Московский городской суд в составе председательствующего судьи Михалевой Т.Д., с участием прокурора фио, при ведении протокола секретарем фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2102/2022 по административному исковому заявлению компании с ограниченной ответственностью "Кевел Инвестменс" к Правительству Москвы о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, вступившего в силу с 1 января 2022 года, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2022 года. Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, т. 2, 3, 4, 5, 6, а также размещен 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
В указанный Перечень включены нежилые здания:
под пунктом 20612 общей площадью 2 160, 2 кв.м с кадастровым номером 77:09:0004016:1067, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Вятская, дом 27, стр. 15;
под пунктом 20607 общей площадью 2 566, 5 кв.м с кадастровым номером 77:09:0004016:1059, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Вятская, дом 27, стр. 16, под пунктом 20595 общей площадью 3 748, 90 кв.м с кадастровым номером 77:09:0004016:1012, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Вятская, дом 27, стр. 19, под пунктом 20596 общей площадью 3 478, 10 кв.м с кадастровым номером 77:09:0004016:1013, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Вятская, дом 27, стр. 20, под пунктом 20593 общей площадью 2 025, 60 кв.м с кадастровым номером 77:09:0004016:1008, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Вятская, дом 27, стр. 23.
Компания с ограниченнойответственностью "Кевел Инвестментс Лимитед" обратилась в Московский городской суд с требованиями о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в части включения в Перечень на 2022 год пунктов 20611, 20592, то есть в части включения в Перечень вышеуказанных зданий.
В обоснование требований КОО "Кевел Инвестментс Лимитед" ссылается на то, что вышеназванные объекты фактически не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем отсутствуют основания для включения зданий в Перечень исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций". Земельный участок, на котором расположены здания, также не предусматривает размещение на нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, правомочия Правительства Москвы на принятие обжалуемого нормативного правового акта не оспаривал.
Представитель Правительства Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0004016:1067, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Вятская, дом 27, стр. 15, помещение с кадастровым номером 77:09:0004016:3110 в здании с кадастровым номером 77:09:0004016:1059, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Вятская, дом 27, стр. 16, нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0004016:1012, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Вятская, дом 27, стр. 19, нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0004016:1013, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Вятская, дом 27, стр. 20, нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0004016:1008, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Вятская, дом 27, стр. 23.
Поскольку объекты с кадастровыми номерами 77:09:0004016:1067, 77:09:0004016:1059, 77:09:0004016:1012, 77:09:0004016:1013, 77:09:0004016:1008 включены в Перечень на 2022 год, на административном истце с учетом положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 3 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" лежит обязанность по уплате налога в отношении принадлежащего ему здания, исходя из его кадастровой стоимости.
Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права КОО "Кевел Инвестментс Лимитед" как налогоплательщика, а административный истец вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление (в том числе в оспариваемой редакции) подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке. Стороны также не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Исходя из положений статьи 375, подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в настоящей статье термина - "административно-деловой центр", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом в силу положений указанной статьи фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1 000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, на территории г. Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
При наличии одного из приведенных условий объект недвижимости признается административно-деловым центром либо торговым центром (комплексом), налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Из материалов дела, отзыва Правительства Москвы следует, что здание включено в оспариваемый Перечень на основании подпунктов 1, 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктов 1, 2 статьи 1.1. Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций".
Проверяя доводы административного ответчика о правомерности включения зданий в Перечни по критерию их фактического использования, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок), утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы определена уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав (далее - Госинспекция).
Постановлением Правительства Москвы от 26 мая 2020 года N 626-ПП изменена редакция п. 1.2 Порядка, указано, что такие мероприятия проводятся с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН").
Согласно пункту 3.5 Порядка по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений составляется акт о фактическом использовании с приложением соответствующих фотоматериалов. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, о чем уже указывалось выше.
Судом установлено, что в результате проведения мероприятий по обследованию сотрудниками ГБУ "МКМЦН" составлены Акты:
нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0004016:1067 N 9129725/ОФИ от 8 февраля 2021 года;
нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0004016:1059 N 9129726/ОФИ от 3 февраля 2021 года;
с кадастровым номером 77:09:0004016:1012 N 9121503/ОФИ от 3 декабря 2021 года;
с кадастровым номером 77:09:0004016:1013 N 9121517/ОФИ от 3 декабря 2021 года;
с кадастровым номером 77:09:0004016:1008 акт N 9121520/ОФИ от 3 декабря 2021 года.
