Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.
судей Власенко И.Г, Старовойт Р.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зевина А.А. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 01.07.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 18.02.2022 по делу по иску Зевина А.А. к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому Автономному округу" о взыскании задолженности по заработной плате, доплаты отпускных, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А,
УСТАНОВИЛА:
истец, обратившись в суд, указал, что работает "данные изъяты" судна " "данные изъяты"" войсковой части 25147, находящейся на финансовом обеспечении Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Минобороны России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу".
В период с февраля 2020 года по январь 2021 года он привлекался к работе в сверхурочное и ночное время, к работе в выходные и праздничные дни сверх нормы рабочего времени без компенсации предоставлением другого дня отдыха, выполнял обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своих обязанностей.
Ответчиком допущены нарушения его трудовых прав, в частности, доплата за работу ночью 35% оклада начислена и выплачена без применяемых к окладу компенсационных и стимулирующих надбавок; при оплате работы за сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни учтены не все предусмотренные системой оплаты труда надбавки; работа за временно отсутствующего (недостающего по штату) работника оплачена без увеличивающих оклад и применяемых к нему компенсационных, стимулирующих надбавок. Соответственно, недоначисленная оплата труда не вошла в средний заработок для расчета оплаты отпусков. Считает, что ответчиком не учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 28.06.2018 N 26-П, а именно, при исчислении справедливой заработной платы за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных должны учитываться: принцип повышенной оплаты и цель максимального учета разнообразных фактов, характеризующих содержание и условия труда (все предусмотренные системой оплаты труда выплаты).
Просил взыскать задолженность по заработной плате за период с февраля 2020 года по январь 2021 года в размере 149 696, 69 рублей, доплаты отпускных за период с 14 сентября по 23 ноября 2020 года в размере 20 094, 80 рублей, компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 01.07.2020 в удовлетворении иска отказано. Суд апелляционной инстанции, перейдя к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным определением от 18.02.2022 отменил решение суда первой инстанции, принял новое решение, в удовлетворении иска Зевина А.А. отказал.
В кассационной жалобе Зевин А.А. просит отменить решение и апелляционное определение, считая их незаконными, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежаще. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив оспариваемые судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы и возражений на нее Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому Автономному округу", третьего лица- Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Из дела видно, что с 01.10.2018 Зевин А.А. принят на должность "данные изъяты" судно " "данные изъяты"" войсковой части 2514, финансовое обеспечение которой осуществляет Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Минобороны России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу".
Режим рабочего времени установлен по скользящему графику, с выполнением работ в выходные и праздничные дни, вахтовым графиком работы (п.11 трудового договора).
Пунктом 12 трудового договора Зевину А.А. установлен должностной оклад 7 561 руб. (в спорный период составлял 7890 руб, с 01.10.2020 оклад увеличен до 8 127 руб.), надбавка за выслугу лет за работу и службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, надбавки, гарантированные для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, дополнительные выплаты согласно приказу Министра Обороны РФ от 23.04. 2014 N255 (впоследствии документ утратил силу в связи с изданием и вступлением в силу 10.12.2019 Приказа Министра Обороны РФ от 18.09.2019 N 545).
Обращаясь в суд, истец ссылался на то, что в период с февраля 2020 года по январь 2021 года он привлекался к работе в сверхурочное и ночное время, к работе в выходные и праздничные дни сверх нормы рабочего времени без компенсации предоставлением другого дня отдыха, выполнял обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своих обязанностей, однако в указанный период ответчик нарушил его право на оплату труда в полном размере, заработная плата начислена и выплачена без применения к окладу всех предусмотренных системой оплаты труда компенсационных и стимулирующих надбавок.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включая компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым Кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части 1 статьи 349 Трудового Кодекса Российской Федерации, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (часть 2 статьи 349 ТК РФ).
Для лиц, заключивших трудовой договор о работе в организациях Вооруженных Сил РФ, такие особенности установлены Положением "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации", утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 N 545, которое предусматривает условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации.
Выплаты за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), согласно Приложению N 2 Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 N 822, отнесены к выплатам компенсационного характера.
Правила оплаты сверхурочной работы установлены статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
Работа в выходной или нерабочий праздничный день, в силу статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, получающим оклад - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу, за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Конференцией трудового коллектива рабочих и служащих войсковой части 25147 принят коллективный трудовой договор войсковой части 25147 на 2020 - 2023 годы. Согласно приложению N1 к коллективному договору утверждено Положение об оплате труда и премирования рабочих и служащих войсковой части 25147 и службы поисковых и аварийно - спасательных работ ОКВС.
