Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Веневский район на решение Веневского районного суда Тульской области от 10 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 15 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Веневского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Веневский район о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, объяснения прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, полагавшего, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Веневского района Тульской области обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Веневский район о признании бездействия, выразившегося в непередаче права пользования объектами недвижимого муниципального имущества для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями закона о концессионных соглашениях, незаконными, понуждении обеспечить передачу права пользования объектами недвижимого муниципального имущества.
Требования мотивированы тем, что муниципальное образование Веневский район является собственником следующего недвижимого имущества:
-нежилого здания котельной общей площадью 448, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (N год постройки - 1989, собственность N от ДД.ММ.ГГГГ);
-нежилого здания котельной общей площадью 215, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (год подстройки: литер Al - 1983, литер А2-1987, собственность N от ДД.ММ.ГГГГ);
-трубопровода тепловой протяженностью 7990 м, расположенного по адресу: "адрес" (год постройки - 1973, собственность N от ДД.ММ.ГГГГ).
Указанные объекты теплоснабжения переданы ООО "ТеплоРесурс" на хранение с правом пользования по договору хранения от ДД.ММ.ГГГГ N.
Дополнительными соглашениями к названному договору от 15 ноября 2017 года и от 28 октября 2019 года дополнен перечень объектов, переданных по договору, а также продлен срок действия договора.
Прокуратурой Веневского района проведена проверка соблюдения законодательства о теплоснабжении, концессионных соглашениях, в ходе которой установлено, что администрацией муниципального образования Веневский район на протяжении длительного периода не в полном объеме принимались меры по передаче права пользования объектами недвижимого муниципального имущества для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями закона о концессионных соглашениях, чем нарушены требования статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", положения Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
По данному факту главе администрации муниципального образования Веневский район 17 сентября 2020 года внесено представление, однако администрацией до настоящего времени не обеспечена передача права пользования объектами недвижимого муниципального имущества для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями закона о концессионных соглашениях.
Решением Веневского районного суда Тульской области от 10 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 15 февраля 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Веневский район, выразившиеся в непередаче права пользования объектами недвижимого муниципального имущества для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями закона о концессионных соглашениях.
На администрацию муниципального образования Веневский район возложена обязанность обеспечить передачу права пользования объектами недвижимого муниципального имущества, перечисленного в иске, для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" в срок до 1 сентября 2022 года.
В кассационной жалобе, поданной 8 апреля 2022 года через Веневский районный суд Тульской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 21 апреля 2022 года, администрация муниципального образования Веневский район просит отменить состоявшиеся судебные акты, в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права. Указывает, что возложение обязанности на муниципальное образование заключить концессионное соглашение ограничивает права собственника имущества распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению в рамках, установленных законом. При этом, следует учесть, что граждане, проживающие на территории "данные изъяты" не будут являться стороной концессионного соглашения, в случае его заключения и передачи объектов по концессионному соглашению, инвестиций в их адрес не предполагается, следовательно, отсутствие концессионного соглашения не нарушает права граждан. Полагает, что в соответствии со статьей 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" принятие решения о заключении концессионного соглашения на объекты, принадлежащие муниципальному образованию с учетом лимитов бюджетных обязательств, относится к исключительной компетенции муниципального образования. Указывает, что тепловой трубопровод, протяженностью 7990 м в "адрес" технологически и связан с котельной БМК-15, которая принадлежит юридическому лицу ООО "Вектор", связи с чем решение суда администрацией не исполнимо. Относительно нежилого здания котельной общей площадью 448, 4 кв.м в "адрес", год постройки 1989, оно реконструировано в 2019 году и поставлено на учет как бесхозяйное ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем полагает, что данный объект не может быть объектом концессионного соглашения, так как ему менее 5 лет.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Устава муниципального образования Веневский район в редакции решения Собрания представителей муниципального образования Веневский район от 1 июня 2018 года N 54/314 пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об удовлетворении заявленных требований. Муниципальное имущество, предназначенное для оказания услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения на территории муниципального образования Веневский район передано в пользование хозяйствующим субъектам необоснованно, вне процедуры конкурентного отбора и по иному договору, чем это предусмотрено действующим законодательством. Объекты должны быть переданы в пользование хозяйствующим субъектам путем заключения концессионного соглашения, институт которого направлен на развитие систем теплоснабжения и коммунальной инфраструктуры, обеспечение устойчивого теплоснабжения и водоснабжения, водоотведения. Вместе с тем ответчиком действенных мер, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении спорных объектов, длительное время не принимается, вопрос о заключении концессионных соглашений в порядке, предусмотренном законодательством, не решен, в связи с чем имеются со стороны администрации муниципального образования Веневский район бездействие, которое создает угрозу нарушения прав потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества, благоприятные и безопасные условия проживания.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3).