В разделе 6 Акта N 9129725/ОФИ от 8 февраля 2021 года указано, что на момент проведения обследования здание фактически используется для размещения офисов. Из расчетной части акта следует, что к офисным помещениям сотрудниками ГБУ "МКМЦН" отнесено 94, 28% от общей площади здания, к складам - 5, 72%.
В разделе 6 Акта N 9129726/ОФИ от 3 февраля 2021 года указано, что на момент проведения обследования здание фактически используется для размещения офисов. Из расчетной части акта следует, что к офисным помещениям сотрудниками ГБУ "МКМЦН" отнесено 47, 63% от общей площади здания, к гаражам, автостоянкам, техническим помещениям - 52, 37%.
В разделе 6 Акта N 9121503/ОФИ от 3 декабря 2021 года указано, что на момент проведения обследования здание фактически используется для размещения офисов. Из расчетной части акта следует, что к офисным помещениям сотрудниками ГБУ "МКМЦН" отнесено 58, 01% от общей площади здания, к гаражам, автостоянкам, складам - 41, 99%.
В разделе 6 Акта N 9121517/ОФИ от 3 декабря 2021 года указано, что на момент проведения обследования здание фактически используется для размещения офисов. Из расчетной части акта следует, что к офисным помещениям сотрудниками ГБУ "МКМЦН" отнесено 59, 61% от общей площади здания, к гаражам, автостоянкам, техническим помещениям - 40, 33%.
В разделе 6 Акта N 9121520/ОФИ от 3 декабря 2021 года указано, что на момент проведения обследования здание фактически используется для размещения офисов. Из расчетной части акта следует, что к офисным помещениям сотрудниками ГБУ "МКМЦН" отнесено 69, 39% от общей площади здания, к гаражам, автостоянкам, техническим помещениям, образованию - 30, 61%.
Оценивая представленные в материалы дела Акты, суд учитывает, что в силу пункта 3.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
Кроме того, пунктом 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения закреплено, что в случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
В нарушение п. 3.4 Порядка во всех Актах года не представлены фотографии, фиксирующие фактическое использование спорных зданий. В фототаблицах Актов запечатлены только фасады здания; фотографий, фиксирующих наличие в здании офисных помещений, в актах не представлено.
В актах N 9129725/ОФИ от 8 февраля 2021 года, N 9121503/ОФИ от 3 декабря 2021 года, N 9121517/ОФИ от 3 декабря 2021 года, N 9121520/ОФИ от 3 декабря 2021 года указано, что обследование зданий проведено без доступа в него по причине отказа в доступе управляющим здания. Между тем в нарушение пункта 3.6 Порядка в акте не приведены выявленные признаки размещения в здании офисов; не представляется возможным установить, по каким критериям помещения в здании отнесены к офисным.
В Акте N 9129726/ОФИ от 3 февраля 2021 года указано, что обследование здания проведено с доступом, при этом фотографий подтверждающих наличие в здании офисных помещений, в акте не имеется, в фототаблице акта содержатся фотографии гаража, пустых помещений. Помещения, отвечающие признакам офисных (оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой), в акте не запечатлены...
