N2а-107/2021
г. Краснодар 26.04.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Русакова А.Е, Борс Х.З.
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи поданную 01.03.2022 кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" на решение Верховного Суда Республики Крым от 12.08.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 08.12.2021 по административному делу по административному иску Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым, заинтересованное лицо - Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России о признании недействующим нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, представителя ФКУ "Управление Черноморского флота" на основании доверенности Шуст Н.М, поддержавшую кассационную жалобу, прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Руденко М.В, представителя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым на основании доверенности ФИО, просивших об оставлении судебных актов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
ФКУ "Управление Черноморского флота" (Управление, регулируемая организация) обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным иском о признании недействительным приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым (тарифный орган, регулирующий орган) от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения "Управление черноморского флота" на 2021-2023 года".
Оспариваемым приказом на основании заявления ФКУ "Управления Черноморского флота" от ДД.ММ.ГГГГ, а также экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ N, установлены тарифы на тепловую энергию на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Тарифы, установленные приказом тарифного органа от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" на 2020 год" признаны утратившими силу.
Требования Управления мотивированы тем, что в силу Приказа Министра обороны СССР от ДД.ММ.ГГГГ N "О введении в действие "Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота" административный истец не может относиться к органам (организациям), осуществляющим коммунально-эксплуатационное обеспечение. Управление также считает, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует пункту 11 статьи 2, статье 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Ссылаясь на нарушение своих прав, Управление просило об удовлетворении административного иска.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 12.08.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам от 08.12.2021, в удовлетворении требований административного иска отказано.
Разрешая дело, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый приказ соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований закона, предъявляемых к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введения в действие.
Суды указали, что административный истец и его структурные подразделения осуществляют продажу потребителям произведенной тепловой энергии, владеют на законном основании объектами (источниками) тепловой энергии, а также осуществляют закупку ресурсов в целях производства тепловой энергии, что свидетельствует о наличии у административного истца статуса теплоснабжающей организации и, как следствие, необходимости установления тарифа на тепловую энергию.
В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как постановленные при несоответствии выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также при неправильном применении норм материального права.
Заявитель жалобы полагает, что источники тепловой энергии не закреплены за регулируемой организацией на законном основании, в силу чего она не приобрела статус теплоснабжающей организации, таким образом, установление тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения "Управление черноморского флота" на 2021-2023 незаконно. По мнению заявителя, в силу статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации учреждение не может осуществлять деятельность по теплоснабжению, поскольку возможность осуществления такой деятельности не закреплена в положении о ФКУ "Управление Черноморского флота", данный довод необоснованно не учтен судами при рассмотрении административного иска.
На кассационную жалобу ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России поданы возражения, в которых содержится просьба об оставлении судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения. В своих возражениях ФГКУ "Крымское территориальное управления имущественных отношений" Минобороны России, являющееся территориальным подразделением Департамента военного имущества Минобороны России указывает, что структурные подразделения административного ответчика осуществляют деятельность по теплоснабжению населения, для чего приказом командующего Черноморским флотом от 09.02.2016 N426 "Об организационно-штатных мероприятиях, проводимых в 166 отделе морской инженерной службы и квартирно-эксплуатационных частях Черноморского флота" казарменно-жилищный фонд, (здания и сооружения, инженерные сети, имущество КЭС) состоящие на учете 166 омис, переданы в КЭВ г. Симферополя, Феодосийскую и Евпаторийскую квартирно-эксплуатационные части районов. Объекты теплоснабжения (газовые котельные), переданные квартирно-эксплуатационным частям районов, числятся на забалансовом счете 02 "материальные ценности, принятые на хранение" филиала ФКУ "Управление Черноморского флота" - 6 ФЭС.
