Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего Клюевой А.И, судей Аванесовой Г.А, Пономарева А.Н, при помощнике судьи Бесперстове В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-10561/2021 по иску Илющенко Г.Н, Илющенко В.Н. к ГКУ города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" о признании отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным, обязании назначить субсидию, возвратить все средства неоплаченных субсидий с момента прекращения выплат, взыскании компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Илющенко Г.Н. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 9 декабря 2021 года, заслушав доклад судьи Пономарева А.Н, выслушав Илющенко Г.Н, его представителя по ордеру адвоката Петросян Л.С, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ГКУ города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" по доверенности Можарову О.М, полагавшую решение суда законным и обоснованным,
УСТАНОВИЛА:
Илющенко Г.Н, Илющенко В.Н. обратились в суд с указанным выше исковым заявлением к ГКУ города Москвы "Городской центр жилищных субсидий", полагали что ответчик необоснованно отказал в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, просили обязать ГКУ города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" назначить субсидию, возвратить все средства неоплаченных субсидий с момента прекращения выплат, взыскать компенсации морального вреда в размере 250000 рублей.
Требования мотивированы тем, что истцы не имеют задолженности по оплате коммунальных услуг.
Решением Мещанского районного суда города Москвы от 9 декабря 2021 года в удовлетворении иска отказано, потому что факт наличия задолженности по оплате коммунальных услуг, являясь необходимым условием отказа в предоставления субсидии, не является условием предоставления субсидии, как это следует из положений статьи 159 Жилищного кодекса РФ.
В апелляционной жалобе Илющенко Г.Н. ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Заявитель жалобы утверждает, что суд неправильно применил закон, не учел, что истцами представлены доказательства отсутствия у них задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, на основании пункта 50 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761) (далее - Правила) истцы имеют право на получение недоплаченной субсидии.
Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ сочла возможным рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав Илющенко Г.Н, его представителя, представителя ГКУ города Москвы "Городской центр жилищных субсидий", обсудив доводы жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (абзацы первый, второй, третий пункта 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (абзац первый пункта 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Статьей 159 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса РФ, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса РФ).
Право на субсидии имеют граждане:
1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
3) члены жилищных кооперативов;
4) собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 2 той же статьи).
Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса РФ).
Субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса РФ).
При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей (часть 6 статьи 159 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, условием предоставления субсидии, в отношении которой возник спор, не является отсутствие задолженности по оплате коммунальных услуг, как ошибочно полагает заявитель жалобы, потому что наличие установленной решением суда задолженности не относятся к критериям, названным в части 1 названной статьи, при наличии которых названная субсидия должна быть предоставлена.
Напротив, по смыслу закона, наличие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, само по себе не является препятствием для получения субсидии, поскольку в таком случае надлежит выяснить причины образования задолженности.
Критерии же предоставления субсидии иные, они связаны с определенной степенью доходов заявителя и членов его семьи, ниже которой государство оказывает соответствующую поддержку.
Из материалов дела усматривается, что Илющенко В.Н. и Илющенко Г.Н. не доказано, что их уровень доходов требует оказания мер социальной поддержки в порядке статьи 159 Гражданского кодекса РФ. Отсутствует указание на такие доказательства и в апелляционной жалобе.
При таком положении у суда не имелось правовых оснований для признания незаконным отказа ГКУ города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" в предоставлении субсидий по заявлению Илющенко Г.Н. по его обращению от 2 июня 2021 года, а также - оснований признавать Илющенко В.Н. и Илющенко Г.Н. членами одной семьи, поскольку брак между ними расторгнут, а судом истцы членами одной семьи признаны не были.
Также отсутствуют основания для возврата истцам денежных средств в счет субсидии, выплата которой им ранее была прекращена, потому что решением Мещанского районного суда города Москвы от 28 августа 2019 года по гражданскому делу N 2-7321/2019 в удовлетворении требований Илющенко Г.Н. к ГКУ города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, восстановлении права на предоставление субсидии, возврате денежных средств за неоплаченную субсидию было отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 января 2020 года, определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16 июля 2020 года указанное решение суда оставлено без изменения.
Согласно пункту 50 Правил предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (утв. Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761, к которым апеллирует заявитель жалобы, в случае предоставления субсидии в завышенном или заниженном размере вследствие ошибки, допущенной уполномоченным органом при расчете размера субсидии, излишне выплаченные средства подлежат возврату в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил, а недоплаченные средства выплачиваются получателю субсидии в месяце, следующем за месяцем, в котором была обнаружена ошибка. Выплата недоплаченных средств осуществляется и в том случае, когда месяц, в течение которого они должны быть перечислены, приходится на период, когда гражданин утратил право на получение субсидии.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с приведенными законоположениями суд пришел к обоснованному выводу об освобождении от доказывания обстоятельств, связанных с отсутствием у истцов права на получение субсидии с 2012 года, поскольку эти обстоятельства уже были предметом судебной проверки.
Не опровергнуто доводами апелляционной жалобы и то, что предоставление субсидий носит заявительный характер.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Мещанского районного суда города Москвы от 9 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.