Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Гусева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-552/2021 (УИД 55RS0003-01-2020-008430-14) по иску Русинова Николая Павловича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Омска о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии, по кассационной жалобе Русинова Николая Павловича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 19 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Русинов Н.П. обратился в суд с иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Омска (далее - УПФР в Ленинском административном округе г. Омска) о признании незаконным решения, включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии.
В обоснование исковых требований Русинов Н.П. указал, что решением ответчика N от 26 ноября 2020 г. в назначении досрочной страховой пенсии отказано по причине отсутствия необходимого специального стажа, стаж на соответствующих видах работ составил 9 лет 11 месяцев 12 дней, ИПК - 18, 6. В его специальный стаж необоснованно не были включены периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с 17 мая 2010 г. по 28 мая 2010 г, с 1 июня 2010 г. по 11 июня 2010 г, с 4 июня 2012 г. по 8 июня 2012 г, с 11 апреля 2013 г. по 19 апреля 2013 г, с 13 июня 2013 г. по 24 мая 2013 г, поскольку при сдаче работодателем (страхователем) сведений соответствующая деятельность не подтверждена.
Из подсчёта льготного стажа также необоснованно исключены периоды: с 16 октября 2001 г. по 31 ноября 2001 г, с 1 января 2002 г. по 31 июля 2002 г, с 1 августа 2002 г. по 12 февраля 2003 г, с 1 апреля 2016 г. по 17 мая 2016 г, с 16 января 2018 г. по 15 мая 2008 г, с 1 января 2009 г. по 29 января 2009 г, с 17 мая 2010 г. по 28 мая 2010 г, с 1 июня 2010 г. по 11 июня 2010 г, с 8 сентября 2010 г. по 13 ноября 2010 г, с 15 ноября 2010 г. по 3 февраля 2012 г, с 11 апреля 2013 г. по 19 апреля 2013 г, с 3 июня 2012 г. по 8 июня 2012 г, с 6 сентября 2012 г. по 4 октября 2012 г, с 11 апреля 2013 г. по 19 апреля 2013 г, с 13 мая 2013 г. по 24 мая 2013 г, с 3 октября 2017 г. по 9 ноября 2017 г. При включении спорных периодов, стаж работы с тяжёлыми условиями труда составит 13 лет 6 месяцев 18 дней. Таким образом, на момент обращения к ответчику у Русинова Н.П. имеется необходимый страховой стаж в 25 лет и стаж работы с тяжелыми условиями труда 12 лет 6 месяцев.
Русинов Н.П. просил признать незаконным решение N от 26 ноября 2020 г. об отказе в установлении ему пенсии, обязать ответчика включить в его специальный стаж по Списку N 2 периоды работы: с 16 октября 2001 г. по 31 ноября 2001 г, с 1 января 2002 г. по 31 июля 2002 г, с 1 августа 2002 г. по 12 февраля 2003 г, с 1 апреля 2016 г. по 17 мая 2016 г, с 16 января 2018 г. по 15 мая 2008 г, с 1 января 2009 г. по 29 января 2009 г, с 17 мая 2010 г. по 28 мая 2010 г, с 1 июня 2010 г. по 11 июня 2010 г, с 8 сентября 2010 г. по 13 ноября 2010 г, с 15 ноября 2010 г. по 3 февраля 2012 г, с 11 апреля 2013 г. по 19 апреля 2013 г, с 3 июня 2012 г. по 8 июня 2012 г, с 6 сентября 2012 г. по 4 октября 2012 г, с 11 апреля 2013 г. по 19 апреля 2013 г, с 13 мая 2013 г. по 24 мая 2013 г, с 3 октября 2017 г. по 9 ноября 2017 г. продолжительностью 3 года 7 месяцев 6 дней и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Решением Ленинского районного суда города Омска от 7 июня 2021 г. исковые требования Русинова Н.П. удовлетворены частично.