В возражениях на кассационную жалобу тарифный орган просит в удовлетворении жалобы ФКУ "Управление Черноморского флота" отказать.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены постановленных судебных актов.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется помимо иного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N N "О теплоснабжении" (Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым, в том числе, утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (Правила регулирования цен), Методическими указаниями.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Республике Крым в соответствии с Положением о Государственном комитете по ценам и тарифам Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N, является тарифный орган.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не обжалуется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФКУ "Управление Черноморского флота" создано на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
В силу Приказа Министра обороны СССР от ДД.ММ.ГГГГ N "О введении в действие "Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота" квартирно-эксплуатационная часть (КЭЧ) района является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации и подчиняется квартирно-эксплуатационному управлению Черноморского флота, которое является структурным подразделением управления Черноморского флота и предназначено для обеспечения текущего ремонта, решения задач организации и руководства эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами соединений, воинских частей, учреждений и предприятий флота.
Пунктом 11 Приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N установлено, что квартирно-эксплуатационное управление Черноморского флота и подчиненные ему КЭЧ предназначены для контроля и организации коммунально-эксплуатационного обеспечения материально-технической базы воинских частей, дислоцированных на территории Республики Крым и в г. Севастополе. В соответствии с пунктом 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации N в понятие коммунально-эксплуатационного обеспечения входит снабжение тепловой энергией.
Судами установлено, что на основании приказа командующего Черноморским флотом "О размещении войсковой части 81415 в военных городках N N, N N от ДД.ММ.ГГГГ N по акту приемки (передачи) зданий, сооружений и территорий Евпаторийской квартирно-эксплуатационной части района (структурное подразделение административного истца) переданы, в том, числе здания котельных с внутренними и внешними сетями.
С использованием мощностей принятых котельных КЭЧ Евпаторийского района оказывались услуги по теплоснабжению объектов жилого фонда расположенных по адресам: "адрес", "адрес", "адрес" Перечень объектов получателей тепла представлен регулируемой организацией в составе тарифной заявки и имеется в материалах дела.
Факт оказания услуг по теплоснабжению и взимания административным истцом платы за поставку тепла установлен вступившим в силу постановлением Арбитражного суда Центрального округа от ДД.ММ.ГГГГ по делу N N и не подлежит доказыванию в соответствии со статьей 64 КАС РФ.
30.04.2020 административный истец обратился в регулирующий орган с заявлением об установлении цен (тарифов) и о выборе метода регулирования тарифов на 2021 и последующие годы.
07.05.2020 тарифным органом было вынесено решение об открытии тарифного дела, о чем заявителю направлено соответствующее извещение.
Письмом от 06.07.2020 начальником Евпаторийской КЭЧ района в материалы тарифного дела представлены дополнительные документы на установление тарифов в сфере теплоснабжения для ФКУ "Управление Черноморского флота" на 2021 год.
Учитывая, что в отношении регулируемой организации ранее осуществлялось государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения на 2019 и 2020 (приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N, приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N), тарифный орган обоснованно не применил метод экономически обоснованных расходов для утверждения тарифов на 2021-2023.
17.12.2020 на заседании правления Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым было принято решение об установлении тарифов на тепловую энергию ФКУ "Управление Черноморского флота" с применением метода индексации установленных тарифов.
Оставляя без удовлетворения заявленные административным истцом требования, суды пришли к выводам о том, что у тарифного органа не имелось оснований для отказа в установлении тарифа ФКУ "Управление Черноморского флота" как теплоснабжающей организации, поскольку на момент обращения с заявлением об установлении цен (тарифов) и о выборе метода регулирования тарифов на 2021 регулируемая организация соответствовала требованиям, предъявляемым к теплоснабжающим организациям, в том числе, в части наделения этой организации имуществом.
С выводами судов надлежит согласиться.
Согласно пункту 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
В силу подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" (далее по тексту - Постановление N 1053) установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В соответствии с подпунктом "ж" и "к" пункта 2 Постановления N 1053 Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации как орган исполнительной власти, осуществляющий правомочия собственника имущества Вооруженных сил Российской Федерации в отношении объектов теплоснабжения правомерно распорядился указанными объектами путем их закрепления за Управлением без заключения договора аренды.
В кассационной жалобе приведена позиция административного истца, излагавшаяся в судах первой и апелляционной инстанций, которой в оспариваемых судебных актах дана надлежащая правовая оценка.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ не может являться основанием для отмены поставленных по делу судебных решений.
С учетом изложенного решения судов надлежит оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Верховного Суда Республики Крым от 12.08.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 08.12.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 06.05.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.