Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н. и Егоровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киндеровой А.С, действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО1, к Министерству здравоохранения Ростовской области о возложении обязанности обеспечить ребенка-инвалида лекарственным препаратом, по кассационной жалобе Киндеровой А.С. на решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 19 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав объяснения представителя Киндеровой А.С. - Латыповой Д.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Киндерова А.С, действующая в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО1, обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Ростовской области о возложении обязанности обеспечить ребенка-инвалида лекарственным препаратом.
В обоснование исковых требований указано, что по результатам ДНК- анализа её сыну ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлен диагноз " "данные изъяты"", подтвержденный молекулярногенетическим методом. Данное заболевание включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний, опубликованный на сайте Минздрава Российской Федерации, но не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2012 года N 403. Вместе с тем именно в связи с этим заболеванием ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Минтруда России её сыну установлена инвалидность на срок с 10 марта 2021 года до 07 марта 2037 года, ФИО1 признан ребенком-инвалидом, и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890, федеральной и территориальной программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, он имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов Российской Федерации всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
Из протокола заседания подкомиссии врачебной комиссии (ВК) МБУЗ "Центральная районная больница" Аксайского района Ростовской области о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний от 18 февраля 2021 года N, следует, что ФИО1 имеет клинический диагноз: "данные изъяты", и ему показан лекарственный препарат для патогенетического лечения по жизненным показаниям Нусинерсен (Спинраза) в дозе 12 мг (5 мл) на одно введение (интратекально), необходимое количество флаконов на один год 6 по 5 мл. В соответствии с инструкцией к препарату Нусинерсен (Спинраза) расчет количества препарата - 12 мг (5 мл) на одно введение (для интратекального введения), первые дозы вводить с интервалами 14 дней, 4-я доза через 35 дней после 3-го введения, затем поддерживающие дозы каждые 4 месяца в течение всей жизни. Количество упаковок препарата сроком на первый год лечения - шесть. Таким образом, врачебной комиссией МБУЗ "Центральная районная больница" Аксайского района Ростовской области, ФИО1 по жизненным показаниям назначен лекарственный препарат Нусинерсен (Спинраза), об обеспечении которым вопрос не решен. Обязанность по обеспечению ребенка-инвалида по жизненным показаниям необходимым лекарственным препаратом Спинраза в соответствии со ст. 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", пунктами 1.1, 2.1.15 Положения о Министерстве здравоохранения Ростовской области, утв. постановлением Губернатора РО от 18 ноября 2011 года N134, возложена на Министерство здравоохранения Ростовской области.
Поскольку у несовершеннолетнего имеется право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом "Нусинерсен" (Спинраза) по жизненным показаниям, являющимся единственно возможным вариантом лечения, истец просила суд возложить на Министерство здравоохранения Ростовской области обязанность обеспечивать ее несовершеннолетнего сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом "Нусинерсен" (Спинраза) в необходимом объеме и дозировке согласно инструкции к указанном лекарственному препарату, производимого компанией Биоген Айдек Лимитед (Великобритания) на постоянной основе (количество препарата на первый год введения - 6 упаковок) и обратить решение к немедленному исполнению.
Решением Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 мая 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 19 августа 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как вынесенных с нарушением нор материального и процессуального права, просит постановить по делу новое решение которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Киндеровой А.С. - Латыповой Д.А, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, сын истца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в МБУЗ "Центральная районная больница" Аксайского района Ростовской области.
Из медицинской карты больного МБУЗ ЦРБ Аксайского района - историей развития ребенка N следует, что 12 февраля 2021 года ФИО1 установлен основной диагноз: " "данные изъяты"".
На заседании подкомиссии врачебной комиссии (ВК) о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний МБУЗ "Центральная районная больница" Аксайского района Ростовской области, оформленным протоколом заседания клинико-экспенртной комиссии от 18 февраля 2021 года N, принято решение о назначении пациенту ФИО1, которому установлен клинический диагноз " "данные изъяты", для проведения патогенетического лечения по жизненным показаниям лекарственного препарата Нусинерсен (Спинраза) в дозе 12 мг (5 мл) на одно введение (интратекально), необходимое количество флаконов на один год - 6 флаконов по 5 мл.
Лекарственный препарат Нусинерсен (Спинраза) распоряжением Правительства РФ от 23 ноября 2020 года N 3073-р включен в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года N2406-р, а также включен в "Клинические рекомендации " "данные изъяты"" (утвержденные Минздравом России) для лечения детской "данные изъяты" и других "данные изъяты".
Согласно справки серии МСЭ-2018 N, выданной 22 марта 2021 года Бюро N15 - филиал ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Минтруда России, на основании акта освидетельствования федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы от 10 марта 2021 года N ФИО1 впервые установлена инвалидность на срок - до 07 марта 2037 года, группа инвалидности "Категория "ребенок-инвалид".