На УПФР в Ленинском административном округе г. Омска возложена обязанность включить в специальный стаж Русинова Н.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на работах с тяжёлыми условиями труда периоды работы:
с 20 октября 2011 г. по 3 февраля 2012 г. в должности старшего производителя работ в ООО "Омскнефтегазспецстрой" и филиале ООО "Транснефтьстрой";
с 1 апреля 2016 г. по 17 мая 2016 г. в должности производителя работы в ООО "НГСК".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С УПФР в Ленинском административном округе г. Омска в пользу Русинова Н.П. в счёт возмещения расходов по уплате государственной пошлины взыскано 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 7 сентября 2021 г. решение Ленинского районного суда г. Омска от 7 июня 2021 г. оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 ноября 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 7 сентября 2021 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Омский областной суд.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 19 января 2022 г. решение Ленинского районного суда города Омска от 7 июня 2021 г. отменено в части включения в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости Русинову Н.П. периодов работы: с 20 октября 2011 г. по 3 февраля 2012 г. в должности старшего производителя работ в ООО "Омскнефтегазспецстрой" и филиале ООО "Транснефтьстрой", с 1 апреля 2016 г. по 17 мая 2016 г. в должности производителя работы в ООО "НГСК", о возмещении судебных расходов в размере 300 руб, принято в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Русинова Н.П. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о включении в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы с 20 октября 2011 г. по 3 февраля 2012 г. в должности старшего производителя работ в ООО "Омскнефтегазспецстрой" и филиале ООО "Транснефтьстрой", с 1 апреля 2016 г. по 17 мая 2016 г. в должности производителя работы в ООО "НГСК", о возмещении судебных расходов в размере 300 руб. отказано.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 19 января 2022 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска на его правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Русинов Н.П. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 19 января 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью первой статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из содержания кассационной жалобы усматривается, что апелляционное определение обжалуется в части отказа в удовлетворении исковых требований Русинова Н.П. о включении в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости Русинову Н.П. периодов работы: с 20 октября 2011 г. по 3 февраля 2012 г. в должности старшего производителя работ в ООО "Омскнефтегазспецстрой" и филиале ООО "Транснефтьстрой", с 1 апреля 2016 г. по 17 мая 2016 г. в должности производителя работы в ООО "НГСК" и, согласно части первой статьи 379.6 ГПК РФ, подлежит проверке в этой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Cудом установлено и следует из материалов дела, что Русинов Н.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 12 ноября 2020 г. обратился в УПФР в Ленинском административном округе г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В системе обязательного пенсионного страхования Русинов Н.П. зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ
Решением УПФР в Ленинском административном округе г. Омска N от 26 ноября 2020 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости Русинову Н.П. отказано в связи с отсутствием у застрахованного лица требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости специального стажа.
На основании представленных документов, специальный стаж, засчитываемый при назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на дату обращения Русинова в территориальный пенсионный орган составил 8 лет 9 месяцев 11 дней, страховой стаж - 26 лет 8 месяцев 24 дня; в обжалуемом решении также указано, что по имеющимся документам применение двойного снижения возраста не представляется возможным ввиду отсутствия у истца необходимой продолжительности стажа работы в РКС - не менее 15 лет и стажа работы с тяжёлыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев.
Исключены из льготного стажа периоды работы истца: с 17 мая 2010 г. по 28 мая 2010 г, с 1 июня 2010 г. по 11 июня 2010 г, с 4 июня 2012 г. по 8 июня 2012 г, с 11 апреля 2013 г. по 19 апреля 2013 г, с 13 мая 2013 г. по 24 мая 2013 г, так как при сдаче сведений работодателем (страхователем) деятельность, включаемая в стаж на соответствующих видах работ не подтверждена. На основании части 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы после регистрации в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений ИЛС застрахованного лица.
