Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Мартыновой Н.Н. и Бетрозовой Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернова М.В. к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым об установлении факта постоянного проживания, признании незаконным решения и возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе Чернова М.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 21 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, пояснения Чернова М.В, судебная коллегия
установила:
Чернов М.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым, в котором с учетом уточнения исковых требований просил установить факт его постоянного проживания на территории Республики Крым гор. Керчь по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, признать решение ответчика от 03.03.2020г. об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости за работу в летном составе гражданской авиации незаконным; признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым от 21.12.2020г. об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости за работу в летном составе гражданской авиации, во изменение решения об отказе от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым назначить досрочную страховую пенсию по старости, включив в специальный (льготный) стаж, необходимый для назначения истцу досрочной пенсии по старости период работы - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности пилота ГП Завод 410 Гражданской авиации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пилота Авиакомпании Украерорух"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с 05.07.2013г. по ДД.ММ.ГГГГ в должности пилота ОАО Авиакомпания "Днепроавиа"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве пилота ООО Авиакомпания "Авиаднепр"; обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым досрочно назначить Чернову М.В. страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением, с 20.11.2019г.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 23 августа 2021 года исковые требования Чернов М.В. удовлетворены частично. Суд признал решение Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым от 21.12.2020г. об отказе Чернову М.В. в досрочном назначении страховой пенсии по старости за работу в летном составе гражданской авиации, незаконным, обязал назначить Чернову М.В. досрочно страховую пенсию по старости, включив в специальный (льготный) стаж, периоды работы - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности пилота ГП Завод 410 Гражданской авиации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пилота Авиакомпании "Украерорух"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с 05.07.2013г. по ДД.ММ.ГГГГ в должности пилота ОАО Авиакомпания "Днеправиа"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве пилота ООО Авиакомпания " Авиаднепр", с даты обращения за ее назначением, а именно с 20.11.2019г. В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 21 декабря 2021 года решение Керченского городского суда Республики Крым от 23 августа 2021 года отменено в части возложения обязанности на Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым включить в специальный (льготный) стаж Чернова М.В. период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пилота ОАО Авиакомпания "Днеправиа" и в части возложения обязанности о назначении Чернову М.В. досрочной страховой пенсии с 20.11.2019г. В указанной части принято новое решение, которым в данной части в удовлетворении иска отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Чернов М.В. просит отменить апелляционное определение, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что нормы Федерального закона N208-ФЗ применяются при реализации гражданами права на пенсионное обеспечение при условии подтверждения наличия гражданства Российской Федерации и факта постоянного проживания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а факт проживания истца на территории Республики Крым подтвержден материалами дела. Указывает, что материалами дела подтверждается факт занятости истца в качестве пилота в спорные периоды.
Ответчик, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Учитывая наличие ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, выслушав Чернова М.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебного постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено и из материалов дела следует, 20.11.2019г. Чернов М.В. обратился в Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно пункту 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предоставив: паспорт гражданина Российской Федерации, выданный 15.04.2014; трудовую книжку на имя Чернова М.В. серии АА N, заполненную ДД.ММ.ГГГГ; трудовую книжку на имя Чернова М.В. серии N N, заполненную ДД.ММ.ГГГГ; летную книжку Чернова М.В, индивидуальную ведомость о застрахованном лице Чернова М.В, выданную Главным Управлением Пенсионного фонда Украины в Херсонской области.
Государственным учреждением- Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым, в соответствии с п. 8 ст. 22 Федерального закона N 400- ФЗ, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ N принято решение о приостановлении срока рассмотрения заявления об установлении (выплате) пенсии, в связи с проведением документальной проверки периодов работы на территории Украины.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением направлены запросы в Главное управление Пенсионного фонда Украины в г. Киеве о проверке факта работы в летном составе гражданской авиации; в Главное управление Пенсионного фонда Украины в Днепропетровской области о проверке факта работы в летном составе гражданской авиации в качестве пилота.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением принято решение N о восстановлении срока рассмотрения заявления об установлении (выплате) пенсии.
Решением Управления от 03.03.2020г. Чернову М.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости за работу в летном составе гражданской авиации, поскольку на дату принятия решения, акты документальных проверок льготного стажа на Чернова М.В. за периоды работы в должности пилота с 12.05.2005г. по 10.07.2006г, с12.07.2006г. по 11.03.2010г. из Главного управления Пенсионного фонда Украины в г. Киеве, и за периоды работы в качестве пилота с 12.03.2010г. по 08.01.2013г, с 09.01.2013г. по 04.07.2013г, с 05.07.2013г. по 29.03.2017г. из Главного управления Пенсионного фонда Украины в Днепропетровской области в Управление не поступили.