Письмом Министерства здравоохранения Ростовской области от 04 марта 2021 года N в ответ на обращение Киндеровой А.С, действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО1, по вопросу обеспечения несовершеннолетнего сына лекарственным препаратом Нусинерсен (Спинраза), последней разъяснено, что Указом Президента Российской Федерации от 05 января 2021 года N 16 создан Фонд поддержки детей с тяжёлыми жизненноугражающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями "Круг добра", в полномочия которого входит организация оказания медицинской помощи, обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также техническими средствами реабилитации детей с тяжёлыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями. Пациенты детского возраста, страдающие "данные изъяты", обеспечиваются патогенетической терапией за счет средств фонда "Круг добра". Министерством здравоохранения Ростовской области подготовлена заявка на обеспечение ФИО1 лекарственным препаратом Нусинерсен (Спинраза) в 2021 году. Лекарственный препарат будет поставлен в ГБУ РО "Областная детская клиническая больница", где имеются специалисты, имеющие опыт введения люмбальных пункций. После поставки препарата "Нусинерсен" (Спинраза) в адрес МБУЗ ЦРБ Аксайского района будет направлено письмо с просьбой о направлении ФИО1 в ГБУ РО "Областная детская клиническая больница" для получения необходимой терапии в условиях данной медицинской организации.
В ответ на очередное обращение Киндеровой А.С. по вопросу обеспечения ее несовершеннолетнего сына лекарственным препаратом Нусинерсен (Спинраза), Министерством здравоохранения Ростовской области", 06 апреля 2021 года дан ответ N, заявителю предоставлена информация о том, что в соответствии с медицинской документацией ребенка (протокол ВК от 19 февраля 2021 года N), ФКУ "Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан" Министерства здравоохранения Российской Федерации 15 марта 2021 года размещен аукцион на закупку лекарственного препарата Нусинерсен (Спинраза). Согласно контракту, заключенному 05 апреля 2021 года, срок поставки указанного препарата в Ростовскую область определен до 01 мая 2021 года, Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 05 января 2021 года, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 15 марта 2021 года размещён аукцион на поставку по государственному контракту лекарственного препарата Нусинерсен (Спинраза), раствор для интратекального введения, 2, 4 мг/мл.
05 апреля 2021 года, по итогам аукциона, между заказчиком Российской Федерацией в лице Федерального казенного учреждения "Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан" Министерства здравоохранения Российской Федерации и поставщиком Акционерным обществом "Фармстандарт" заключен государственный контракт N на поставку лекарственного препарата Нусинерсен (Спинраза), раствора для интратекального введения 2, 4 мг/мл, согласно которому срок поставки препарата в Ростовскую область определен до 01 мая 2021 года.
В соответствии с указанным контрактом приобретен лекарственный препарат в необходимых дозах в соответствии с персонифицированной потребностью в лекарственном препарате Нусинерсен для обеспечения 16 пациентов детского возраста, больных СМА, проживающих в Ростовской области, на период с 01 апреля 2021 года по 01 апреля 2022 года, включая ФИО1 - 6 флаконов, подписанной 22 марта 2021 года министром здравоохранения Ростовской области и начальником фармацевтического управления.
Из акта приема-передачи от 12 апреля 2021 года N следует, что 05 апреля 2021 года лекарственный препарат Нусинерсен (Спинраза), раствор для интратекального введения 2, 4 мг/мл (флакон) 5 мл х 1 (пачка картонная), количество упаковок - 150 по государственному контракту N от 05 апреля 2021 года поставщиком АО "Фармстандарт" поставлен получателю в лице государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Областная детская клиническая больница".
Согласно информации, предоставленной ГБУ РО "Областная детская клиническая больница" от 21 апреля 2021 года N и от 27 апреля 2021 года N, несовершеннолетний ФИО1 20 апреля 2021 года поступил в психоневрологическое отделение ГБУ РО "ОДКБ" для введения препарата Спинраза и 26 апреля 2021 года на основании протокола заседания подкомиссии врачебной комиссии (ВК) о назначении лекарственного препаратов при наличии медицинских показаний ВК N от 18 февраля 2021 года, Киндерову Л.С, в условиях ГБУ РО "ОДКБ" осуществлено интратекальное введение лекарственного препарата "Нусинерсен" (Спинраза) 12 мг- 5, 0 мл.
Согласно письму ГБУ РО "ОДКБ" от 12 мая 2021 года N, 11 мая 2021 года ФИО1 произведено повторное введение лекарственного препарата Нусинерсен (Спинраза) 12 мг- 5, 0 мл интратекально, следующая инъекция лекарственного препарата планируется 25 мая 2021 года.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", установив наличие у несовершеннолетнего сына истца редкого (орфанного) заболевания и инвалидности ребенок-инвалид) вследствие этого заболевания, нуждаемость ФИО1 по жизненным показаниям в лечении лекарственным препаратом Нусинерсен (Спинраза), назначенного как единственно возможного варианта лечения решением врачебной комиссии и консилиума врачей, исходил из того, что право несовершеннолетнего на получение социальной помощи в виде льготного лекарственного обеспечения по жизненным показаниям, не нарушено, поскольку Министерством здравоохранения Российской Федерации заключен государственный контракт на поставку лекарственного препарата на территорию Российской Федерации, и несовершеннолетний ребенок по жизненным показаниям полностью обеспечен показанным лекарственным препаратом в установленном объеме и дозах, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Проверяя решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда согласилась с выводами районного суда и их правовым обоснованием.