Специальный стаж Русинова Н.П, определяемый в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с учётом частей 3, 4 статьи 30 того же закона и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 29 января 2004 г, составил 9 лет 11 месяцев 12 дней. Продолжительность указанного стажа определена путём суммирования к работе в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 1 декабря 2001 г. по 31 декабря 2001 г, с 12 февраля 2003 г. по 29 мая 2003 г, с 16 января 2015 г. по 25 марта 2015 г, с 30 марта 2015 г. по 24 мая 2015 г, с 15 июня 2015 г. по 24 августа 2015 г, с 15 сентября 2015 г. по 31 декабря 2015 г, с 5 января 2016 г. по 14 марта 2016 г, с 23 марта 2016 г. по 31 марта 2016 г, в районе Крайнего Севера с 16 мая 2008 г. по 31 декабря 2008 г, с 29 января 2009 г. по 30 марта 2010 г, с 6 июня 2018 г. по 5 ноября 2018 г, с 4 декабря 2018 г. по 27 мая 2019 г, с 12 июня 2019 г. по 3 июля 2019 г, с 6 июля 2019 г. по 11 ноября 2020 г, периодов работы по Списку N 2 с 1 октября 2005 г. по 16 января 2008 г, с 14 мая 2010 г. по 16 мая 2010 г, с 29 мая 2010 г. по 31 мая 2010 г, с 12 июня 2010 г. по 7 сентября 2010 г, с 28 февраля 2012 г. по 3 июня 2012 г, с 9 июня 2012 г. по 5 сентября 2012 г, с 5 октября 2012 г. по 10 апреля 2013 г, с 20 апреля 2013 г. по 12 мая 2013 г, с 25 мая 2013 г. по 28 марта 2014 г, с 26 июня 2017 г. по 2 октября 2017 г.
Из подсчёта страхового и специального стажа исключён отпуск без сохранения заработной платы: в 2003 году 1 месяц 11 дней, в 2008 году 8 месяцев 20 дней, в 2009 году 28 дней, с 14 сентября 2010 г. по 1 октября 2010 г, с 4 октября 2010 г. по 13 октября 2010 г, с 22 сентября 2014 г. по 28 ноября 2014 г, с 10 ноября 2017 г. по 9 февраля 2018 г, с 3 октября 2017 г. по 9 ноября 2017 г, с 28 апреля 2018 г. по 23 мая 2018 г, с 6 ноября 2018 г. по 3 декабря 2018 г, с 28 мая 2019 г. по 11 июня 2019 г, с 4 июля 2019 г. по 5 июля 2019 г, так как за эти периоды страховые взносы не начислялись и не уплачивались.
Полагая отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, Русинов Н.П. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая требования истца в части включения в стаж работы в районах Крайнего Севера, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периодов работы с 16 октября 2001 г. по 31 ноября 2001 г. и с 1 января 2002 г. по 31 июля 2002 г. в ЗАО ГарантСрой в должности механика, с 1 августа 2002 г. по 12 февраля 2003 г. в ЗАО Строй-Гарант в должности механика; с 16 января 2008 г. по 15 мая 2008 г. в СМУ-6 ОАО Омскнефтепроводстрой в должности механика, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришёл к выводу о недоказанности факта работы истца в спорные периоды в указанной местности.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что согласно записям в трудовой книжке Русинов Н.П. работал в ЗАО "ГарантСтрой" с 16 октября 2001 г. по 31 июля 2002 г, а в ЗАО "Строй-Гарант" с 1 августа 2002 г. по 29 мая 2003 г. и за иное время кроме спорных периодов работодателем передавался код льготы за работу в местностях приравненных к районам Крайнего Севера. Доказательств, свидетельствующих о недостоверности предоставленных работодателем за спорный период времени сведений, нахождения в спорный период на вахте, предоставлении междувахтового отдыха, ошибочном учёте работодателем времени работы и времени отдыха в материалы дела не представлено.
