод о необоснованном отнесении тарифным органом расходов по договорам по статье на социальные отчисления к операционным расходам.
Доводы апелляционной жалобы данные выводы областного суда не опровергают.
Доводы административного ответчика о том, что ООО "Алерон" расходов на социальные нужды по договорам с "данные изъяты" и "данные изъяты" не понес, не соответствуют обстоятельствам дела.
Как указано выше, РЭК Омской области расходы по договорам, в том числе отчисления на социальные нужды приняты и в полном объеме отнесены к операционным расходам.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования под объемом полезного отпуска понимается количество тепловой энергии и (или) теплоносителя, отпущенное от источника теплоснабжения и (или) тепловой сети, определяемое в соответствии с законодательством Российской Федерации о теплоснабжении.
Пунктом 22 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
В соответствии с пунктом 22 (1) Основ ценообразования расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года.
Фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год.
Динамика полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года.
Из пункта 52 Методических указаний N 760-э следует, что размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле, указанной в данном пункте, с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.
Из материалов дела следует, что тарифный орган определилобъем полезного отпуска тепловой энергии на основании паспортов энергообъектов, содержащих данные о количестве вырабатываемого тепла.
Однако, как правильно указал областной суд, сведения паспортов энергообъектов не позволяют определить фактические показатели полезного отпуска за 2019 год, необходимые для расчета выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности.
Данная позиция суда первой инстанции подтверждается расчетами административного ответчика при издании приказа N 178/56 от 17 августа 2021 года, принятого в исполнении решения Федеральной антимонопольной службы от 27 июля 2021 года, вынесенного по заявлению ООО "Алерон" о разногласии между Обществом и РЭК Омской области при установлении тарифов в отношении потребителей села Богдановка.
Из материалов дела следует, что согласно паспорту энергообъекта - котельной села Богдановка количество вырабатываемого тепла составляет 264, 41 Гкал.
Объем полезного отпуска тепловой энергии, принятый тарифным органом при расчете выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности за 2019 год составил 264, 41 Гкал.
При исполнении указанного выше решения ФАС России от 27 июля 2021 года и проведения дополнительного анализа полезного отпуска тепловой энергии в отношении котельной села Богдановка РЭК Омской области были запрошены дополнительные документы. На основании представленного договора на поставку тепловой энергии, заключенного в целях теплоснабжения Богдановской средней школы, действовавшего в 2019 году, счет-фактур с приложенными актов выполненных работ за 2019 год объем полезного отпуска тепловой энергии в 2019 году установлен в размере 205, 12 Гкал.
Сведения о договорах с потребителями, об объеме полезного отпуска, реестр выставленных счет-фактур, содержащих информацию, в том числе о количестве тепловой энергии были представлены административным истцом в тарифный орган 12 ноября и 14 декабря 2020 года.
Данные сведения могли быть использованы РЭК Омской области при определении выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в соответствии с пунктом 52 Методических указаний.
В случае неполноты предоставленных сведений, тарифный орган, учитывая положения пункта 20 Правил регулирования, имел право запросить дополнительные сведения, в том числе у ООО "Алерон".
Доводы апелляционной жалобы о расторжении в 2021 году концессионного соглашения не опровергают выводы суда первой инстанции о неверном определении РЭК Омской области величины полезного отпуска тепловой энергии при установлении тарифа на 2021 год.
С учетом установленных по делу обстоятельств, приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского областного суда от 31 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Омской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Омский областной суд.
Председательствующий
Судьи
мотивированное апелляционное определение составлено 25 мая 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.