Как установлено судом и следует из материалов дела, муниципальное образование Веневский район является собственником недвижимого имущества:
-нежилого здания - котельной с кадастровым номером N, общей площадью 448, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", год завершения строительства - 1989;
-нежилого здания - котельной общей площадью 215, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", год подстройки литер Al - 1983, литер А2-1987;
-трубопровода теплового протяженностью 7990 м с кадастровым номером N по адресу: "адрес", год завершения строительства - 1973.
Указанные объекты теплоснабжения переданы администрацией муниципального образования Веневский район (поклажедатель) ООО "ТеплоРесурс" (хранитель) на хранение с правом эксплуатации по договору хранения от ДД.ММ.ГГГГ N без проведения конкурсных процедур.
К вышеуказанному договору заключено 2 дополнительных соглашения: от 15 ноября 2017 года в части продления условий договора и от 28 октября 2019 года в части дополнения перечня объектов, переданных по договору и сроков действия договора.
Постановлением администрации муниципального образования Веневский район Тульской области от 5 февраля 2020 года N "Об утверждении перечня объектов теплоснабжения, в отношении которых планируется заключение концессионного соглашения в 2020 году" сформирован перечень объектов концессионного соглашения и иного имущества, планируемых к передаче в концессию в 2020 году, в который вошли и спорные объекты теплоснабжения.
Прокуратурой Веневского района Тульской области проведена проверка соблюдения законодательства о теплоснабжении, концессионных соглашениях, в ходе которой установлено, что администрацией муниципального образования Веневский район Тульской области на протяжении длительного периода не принимаются меры по передаче права пользования объектами недвижимого муниципального имущества для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями законодательства, что послужило основанием для внесения представления.
В ответе на представление от 26 октября 2020 года N администрация муниципального образования Веневский район Тульской области сообщила о проведении работы по составлению перечня предприятий и определения объема инвестиций. Работа по подготовке конкурса на заключение концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию Веневский район, проводится в плановом режиме.
Вместе с тем до настоящего времени конкурсная документация не подготовлена, объекты в соответствии с требованиями статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" не переданы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях").
Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов. В частности, частью 4.1 статьи 37 с 01 мая 2015 года допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 данной статьи.
Статьями 2 и 3 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", который дополнен статьей 28.1, в соответствии с частью 2 которой осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Из содержания части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" следует, что если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3).
С учетом приведенных положений действующего законодательства, принимая во внимание срок ввода в эксплуатацию спорных объектов теплоснабжения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям, независимо от реконструкции.
В силу законодательства о концессионных соглашениях, с момента поступления имущества в собственность, администрация муниципального образования Веневский район обязана была незамедлительно в предусмотренном законом порядке предпринять меры по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения, тем самым, выступив самостоятельно с инициативой о заключении концессионного соглашения и создав необходимые условия для заключения концессионного соглашения в наиболее ранние сроки.
Конкурсные процедуры для заключения концессионных соглашений в отношении спорных объектов административным ответчиком не проводились.
Обстоятельства, объективно препятствующие административному ответчику осуществить мероприятия по передаче вышеуказанного имущества по концессионным соглашениям, по административному делу не установлены.
Суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о том, что со стороны административного ответчика имеет место незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей муниципальных образований, пользующихся услугами теплоснабжения.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика при рассмотрении дела в судах нижестоящих инстанций, оценены судами, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы суда первой и апелляционной инстанций, а потому не могут быть признаны состоятельными.
Так довод о том, что котельная общей площадью 448, 4 кв.м в "адрес", не может являться объектом концессионного соглашения, поскольку реконструирована в 2019 году и не прошло 5 лет, противоречит пункту 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", который связывает обязанность по передаче прав владения и пользования объектом недвижимости по концессионному соглашению с датой ввода объекта в эксплуатацию.
Довод жалобы о преимущественном праве ООО "Вектор" на передачу права пользования трубопроводом тепловым, поскольку он технологически связан с котельной БМК-15, принадлежащей Обществу, правильно признан апелляционной коллегией не имеющим юридического значения для разрешения заявленных требований, поскольку оспаривается бездействие администрации по несоблюдению требований Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Довод жалобы о том, что возложение обязанности заключить концессионное соглашение ограничивает права собственника по распоряжению принадлежащим имуществом по своему усмотрению, судом апелляционной инстанции также признан несостоятельны, исходя из того, что решение вопросов местного значения не может осуществляться в нарушение положений действующего законодательства и орган местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции федеральным законодательством.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в оспариваемых судебных актах, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым судом дана оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Веневского районного суда Тульской области от 10 ноября 2021 года и апелляционное определение Тульского областного суда от 15 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Веневский район - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 июня 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.