Также суд первой инстанции исходил из того, что трудовая книжка истца не содержит сведений о работе истца в какой-либо организации в период с 17 января 2008 г. по 15 мая 2008 г. В соответствии с представленной справкой ОАО "Омскнефтепроводстрой" N от 29 апреля 2021 г. уточняющей условия труда, Русинов Н.П. полный рабочий день в режиме полной рабочей недели работал в СМУ-6 треста "Омскнефтепроводстрой" в качестве производителя работ, что предусмотрено Списком N 2, радел XXVII позиция 2290000Б-24441, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, с 1 октября 2005 г. по 16 января 2008 г. Периоды работы Русинова Н.П. с 13 октября 2004 г. в должности механика, с 1 октября 2005 г. в должности производителя работ, с 13 октября 2004 г. по 30 сентября 2005 г. в должности механика не являются льготными. В периоды: с 16 мая 2005 г. по 18 июля 2005 г, с 16 сентября 2005 г. по 22 ноября 2005 г, с 9 декабря 2005 г. по 3 марта 2006 г, с 31 марта 2006 г. по 16 июня 2006 г, с 22 июля 2006 г. по 7 октября 2006 г, с 10 ноября 2006 г. по 9 февраля 2007 г, с 7 марта 2007 г. по 11 мая 2007 г, с 22 октября 2007 г. по 25 декабря 2007 г. Русинов Н.П. выполнял работы в п. Молодежное Тымовского района Сахалинской области (местность, приравненная к районам Крайнего Севера) по строительству трубопроводов по Проекту Сахалин-2, Поток, по суммированному учёту рабочего времени (приказ ОАО ОНПС Nа от 8 января 2004 г.).
По сведениям индивидуального лицевого счёта застрахованного лица СМУ-6 ОАО "Омскнефтепроводстрой" за отчётный период 2008 год предоставлены сведения об уплаченных за истца страховых взносах и предоставленных отпусках без сохранения заработной платы продолжительностью 8 месяцев 20 дней, период с 21 января 2008 г. по 29 декабря 2008 г, сведений об особом характере условий труда в данный период, территориальных условиях не имеется. При этом ОАО "Омскнефтепроводстрой" зарегистрировано на территории Омской области, сведений о направлении истца в командировки в данный период в материалы дела не предоставлено.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода работы истца с 1 января 2009 г. по 29 января 2009 г. в ООО "Уренгойгорстроймонтаж" в должности производителя работ вахтовым методом и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что период работы истца 29 января 2009 г. зачтён пенсионным органом в специальный стаж, а 28 дней исключены как отпуска без сохранения заработной платы, что соответствует Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы Русинова Н.П. с 3 октября 2017 г. по 9 ноября 2017 г. в ООО "Бурводстрой" в должности мастера строительно-монтажных работ, суд первой инстанции исходил из того, что спорный период, продолжительностью 38 календарных дней, являлся отпуском без сохранения заработной платы, в связи с чем не подлежит включению в специальный стаж.
Отказывая в удовлетворении требований Русинова Н.П. о включении в специальный стаж с тяжёлыми условиями труда периодов работы с 8 сентября 2010 г. по 13 ноября 2010 г. в ООО "Омскнефтегазстрой" в должности прораба (старшего прораба), с 3 июня 2012 г. по 8 июня 2012 г, с 6 сентября 2012 г. по 4 октября 2012 г, с 13 мая 2013 г. по 24 мая 2013 г. в ООО "Транснефтьстрой" в должности прораба, суд первой инстанции принял во внимание справку ликвидатора ООО "Транснефтьстрой" от 14 апреля 2021 г, сведения, содержащиеся в индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица, исходил из того, что доказательства занятости на работах с тяжёлыми условиями труда в период с 8 сентября 2010 г. по 19 октября 2011 г. в течение установленной продолжительности рабочего времени отсутствуют, периоды работы с 4 июня 2012 г. по 8 июня 2012 г, с 11 апреля 2013 г. по 19 апреля 2013 г, с 13 мая 2013 г. по 24 мая 2013 г. отражены в индивидуальном лицевом счёте без кода льготных условий.
Решение суда в вышеуказанной части неудовлетворённых исковых требований не было предметом проверки суда апелляционной инстанции, поскольку в указанной части не обжаловалось.
