Дело N 2а-855/2021
г. Краснодар 25.01.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Русакова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи поданную 15.11.2021 кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 16.03.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 11.08.2021 по административному делу по административному иску Монтвида О.Н. к Межмуниципальному отделу по г. Таганрогу, Куйбышевскому, Матвеево-Курганскому, Неклиновскому районам Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Управлению Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (Управление Росреестра по Ростовской области), ведущему специалисту - эксперту Межмуниципального отдела по г. Таганрогу, Куйбышевскому, Матвеево-Курганскому, Неклиновскому районам Управления Росреестра по Ростовской области Морозовой Ю.Н. о признании незаконными предписаний уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Монтвида О.Н. и ее представителя ФИО поддержавших кассационную жалобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
Монтвида О.Н. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконными предписания Межмуниципального отдела по г. Таганрогу, Неклиновскому району Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (Управление Росреестра) N N и N N от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований земельного законодательства в отношении земельных участков N и N, расположенных по адресу: "адрес" Восстановить срок на обращение в суд с административным иском.
В обоснование требований Монтвида О.Н. указала на то, что ей на праве собственности принадлежат земельные участки N и N с кадастровыми номерами N и N, соответственно, расположенные по адресу: "адрес" площадью 600кв.м. и 620 кв.м, с видом разрешенного использования - "садовый участок".
По результатам проведенной в отношении Монтвида О.Н. проверки Управлением Росреестра выявлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в использовании административным истцом вышеуказанных земельных участков не по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к определенной категории земель и виду разрешенного использования.
Проверкой установлено, что на данных земельных участках фактически размещена спортивная площадка.
На основании выявленных нарушений Управлением Росреестра 16.07.2020 административному истцу выданы предписания N N и N N об устранении нарушений земельного законодательства сроком исполнения до 29.10.2020.
Административный истец полагает, что предписания Управления Росреестра подлежат отмене, как незаконные.
Кроме того, обращает внимание на то, что решениями судов, вынесенными по делам об административных правонарушениях, установлено отсутствие в действиях Монтвида О.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 16.03.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 11.08.2021, административный иск удовлетворен.
Суды признали незаконными и отменили предписания Межмуниципального отдела по г. Таганрогу, Неклиновскому району Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области N N и N N от 16.07.2020 об устранении нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации.
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области просит об отмене судебных актов, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, что привело к неправильному разрешению спора.
Заявитель жалобы указывает на то, что суды пришли к неправильному выводу о том, что Монтвида О.Н. не пропущен срок на обращение в суд с административным иском, поскольку оспариваемые предписания получены ею лично 16.07.2020, однако в суд с данным административным иском заявитель обратилась 25.12.2020.
Кроме того, податель жалобы отмечает, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, противоречат материальному закону, регулирующему возникшие правоотношения.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, изучив кассационную жалобу, судебная коллегия находит предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176 КАС РФ).
Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствуют.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
То есть незаконность оспариваемых решений, действий (бездействия) публичного органа является юридическим значимым обстоятельством для разрешения дела по существу.
Материалами дела подтверждаются изложенные в административном иске обстоятельства, связанные с вынесением оспариваемых решений уполномоченного органа.
Удовлетворяя административный иск, суды указали на то, что административными ответчиками не представлены доказательства, подтверждающие использование Монтвида О.Н. земельных участков не в соответствии с видом разрешенного использования. Кроме того, суды приняли во внимание решения Ростовского областного суда от 03.11.2020, от 09.11.2020 которыми производство по делам об административных правонарушениях в отношении Монтвида О.Н. были прекращены в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановления.
Также, суды установили, что срок на обращение в суд с административным иском Монтвида О.Н. не пропущен, поскольку о нарушении ее прав стало известно из судебных актов от 03.11.2020, от 09.11.2020, а с административным иском она обратилась в суд 03.12.2020.
В этой связи суды пришли к выводу о незаконности оспариваемых предписаний.
С выводами судов согласиться нельзя.
В соответствии с абзацем 1 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Из содержания статьи 71 ЗК РФ, Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Постановления Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре" следует, что Росреестром и его территориальными органами наряду с иным осуществляется государственный земельный надзор, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений земельного законодательства субъектами земельных правоотношений. С этой целью должностные лица органов государственного земельного надзора помимо прочего имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации, запрашивать от компетентных органов информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки для их осмотра для осуществления государственного земельного надзора, осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки, осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия.
По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что в рамках мероприятий по земельному контролю проведена проверка использования земельных участков N, N с кадастровым номером N площадью 600 кв.м. и с кадастровым номером N площадью 620 кв.м. соответственно, расположенные по адресу: "адрес", принадлежащих Монтвида О.Н.
По результатам проверки выявлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в использовании административным истцом вышеуказанных земельных участков не по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью и разрешенным использованием. В ходе проверки установлено, что на данных земельных участках размещена спортивная площадка.
16.07.2020 Управлением Росреестра в отношении Монтвида О.Н. были вынесены предписания N N и N N, обязывающие административного истца в срок до 29.10.2020 устранить нарушения законодательства путем использования вышеуказанных земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования.
Определениями Управления Росреестра от 28.10.2020 на основании заявлений Монтвида О.Н. срок устранения нарушений земельного законодательства продлен до 29.01.2021.
Из материалов дела с учетом установленных судом фактических обстоятельств и применительно к вышеприведенному правовому регулированию следует, что административный истец использует земельные участки не по целевому назначению. В этой связи административный орган, вынося предписания, действовал в рамках закона, что само по себе исключает факт нарушения законных прав административного истца. Кроме того, прекращение судом в отношении Монтвида О.Н. производств по делам об административных правонарушениях по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ в силу положений части 3 статьи 64 КАС РФ не имеют преюдициального значения для настоящего административного дела.
Очевидно, что при таких данных выводы судов о неправомерности обжалуемых решений уполномоченного органа не могут считаться законными.
Поскольку все имеющие значение для разрешения спора обстоятельства установлены, однако судами при рассмотрении дела допущено неправильное применение норм материального права, кассационный суд на основании пункта 5 части 1 статьи 329 КАС РФ считает возможным, не передавая административное дело на новое рассмотрение, отменить решения судов обеих инстанций и принять по делу новое решение об отказе в административном иске.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 16.03.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 11.08.2021 отменить.
Принять по делу новое решение, которым в административном иске Монтвида О.Н. к Межмуниципальному отделу по г. Таганрогу, Куйбышевскому, Матвеево-Курганскому, Неклиновскому районам Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Управлению Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (Управление Росреестра по Ростовской области), ведущему специалисту - эксперту Межмуниципального отдела по г. Таганрогу, Куйбышевскому, Матвеево-Курганскому, Неклиновскому районам Управления Росреестра по Ростовской области Морозовой Ю.Н. о признании незаконными предписаний уполномоченного органа - отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28.01.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.