Пунктом 1.3.1 названного Положения установлены следующие виды выплат компенсационного характера: надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями; районный коэффициент к заработной плате; надбавка за работу на судах обеспечения, зачисленных в кампанию (морская надбавка); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; выплаты за работу в ночное время; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ разной квалификации, совмещении профессий (должностей); выплаты за сверхурочную работу; выплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; выплаты гражданскому персоналу, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда; выплаты за исполнение обязанностей недостающих по штату членов экипажа и другие.
В соответствии с пунктом 4 Приложения N2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 N 545 гражданскому персоналу войсковых частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов. Аналогичные положения содержатся в пункте 1.2.5 Положения об оплате труда и премирования.
Судом установлено, что истцу назначена процентная надбавка за работу во вредных условиях в размере 12 процентов, выплата которой производилась.
В соответствии с Коллективным договором войсковой части 25147 на 2020-2023 годы, оплата труда в ночное время производится в соответствии с пунктом 17 приложения к приказу Министра обороны Российской Федерации N 545 от 18.09.2019 в размере 35 % тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время (п. 2.5); выплата за сверхурочную работу производится в соответствии с положениями статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации (п. 2.10); оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни не менее чем в двойном размере исходя из фиксированного размера оплаты труда работника (п. 2.11); выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей) осуществляется в соответствии со статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации (п. 2.8).
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции, изучив систему оплаты труда истца, табели учета рабочего времени, расчетные листки установил, что истец в спорный период времени привлекался к работе сверхурочно, в выходные и праздничные дни, в том числе за пределами установленной ежемесячной продолжительности рабочего времени, в ночное время, эта работа ему оплачена в повышенном размере. Так оплата труда в ночное время произведена ответчиком исходя из должностного оклада за час работы, установленного процента доплаты за работу в ночное время - 35% и количества отработанных часов в ночное время, с применением гарантированных компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда (за выслугу лет и морской надбавки) и такой порядок оплаты основан на вышеприведенных нормативных актах.
Также проверив расчет оплаты труда в выходные и праздничные дни, пришел к выводу, что оплата произведена с учетом количества отработанных часов в указанные дни, подтвержденные табелем рабочего времени за спорный период в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 N 545 и условиями коллективного договора, также с применением гарантированных компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда и такой расчет не противоречит позиции, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 N26-П.
Отклоняя доводы истца о неполной оплате за работу в ночное время, суд исходил из пункта 17 Приложения N 2 к приказу N 545, которым предусмотрена оплата работы гражданского персонала за каждый час работы в ночное время в размере 35%, и указанное положение не противоречит статье 154 Трудового кодекса Российской Федерации.
Доводы истца, повторяющиеся в кассационной жалобе о том, что за работу в ночное время ответчиком производятся начисления меньше, чем в обычный рабочий день, подтверждения не нашли, проверенным математическим расчетом не подтверждаются.
Суд не установилоснований для удовлетворения иска и в части взыскания задолженности по оплате труда при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника за период с февраля по декабрь 2020 года в размере 71 288 рублей.
Поскольку на период выполнения обязанностей недостающего по штату работника Зевин А.А. от выполнения своих обязанностей не освобождался, в связи с чем при совмещении профессий (должностей), исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, имел право на доплату, размер которой согласно статьи 151 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 0 Кодекса).
В соответствии с пунктом 59 Приложения N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 N 545 членам экипажа, привлекаемым в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени устанавливается компенсационная выплата в размере 110% должностного оклада недостающего по штату работника за фактически отработанное время. Аналогичные положения предусмотрены и вышеназванным коллективным договором.
Проверив приказы командира части и расчетные листки, суд пришел к выводу, что оплата за выполнение обязанностей за недостающих по штату и временно отсутствующих членов экипажа произведена истцу с учетом количества отработанных часов на основании приказов по войсковой части в указанных выше пределах, доводы истца о неправильном расчете своего подтверждения не нашли. Сведений о том, что в период выполнения работы за недостающего работника стороны пришли к иному соглашению материалы дела не содержат.
Не установив задолженности ответчика по заработной плате, суд обоснованно не нашел и оснований для удовлетворения иска о доплате отпуска с 14 сентября по 23 ноября 2020 года в размере 20 094, 80 руб, а также компенсации морального вреда.
Суд рассмотрел спор в соответствии с требованиями статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.
При разрешении спора, нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судом апелляционной инстанции не допущено.
Не обоснована ссылка в жалобе на нарушение судом процессуальных норм, связанных с не привлечением в качестве ответчика по делу войсковой части 25147, как работодателя, так как при переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции войсковая часть к участию в деле привлечена (определение на л.д.101-102).
Доводы кассационной жалобы в целом сводятся к несогласию с принятым решением, иной оценкой доказательств и установленных обстоятельств и не влекут отмену оспариваемого судебного акта в кассационном порядке.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 18.02.2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Зевина А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.