Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Белоногого А.В, Бутковой Н.А, при секретаре - помощнике судьи Егоровой О.А, с участием прокурора Парфеновой Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-17/2022 по апелляционной жалобе Департамента имущественных отношений Вологодской области на решение Вологодского областного суда от 20 января 2022 года, которым удовлетворён административный иск Пеевой Н.Е. о признании не действующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утверждённого Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 24 ноября 2016 года N 83-н; Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утверждённого Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 22 ноября 2017 года N 63-н; Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённого Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года N 67-н; Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утверждённого Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года N 87-н; Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утверждённого Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 19 ноября 2020 года N 98-н.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А, объяснения представителя Департамента имущественных отношений Вологодской области Веселовой Е.Л, поддержавшей апелляционную жалобу, представителя Пеевой Н.Е. Грибова Д.А, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, участвовавших в судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Департаментом имущественных отношений Вологодской области 24 ноября 2016 года издан приказ N 83-н, пунктом 1 которого определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее Перечень на 2017 год). Перечень опубликован на официальном интернет-портале правовой информации "pravo.gov35.ru" 25 ноября 2016 года.
В пункт 618 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Департаментом имущественных отношений Вологодской области 22 ноября 2017 года издан приказ N 63-н, пунктом 1 которого определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее Перечень на 2018 год). Перечень опубликован на официальном интернет-портале правовой информации "pravo.gov35.ru" 22 ноября 2017 года.
В пункт 565 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, включено нежилое здание с кадастровым номером N расположенное по адресу: "адрес"
Департаментом имущественных отношений Вологодской области 20 ноября 2018 года издан приказ N 67-н, пунктом 1 которого определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее Перечень на 2019 год). Перечень опубликован на официальном интернет-портале правовой информации "pravo.gov35.ru" 21 ноября 2018 года.
В пункт 602 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Департаментом имущественных отношений Вологодской области 15 ноября 2019 года издан приказ N 87-н, пунктом 1 которого определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее Перечень на 2020 год). Перечень опубликован на официальном интернет-портале правовой информации "pravo.gov.ru.ru" 19 ноября 2019 года.
В пункт 600 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Департаментом имущественных отношений Вологодской области 19 ноября 2020 года издан приказ N 98-н, пунктом 1 которого определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее Перечень на 2021 год). Перечень опубликован на официальном интернет-портале правовой информации "pravo.gov.ru.ru" 25 ноября 2020 года.
В пункт 592 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Пеева Н.Е. обратилась в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать не действующим вышеназванные пункты 618, 565, 600, 602 и 592 Перечней на 2017-2021 годы соответственно, ссылаясь на то, что указанное в них, принадлежащее ей на праве собственности нежилое здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, установленными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Административный истец ссылался на то, что включение данного здания в Перечни неправомерно возлагает на неё обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Вологодского областного суда от 20 января 2022 года административный иск удовлетворен. Признаны не действующими со дня принятия пункт: 618 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утверждённого Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 24 ноября 2016 года N 83-н; пункт 565 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утверждённого Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 22 ноября 2017 года N 63-н, пункт 602 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённого Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года N 67-н; пункт 600 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утверждённого Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года N 87-н; пункт 592 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утверждённого Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 19 ноября 2020 года N 98-н.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных отношений Вологодской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для изменения или отмены решения суда и считает его правильным.
В силу положений подпункта 2 статьи 15, пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, с момента введения в действие обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Решением Вологодской городской Думы от 26 ноября 2015 года N 628
"О налоге на имущество физических лиц" с 1 января 2016 года на территории муниципального образования "Город Вологда" установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц (статья 1).
Статьёй 1 Закона Вологодской области от 26 ноября 2015 года 3787-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" на территории Вологодской области установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Вологодской области от 7 декабря 2015 года N 1046 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" Департамент имущественных отношений области является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - Вологодской области на определение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Проанализировав вышеуказанные положения, а так же положения статьи 60 Устава Вологодской области, статей 3 и 5 Закона Вологодской области от 5 июля 2012 года N 2806-ОЗ "О нормативных правовых актах Вологодской области", пункта 1.4 Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области, утверждённого постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 года N 874, суд первой инстанции правильно констатировал, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка опубликования.
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость в отношении следующих объектов налогообложения, предусмотренных статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (статья 2 Решения Вологодской городской Думы от 26 ноября 2015 года N 628 "О налоге на имущество физических лиц").
Условия, при наличии одного из которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) признаётся торговым центром (комплексом), определены в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно этим условиям к такому объекту относится здание, если оно:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- предназначено для использования в целях размещения перечисленных объектов, то есть если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение названных объектов или фактически используется не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в перечисленных целях.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, в оспариваемые пункты Перечней включено принадлежащее административному истцу на праве собственности здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", имеющее назначение - нежилое, площадью 710, 5 кв.м.
Согласно техническому паспорту на спорный объект недвижимости помещения, расположенные на первом этаже нежилого здания имеют наименования: "кабинет" (помещение N 18), "коридор" (помещения N 10, N 13, N 17, N 20, N 28), "санузел" (помещения N 11, N 12, N 15, N 16, N 22, N 23), "обеденный зал" (помещение N 14), "мойка" (помещения N 19, N 30), "раздевалка" (помещение N 21), "цех" (помещение N 24, N 26), "склад" (помещение N 25), "раздача" (помещение N 27), "кухня" (помещение N 31), "шкаф" (помещение N 29). Суммарная площадь названных помещений - 167, 8 кв.м, тип площади - предприятия общественного питания.
Судом первой инстанции установлено, что спорное здание включено в Перечни, поскольку в экспликации к поэтажному плану здания помещения первого этажа NN 10-31 общей площадью 167, 8 кв.м, что составляет более 20 процентов общей площади здания (710, 5 кв.м), по типу площади отнесены к предприятиям общественного питания.
Принимая во внимание отсутствие тождественности понятия "тип площади" понятию "назначение помещений", проанализировав положения межгосударственного стандарта "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения", введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 июня 2013 года N 191-ст, суд пришёл к обоснованному выводу о том, что к помещениям здания, назначение которых предусматривает размещение объектов общественного питания, подлежат отнесению помещения N 24 и N 26 ("цех") и помещение N 27 ("раздача"), суммарная площадь которых составляет 26, 02 кв.м, то есть менее 20 процентов общей площади здания.
Суд также верно заключил, что вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание - "эксплуатация административного здания" не отвечает критериям, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, здание, принадлежащее административному истцу, могло быть включено в Перечни только при условии фактического его использования в указанных целях.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение приведенной федеральной нормы правительством Вологодской области разработан и постановлением от 7 декабря 2015 года N 1046 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее Порядок).
Порядком предусмотрено, что определение вида фактического использования объектов осуществляется уполномоченным органом на основании информации о назначении объектов, о видах разрешенного использования земельных участков, на которых располагаются объекты, а также результатов осмотра объектов.
Осмотр объекта проводится в случае, если не удалось однозначно установить, что: назначение объекта предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В приведённом порядке определение вида фактического использования спорного объекта недвижимости не производилось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к заключению о несоответствии спорного здания критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, незаконности включения его в Перечень и наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Справка об осмотре спорного объекта недвижимости от 2 марта 2021 года не подтверждает обоснованность включения указанного объекта недвижимости в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017-2021 годы, поскольку составлена после издания оспариваемых нормативных правовых актов.
Решение Вологодского областного суда от 20 января 2022 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского областного суда от 20 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Вологодской области - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.