Удовлетворяя требования Русинова Н.П. о включении в специальный стаж на работах с тяжёлыми условиями труда период с 20 октября 2011 г. по 2 февраля 2012 г, суд первой инстанции исходил из того, что согласно предоставленным работодателем сведений в указанный период Русинов Н.П. находился на вахте в Вяземском районе Хабаровского края, осуществлял работы в должности прораба соответствующей Списку N 2, с учётом того, что в периоды работы вахтовым методом, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается время выполнения работ на объекте, время междусменного отдыха в вахтовом поселке, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время междувахтового отдыха в данный календарный отрезок времени, в связи с чем суд пришёл к выводу о включении в специальный стаж истца на работах с тяжёлыми условиями труда указанный период работы в должности старшего производителя работ в ООО "Омскнефтегазспецстрой" и филиале ООО "Транснефтьстрой". По мнению суда первой инстанции факт того, что работодателем не представлялись в Пенсионный фон России в систему персонифицированного учёта сведения о тяжёлых условиях труда, не может являться основанием для ограничения прав истца на досрочное пенсионное обеспечение.
Разрешая требования Русинова Н.П. о включении в его специальный стаж работы в тяжёлых условиях труда периода с 1 апреля 2016 г. по 17 мая 2016 г. в должности производителя работы в ООО "НГСК", суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что в ООО "НГСК" истец работал в должности предусмотренной Списком N 2 вахтовым методом, ему начислялась и выплачивалась заработная плата, в период вахты он находился на строительных объектах и выполнял работы предусмотренные Списком N 2, сведения об отстранениях от работы, подлежащих исключению из специального стажа отсутствуют, учитывая, что сведения о периодах работы предоставлялись работодателем не сплошной календарной продолжительностью, а периодами, что свидетельствует о предоставлении отчётности в пенсионный орган с учётом вахтового характера работы истца.
При этом суд первой инстанции указал, что не предоставление работодателем в систему персонифицированного учёта сведений о тяжёлых условиях труда истца, не может являться основанием для ограничения его прав на досрочное пенсионное обеспечение.
Принимая во внимание, что специальный стаж Русинова Н.П. с учётом включённых судом периодов (9 лет 2 месяца 13 дней) менее продолжительности, необходимой в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости.
Суд апелляционной инстанции, проверяя решение суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы УПФР в Ленинском административном округе г. Омска, не согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для включения в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости Русинову Н.П. периодов его работы с 20 октября 2011 г. по 3 февраля 2012 г. в должности старшего производителя работ в ООО "Омскнефтегазспецстрой" и филиале ООО "Транснефтьстрой", с 1 апреля 2016 г. по 17 мая 2016 г. в должности производителя работ в ООО "НГСК", о возмещении судебных расходов в размере 300 руб.
Отменяя решение суда первой инстанции в указанной части и принимая новое решение об отказе в удовлетворении данных требований Русинова Н.П, суд апелляционной инстанции исходил из того, что спорные периоды работы истца с 20 ноября 2011 г. по 3 февраля 2012 г, а также с 1 апреля 2016 г. по 17 мая 2016 г. имели место после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования, соответственно должны подтверждаться сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта.
В индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица, относительно указанных периодов работы, страхователями (работодателями) код особых условий труда не указан, данные периоды отражены общими условиями, справка, уточняющая условия труда не представлена, карта специальной оценки условий труда по спорным периодам также не представлена.
Также суд апелляционной инстанции исходил из того, что периоды работы истца после 1 января 2013 г. могли быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, однако дополнительный тариф за истца работодателем ООО "НГСК" не уплачивался.
Являясь действующей организацией ООО "НГСК" не представило утверждённый надлежащим образом Перечень льготных профессий и должностей, карты аттестации или специальной оценки условий труда, справки о занятости истца на работах с тяжёлыми условиями труда в течение полного рабочего дня. Более того, в указанный период работодатель представлял в пенсионный орган сведения о работе истца общими условиями. Корректирующие сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица страхователем не вносились.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы суда апелляционной инстанции соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что на основании представленной ликвидатором ООО "Транснефтьстрой" справки следует, что в период с 20 октября 2011 г. по 2 февраля 2012 г. истец работал вахтовым методом на объектах строительства общества, полный рабочий день в качестве производителя работ, все последующие периоды работы истца в филиале ООО "Транснефтьстрой" в г. Омске отражены работодателем с кодом льготы, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку на основаны на ошибочном применении норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведён перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г.);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 г.).
