Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Константиновой Ю.П, Щербаковой Н.В, при секретаре Молотиевской В.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2646/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Легион" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 7 декабря 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В, объяснения представителя административного истца по доверенности М.П, полагавшего апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы по доверенности Ч.М, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, полагавшего решение суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене по доводам жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
28 ноября 2014 г. Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 г. и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 г.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года (далее - Перечень на 2017 год). Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2016 г, а также, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 2, 30 декабря 2016 г. (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 3, 30 декабря 2016 г. (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 4, 30 декабря 2016 г. (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года (далее - Перечень на 2018 год). Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. N 911-ПП опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2017 г, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69 14 декабря 2017 г.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 г. N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2019 года (далее - Перечень на 2019 год). Постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2018 г. N 1425-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2018 г, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 1, 13 декабря 2018 г. (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 2, 13 декабря 2018 г. (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2019 г. N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2020 года (далее - Перечень на 2020 год). Постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2019 г. N 1574-ПП опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 27 ноября 2019 г, в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 10 декабря 2019 г. (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 10 декабря 2019 г. (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 10 декабря 2019 г. (приложение 1 (окончание), приложение 2).
В Перечень на 2017 год под пунктом N включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Это же здание включено в Перечень на 2018 год под пунктом N, в Перечень на 2019 год - под пунктом N, в Перечень на 2020 год - под пунктом N.
Общество с ограниченной ответственностью "Легион" (далее по тексту ООО "Легион", административный истец), являясь собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 3 896, 1 кв.м, расположенного в здании с кадастровым номером N, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими пункт N Перечня на 2017 год, пункт N Перечня на 2018 года, пункт N Перечня на 2019 год, пункт N Перечня на 2020 год.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что названное здание не обладает признаками объекта налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение здания в Перечни противоречит приведенным законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Московского городского суда от 7 декабря 2021 г. административные исковые требования удовлетворены: признаны недействующими пункты N, N, N, N Перечней с 1 января 2017 г, 1 января 2018 г, 1 января 2019 г, 1 января 2020 г, 1 января 2021 г. соответственно.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы просит решение суда отменить, в удовлетворении административных исковых требований отказать. Указывает на то, что здание соответствует критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового и коммерческого назначения. Ссылка в решении на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П является необоснованной, поскольку касается земельных участков, имеющих множественные виды разрешенного использования с расположением нескольких зданий с разным фактическим использованием.
Относительно доводов апелляционной жалобы административного ответчика, участвовавшим в деле прокурором представлены возражения.
Выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности М.П, представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы по доверенности Ч.М, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 12, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы", Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования. Решение суда в указанной части участвующими в деле лицами не обжалуется.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на имущество организаций.
Федеральный законодатель установил, что налоговая база определяется с учетом особенностей, закрепленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и помещения в них, предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 названного Кодекса право субъектов Российской Федерации при установлении налога своими законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Как следует из положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центрами признаются отдельно стоящие нежилые здания (строение, сооружение), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, если соответствующие здания (строения, сооружения), расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 данного Закона, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N257-ПП (далее Порядок).
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
Пунктом 3.6 Порядка предусмотрено, что в случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
Удовлетворяя заявленные административные требования, суд первой инстанции установил, что спорное здание с кадастровым номером N включено в Перечни на 2017 - 2020 года на основании пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций", исходя из размещения здания на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение на земельном участке зданий делового, офисного назначения.
Спорное здание с кадастровым номером N расположено в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 3 435 кв.м, с видом разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий" (1.2.7).
Оценивая вид разрешенного использования земельного участка, суд пришел к выводу, что он является смешанным, однозначно не определенным и не соответствует видам разрешенного использования, содержащимся в пунктах 1.2.5 и 1.2.7 Методических указаний, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", что не позволяет признать здание административно-деловым центром по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Акт от 7 декабря 2021 г, из которого следует, что 66, 99% площади здания используется для размещения офисов, был отклонен, как не имеющий правового значения для данного спора, поскольку указанный акт составлен после принятия оспариваемых в части Перечней.
Между тем, указанный вывод сделан судом без учета юридически значимых обстоятельств по делу.
Так, в ходе апелляционного производства судебной коллегией установлены следующие обстоятельства.
Земельный участок с кадастровым номером N первоначально был предоставлен по договору краткосрочной аренды от 9 июня 2003 г. N ЗАО "Вариант" для эксплуатации складской базы.