На основании выписки из лицевого счета застрахованного лица Чернова М.В. в стаж работы в летном составе гражданской авиации включены периоды работы с 01.01.2018г. по 01.10.2018г, с 06.10.2018г. по 26.10.2018г, с 01.11.2018г. по 22.01.2019г, с 06.02.2019г. по 07.04.2019г, с 21.04.2019г. по 18.08.2019г, с 27.08.2019г. по12.11.2019г, с 27.11.2019г. по 19.11.2019г, специальный стаж Чернова М.В. составил ? 03 года 05 месяцев 17 дней, общий стаж составил ? 05 лет 01 месяц 20 дней.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением принято решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии старости за работу в летном составе гражданской авиации во изменение решения об отказе от 03.03.2020г.
Решение от 03.03.2020 пересмотрено с учетом поступивших в пенсионный орган документов: справки о подтверждении трудового стажа от ДД.ММ.ГГГГ N заверенной копии справки о переименовании б\н и даты, выданных Государственным предприятием "Завод 410 гражданской авиации, направленных Главным управлением Пенсионного фонда Украины в г. Киеве, результата сверки от ДД.ММ.ГГГГ N ведомостей, предоставленных для начисления пенсии с первичными документами, заверенных копий приказов по Государственному предприятию обслуживания воздушного движения Украины, Министерства транспорта и связи Украины от 12.07.2006 N ЗЗЗ/о, ot23.03.2007 N121/о, от 29.01.2008г N 45\о, от 09.03.2010г N 126\о, направленных Главным управлением Пенсионного фонда Украины в Киевской области, справки о работе от 27.07.2020г N 1.11-38/29, выданной ПАО "Авиакомпания "Днипроавиа", направленной Главным управлением Пенсионного фонда Украины в Днепропетровской области.
Решением Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. Чернову М.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости за работу в летном составе гражданской авиации в связи с отсутствием стажа работы в летном составе гражданской авиации. Пенсионный орган определил, что специальный стаж истца составляет 03 года 05 месяцев 17 дней.
Согласно указанному решению, решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии от ДД.ММ.ГГГГ N признано недействительным.
При проведении правовой оценки предоставленных Черновым М.В. и поступивших на запросы Управления документов, ответчиком установлено, что истец зарегистрирован на территории Республики Крым с 02.03.2004 г, гражданином Российской Федерации является с 15.04.2014г, при этом согласно сведениям трудовой книжки и других представленных документов ответчиком установлено, что фактически в период с 12.05.2005г. по 29.03.2017г. истец постоянно проживал и работал на территории Украины. В связи с чем, для учета стажа работы в целях определения права и исчисления размера пенсии Чернову М.В. с учетом норм закона N 208-ФЗ правовых оснований не имеется, поскольку факт постоянного проживания заявителя на 18.03.2014г. на территории Республики Крым не подтвержден.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции установив, что истец являлся лицом, проживающим на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым, что подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации, пришел к выводу о включении в подсчет специального стажа истца периодов его работы на территории Украины по 01.01.2015 г. включительно, в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части, не согласился с выводами суда первой инстанции о включении периодов работы истца с 01.01.2015г. по 29.03.2017г, поскольку уплата страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации за указанный период документально не подтверждена, в связи с чем, не нашел оснований для включения в специальный стаж истца периодов его работы с 01.01.2015г. по 29.03.2017г. в ПАО "Авиакомпания "Днипроавиа" Украины.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы суда апелляционной инстанции основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
С учетом доводов кассационной жалобы предметом проверки в суде кассационной инстанции являются выводы суда апелляционной инстанции по периодам работы истца с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель определилкак общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Украине после 01.01.2015 года) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж работы), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Основанием для включения в стаж периода работы, выполняемой за пределами территории Российской Федерации, выступает самостоятельная уплата истцом страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в порядке ст. 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 29 ст. 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" граждане, работающие за пределами Российской Федерации, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты за себя страховых взносов Пенсионный фонд Российской Федерации. Производить уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Установив, что истцом оспаривается исключение периодов его работы на территории Украины после 2015 года, учитывая, что Чернов М.В. с 2014 года, является гражданином Российской Федерации, застрахованным в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для зачета периода его работы после указанной даты в страховой и специальный стаж, для назначения досрочной пенсии, при отсутствии документа подтверждающего уплату страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации.
В целом несогласие заявителя с постановлением суда апелляционной инстанции, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судом, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, не могут служить основанием для отмены вынесенного судебного постановления в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебного постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 21 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чернова М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи Н.Н. Мартынова
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.