Согласно разделу XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2 от 26 января 1991 г. правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются мастера строительных и монтажных работ (позиция 22900006-23419) и производители работ (позиция 22900006-24441).
Согласно пункту 5 Разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днём понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утверждён Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжёлыми условиями труда.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утверждён перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом "а" пункта 2 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Из приведённых нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определённых условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определённой продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочную страховую пенсию по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. В случае, если мужчины проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы. При этом периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчёте страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчёте страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьёй 11 настоящего федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила).
Пунктом 10 указанных Правил определено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учёта являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счёт с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учёта (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования".
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьёй 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с выполнением определённых пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учёта, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учёту кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчётности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции, правильно применил вышеприведённые нормативные положения законодательства, регулирующие порядок и условия назначения досрочной страховой пенсии по старости, а также порядок подтверждения страхового стажа.
Установив, что спорные периоды работы Русинова Н.П. с 20 октября 2011 г. по 3 февраля 2012 г, с 1 апреля 2016 г. по 17 мая 2016 г. имели место после регистрации Русинова Н.П. в системе обязательного пенсионного страхования, указанные периоды отражены в сведениях индивидуального лицевого счёта застрахованного лица без указания кода льготы особых условий труда, при этом надлежащими доказательствами недостоверность сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счёте не подтверждена, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии у суда первой инстанции правовых оснований для включения в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов работы Русинова Н.П. с 20 октября 2011 г. по 3 февраля 2012 г. в должности старшего производителя работ в ООО "Омскнефтегазспецстрой" и филиале ООО "Транснефтьстрой", с 1 апреля 2016 г. по 17 мая 2016 г. в должности производителя работ в ООО НГСК".
Вопреки доводам кассационной жалобы, справкой, представленной ликвидатором ООО "Транснефтьстрой", подтверждается только факт работы истца в ООО "Омскнефтегазспецстрой" и в филиале ООО "Транснефтьстрой" в г. Омске с 15 ноября 2010 г. по 3 февраля 2012 г, с 28 февраля 2012 г. по 5 сентября 2012 г. и с 5 октября 2012 г. по 28 марта 2014 г, и указано на конкретные периоды работы истца вахтовым методом на объектах строительства общества, расположенных в регионах с особыми климатическими условиями, данная справка не содержит сведений, уточняющих особый характер условий труда, подтверждающих занятость истца в спорные периоды на работах с тяжёлыми условиями труда в течение полного рабочего дня в должностях, предусмотренных Списком N 2 от 26 января 1991 г, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Отказывая во включении в стаж на соответствующих видах работ период работы Русинова Н.П. с 1 апреля 2016 г. по 17 мая 2016 г. в должности старшего производителя работ в ООО "НГСК", суд апелляционной инстанции обоснованно учёл, что в силу части 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г, периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьёй 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В Определении от 28 февраля 2017 г. N 315-О Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности положений, установленных частью 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", указав, что правило о том, что периоды работы, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов, направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда, а потому не может рассматриваться как нарушающее права лиц, не относящихся к указанной категории.
Правильно применив к спорным отношениям нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу о том, что спорный период работы истца с 1 апреля 2016 г. по 17 мая 2016 г. в должности старшего производителя работ в ООО "НГСК", имевший место после 1 января 2013 г. мог быть зачтён в специальный стаж истца лишь при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьёй 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и при условии, если класс условий труда истца на рабочем месте соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда, однако такие взносы ООО "НГСК" не уплачивались, доказательств, подтверждающих, что класс условий труда истца на рабочем месте соответствовал вредному или опасному классу условий труда, не представлено.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 19 января 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Русинова Николая Павловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.