При этом отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что права сына истца на получение лекарственного препарата могут быть нарушены в будущем ввиду длительности и продолжительности лечения и невозможности его прерывания для достижения необходимого результата при отсутствии письменных гарантий ответчика обеспечения такого лечения, суд апелляционной инстанции указал, что доказательств, достоверно свидетельствующих, что права сына истца нарушены ответчиком либо могут быть им нарушены в будущем, в материалах дела не содержатся.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, исходя из доводов кассационной жалобы, находит указанные выводы судебных инстанции не соответствующими требованиям закона в связи со следующим.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливает гарантии социальной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статьи 2 и 7).
В Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года N 494.
Согласно пункту 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Исходя из положений статьи 47 Федерального закона от 12 февраля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 названного федерального закона, в числе которых названы медицинские организации.
Статьей 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.
Редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (часть 1 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет" (часть 2 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Организация безвозмездного обеспечения лекарственными препаратами относится к полномочиям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья. На субъекты Российской Федерации возложены полномочия по финансированию обеспечения лекарственными препаратами отдельных категорий граждан (п. 12 ч. 1 ст. 14, п. п. 2, 7, 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", разд. V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 года N 1610 (далее - Программа госгарантий)).
Программой госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ("Финансовое обеспечение Программы") предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно п. 38 Перечня заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, а также показаний и условий в целях установления группы инвалидности и категории "ребенок-инвалид" (приложение к Правилам признания лица инвалидом, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95) "данные изъяты" и другие формы "данные изъяты" заболеваний относятся к заболеваниям, дефектам, необратимым морфологическим изменениям, нарушениям функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности (категория "ребенок-инвалид") устанавливается без срока переосвидетельствования (до достижения возраста 18 лет) при первичном освидетельствовании.
Инвалиды и дети-инвалиды вправе получать бесплатные лекарственные препараты в рамках набора социальных услуг пп. 8 - 9 п. 1 ст. 6.1, пп. 1 п. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ О государственной социальной помощи".
При оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (ч. 2 ст. 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Нусинерсен включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения (Приложение N 1 к Распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года N 2406-р), а препарат Спинраза - в Государственный реестр лекарственных средств.
Следовательно, по смыслу ч. 2 ст. 80 Закона об охране здоровья граждане по медицинским показаниям вправе получать бесплатное обеспечение Нусинерсеном (Спинразой) при оказании вышеперечисленных видов медицинской помощи в рамках Программы госгарантий.
Постановлением Правительства Ростовской области от 29 декабря 2018 года N 884 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ростовской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Пунктом 5.2 названной программы предусмотрено, что за счет средств бюджетных ассигнований бюджета Ростовской области осуществляется, в частности, обеспечение граждан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности.
Кроме того, пунктом 8.11.5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи установлено, что лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", осуществляется лекарственными препаратами в соответствии с приложением N 2 к Распоряжению Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года N 2738-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи", медицинскими изделиями - в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года N 3053-р "Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг", а также специализированными продуктами лечебного питания, входящими в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2018 года N 2273-р "Об утверждении перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2019 год" - по рецептам врачей бесплатно.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства Ростовской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями.
К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Ростовской области) зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности, по заявлению медицинских организаций. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Перечень N 890).
Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Обеспечение же лекарственными препаратами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с организациями, выигравшими в каждом конкретном субъекте Российской Федерации конкурс на заключение государственных контрактов на обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи. Организации, выигравшие конкурс на заключение государственных контрактов на поставку лекарственных препаратов в каждом конкретном субъекте Российской Федерации или иным способом уполномоченные субъектом Российской Федерации на реализацию лекарственных препаратов, осуществляют непосредственное обеспечение граждан, имеющих право на получение социальной помощи, необходимыми им лекарственными препаратами, указанными в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе.
Разрешая настоящий спор, суды, установив, что у несовершеннолетнего ФИО1 имеется редкое (орфанное) заболевание, статус ребенка-инвалида вследствие этого заболевания, нуждаемость по жизненным показаниям в лечении лекарственным препаратом "Нусинерсен" (Спинраза), вместе с тем изложенные выше нормы нормативные положения в их системной взаимосвязи не применили, посчитав, что право несовершеннолетнего на момент рассмотрения дела на получение социальной помощи в виде льготного лекарственного обеспечения не нарушено, так как несовершеннолетний обеспечен данным лекарственным препаратом в установленном объеме и дозах, а также, что обеспечение указанным лекарственным препаратом осуществляется благотворительным фондом "Круг добра".
Вместе с тем, судами оставлено без внимания, что именно на Министерство здравоохранения Ростовской области возложена обязанность по соблюдению прав граждан в области здравоохранения в части обеспечения за счет бюджетных ассигнований бюджета Ростовской области зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, однако назначенных по жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Также в силу положений ст. 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.
В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьи 2 названного кодекса.
Эти требования закона судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции выполнены не были.
С учетом изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетнего ФИО1, в связи с чем решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 19 августа 2021 года, нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 19 августа 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.