Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конкина И.В., рассмотрев жалобу на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 39 Центрального района г.Братска Иркутской области от 17 июня 2021 г., решение Братского городского суда Иркутской области от 29 марта 2022 г., вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Новикова Сергея Захаровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 39 Центрального района г.Братска Иркутской области от 17 июня 2021 г, ИП Новиков С.З. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 24 августа 2021г. постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 39 Центрального района г.Братска Иркутской области от 17 июня 2021 г. отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановлением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16 февраля 2022г. решение Братского городского суда Иркутской области от 24 августа 2021г.отменео, дело возвращено на новое рассмотрение.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 29 марта 2022 г. постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 39 Центрального района г.Братска Иркутской области от 17 июня 2021 г. оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Новиков С.З. просит постановление от 17 июня 2021 г. и решение от 29 марта 2022г. отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительства Иркутской области от 14 октября 2011 г. N 313-пп "Об установлении требований и ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области" установлено, что на территории Иркутской области не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 21-00 до 9-00 часов в нежилых помещениях в многоквартирных домах, общежитиях, включая встроенные и пристроенные помещения.
Как следует из материалов данного дела, основанием для его возбуждения послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении, выводы должностного лица, о том, что 22 апреля 2021 г. в 21 час. 25 мин. в магазине "Десятка", расположенном на первом этаже жилого дома N 24 по ул. Комсомольская г. Братск Иркутской области, ИП Новиков С.З. в нарушение постановления Правительства Иркутской области от 14 октября 2011 г. N 313-пп "Об установлении требований и ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области" допустил розничную продажу алкогольной продукции - пива "Чешское" в пластиковой бутылке, емкостью 1, 3 литра, стоимостью 108 рублей.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения мировым судьей постановления о привлечении ИП Новикова С.З. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, объяснением продавца, протоколом осмотра помещения, фотоматериалом, видеозаписью, и иными доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ИП Новикова С.З. состава указанного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние ИП Новикова С.З. квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, образует деяние, выразившееся в нарушении особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Особые требования к розничной продаже алкогольной продукции установлены статьей 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
В соответствии с абзацем 1 части 9 статьи 16 указанного Федерального закона, не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, розничной продажи алкогольной продукции в случае, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в магазинах беспошлинной торговли.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если иное не установлено настоящей статьей, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если иное не установлено настоящей статьей (абзац 2 части 9 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Иркутской области от 18 ноября 2009 г. N 82/48-оз "О Правительстве Иркутской области" Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.
Пунктом 17 части 1 статьи 4 Закона Иркутской области от 18 ноября 2009 г. N 82/48-оз "О Правительстве Иркутской области" определено, что Правительство Иркутской области устанавливает дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, и требования к минимальному размеру уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания).
Анализ приведенных выше нормативных положений позволяет прийти к выводу о том, что Правительство Иркутской области, являясь постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области, в силу абзаца 2 части 9 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ вправе устанавливать на территории Иркутской области дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции.
В статье 16 Федерального закона N 171-ФЗ, устанавливающей особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции, содержится прямое предписание о праве органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Исходя из анализа приведенных законоположений в их взаимосвязи федеральный законодатель предоставил полномочия в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции потребления (распития) алкогольной продукции на уровне субъекта Российской Федерации не только законодательным органам, но и исполнительным органам государственной власти, включив в законодательство в названной области наряду с законами иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и не выделив законодательные органы субъектов Российской Федерации, как органы, к исключительной компетенции которых относится установление дополнительных ограничений, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Указанная правовая позиция отражена Апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2017 г. N 44-АПГ17-18.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административный штраф назначен ИП Новикову С.З. по правилам статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 3 статьи 14.16 названного Кодекса.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 39 Центрального района г.Братска Иркутской области от 17 июня 2021 г, решение Братского городского суда Иркутской области от 29 марта 2022 г, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Новикова Сергея Захаровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Новикова С.З. - без удовлетворения.
Судья И.В.Конкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.