Дополнительным соглашением от 7 октября 2003 г. на основании договора купли-продажи права аренды земельного участка от 16 июня 2003 г. и договора купли-продажи недвижимого имущества от 15 мая 2003 г. осуществлена замена арендатора по договору аренды от 9 июня 2003 г. N на ООО "Легион".
Земельный участок с кадастровым номером N предоставлен 12 февраля 2004 г. на срок до 17 декабря 2018 г. по договору аренды ООО "Легион" для разработки исходно-разрешительной документации, проектно-сметной документации на строительство, для строительства и дальнейшей эксплуатации административного здания.
Распоряжением Правительства Москвы от 14 марта 2005 г. N 351-РП принято предложение ООО "Легион" о строительстве в 2005-2007 г. административного здания по адресу: "адрес".
Распоряжением префекта Восточного административного округа города Москвы от 22 ноября 2006 г. N 2276-В-РП законченное строительством административное здание по адресу: "адрес" введено в эксплуатацию.
Распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 16 ноября 2009 г. N 5638 по заявлению ООО "Легион" изменено разрешенное использование земельного участка: установлено разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером N "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий" (1.2.7).
Распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 23 июня 2010 г. N 1121-03 ДЗР с учетом приобретения истцом, иными юридическими и физическими лицами права собственности на нежилые помещения в здании с кадастровым номером N принято решение предоставить указанным лицам в общую долевую собственность земельный участок с кадастровым номером N для целей эксплуатации административного здания в соответствии с установленным видом разрешенного использования земельного участка.
По договору купли-продажи от 2 июля 2010 г. земельный участок передан в общую долевую собственность ООО "Легион", ООО "Оптима", ИП Х.В, ИП И.А. для использования в целях эксплуатации административного здания в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.
Согласно сведениям ФГУП ФКП вид разрешенного использования спорного земельного участка "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий" (1.2.7) установлен с 1 января 2017 года и актуален до настоящего времени.
Согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП, спорный земельный участок находится в территориальной зоне 77-04-17-000247 с индексом "Ф" (зона сохраняемого землепользования).
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве установлен постановлением правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", пунктом 3.2 которого предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
На момент установления вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N в соответствии Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39, под пунктом 1.2.7 подлежали учету земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
С 23 марта 2011 года под пунктом 1.2.7 стали учитываться земельные участки, предназначенные исключительно для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Установленные виды разрешенного использования в соответствии с частью 11 статьи 37 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются действительными вне зависимости от их соответствия классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Согласно материалам дела, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N изначально предусматривал размещение на нем исключительно административных и офисных зданий, не допускал и не допускает возможность размещения на нем объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. После 23 марта 2011 г, а также после введения в действие поименованного выше классификатора вид разрешенного использования не изменялся и не актуализировался.
Вопреки правовой позиции представителя административного истца по доверенности М.П, административный истец доказательств невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка с тем, чтобы спорный объект недвижимости не относился к объектам, облагаемым налогом по повышенной налоговой ставке, не представил.
В связи с этим, какие-либо сомнения относительно определенности вида разрешенного использования земельного участка отсутствуют. Не свидетельствует о наличии таких сомнений и вид деятельности собственника здания (строительство жилых и нежилых зданий, аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом)).
Как следует из договоров аренды нежилых помещений в спорном нежилом здании на начало налоговых периодов 2017, 2018, 2019, 2020 годов более 20 % общей площади здания передавалось его собственниками в аренду юридическим лицам для размещения офиса.
Доводы представителя административного истца об использовании арендованных помещений для осуществления деятельности, не подпадающей под юрисдикцию статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, опровергаются содержанием договоров аренды, из которых следует, что нежилые помещения расположены в Бизнес центре и передаются во временное пользование для использования в качестве офиса.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют об ошибочности вывода суда о том, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N на начало налоговых периодов 2017, 2018, 2019, 2020 годов не предполагал размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N прямо предусматривает размещение на нем административных и офисных зданий, спорный объект недвижимости более чем на 20 % фактически используется для размещения офисов, постольку спорное здание обоснованно отнесено к административно-деловому центру, а соответственно, и к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
При указанных обстоятельствах, поскольку выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского городского суда от 7 декабря 2021 года отменить, постановив новое решение, в соответствии с которым административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Легион" оставить без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.