При таких обстоятельствах указанные Акты не могут быть расценены судом как однозначно подтверждающие факт использования более 20% от общей площади зданий в целях размещения офисов, а оснований для включения зданий в Перечень по критерию фактического использования не имелось.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в юридически значимый период времени в нежилом здании с кадастровым номером 77:09:0004016:1067 переданы в аренду:
помещения общей площадью 334, 7 кв.м ООО "КЛИН.РУ" на основании Договора аренды нежилых помещений NКВЛ-2018/15.5/02 от 15.05.2018г. По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "КЛИН.РУ" является Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие;
помещения общей площадью 1110, 6, 7 кв.м ООО "КЛИН ЛАБС" на основании Договора аренды нежилых помещений NКВЛ-2019/11.01/01 от 13.12.2019г. По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "КЛИН ЛАБС" является деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность;
В нежилом здании с кадастровым номером 77:09:0004016:1059 по адресу: г. Москва, ул. Вятская, дом 27, стр. 16 переданы в аренду помещения общей площадью 2519, 3 кв.м ООО "РТ-Инвест Транспортные системы" на основании Долгосрочного договора аренды нежилых помещений N346 от 24.11.2016. По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "РТ-Инвест Транспортные системы" является Разработка компьютерного программного обеспечения;
В нежилом здании с кадастровым номером 77:09:0004016:1059 по адресу: г. Москва, ул. Вятская, дом 27, стр. 19:
переданы в аренду помещения общей площадью 4, 8 кв.м. ЗАО "НЭТУАН РУС" на основании Договора аренды нежилых помещений N380 от 01.10.2017г. По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ЗАО "НЭТУАН РУС" является Деятельность в области связи на базе проводных технологий;
переданы в аренду помещения общей площадью 73, 5 кв.м. ОАО "МЕГАФОН" на основании Договора аренды нежилых помещений N188 от 01.07.2012г. По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ОАО "МЕГАФОН" является Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие;
переданы в аренду помещения общей площадью 2365, 7 кв.м. АО "Сити?XXI век" на основании Договора аренды нежилых помещений NКВЛ-2017/25.9/02 от 25.09.2017. По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ЗАО "Сити?XXI век" является Разборка и снос зданий.
В нежилом здании с кадастровым номером 77:09:0004016:1013 по адресу: г. Москва, ул. Вятская, дом 27, стр. 20:
переданы в аренду помещения общей площадью 372, 9 кв.м. ОАО "МЕГАФОН" на основании Договора аренды нежилых помещений N4-02-12/413 от 15.07.2009г. По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ОАО "МЕГАФОН" является Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие, переданы в аренду помещения общей площадью 2270, 8 кв.м. ООО "Сервис-Телематика" на основании Договора аренды нежилых помещений КВЛ-2018/5.2/02 от 05.02.2018г. По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "Сервис-Телематика" является Деятельность в области связи на базе проводных технологий;
В нежилом здании с кадастровым номером 77:09:0004016:1008 по адресу: г. Москва, ул. Вятская, дом 27, стр. 23 переданы в аренду помещения площадью 1551, 8 кв.м. по договору аренды от 01 июня 2012 года NКВЛ-12-122 (1) с учетом дополнительного соглашения от 2012 года, которые прошли государственную регистрацию в Едином государственном реестре недвижимости. По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "Директ Каталог Сервис" является деятельность почтовой связи общего пользования.
При этом, договорам аренды с АО "Сити?XXI век", ЗАО "Мегафон", ООО "Директ Каталог Сервис", ООО "РТ-Инвест Транспортные системы", а также виду деятельности указанных организация дана оценка решениями Московского городского суда от 24 ноября 2020 года и 17 февраля 2021 года.
Относительно доводов ответчика о том, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены спорные здания, предполагает размещение на нем офисных зданий делового назначения, то есть предусматривает размещение административно-деловых центров, что соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об их несостоятельности.
Согласно ответу Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве на судебный запрос здания с кадастровыми номерами 77:09:0004016:1067, 77:09:0004016:1059, 77:09:0004016:1012, 77:09:0004016:1013, 77:09:0004016:1008 расположены на земельном участке с кадастровым номером ЗУ с видом разрешенного использования "земельные участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.3./1.2.9./1.2.10./1.2.17)".
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы". До момента утверждения Правил землепользования и застройки города Москвы на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" установление видов разрешенного использования земельных участков относилось к компетенции Правительства Москвы.
Порядок установления вида разрешённого использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования и застройки был установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве".
В силу пункта 3.2 постановления Правительства Москвы от 28.04.2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" для определения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка разрешенное использование данного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Из сравнительного анализа положений ст. 378.2 НК РФ и Методических указаний следует, что виды разрешенного использования, указанные для налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, соответствуют видам разрешенного использования: 1.2.5 "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания"; 1.2.7 "земельные участки, предназначенные для офисных зданий делового и коммерческого назначения".
Постановлением Правительства Москвы от 15 июня 2016 года N 343-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП. Так положения пункта 3.2 постановления Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП (в редакции действующей с 15 июня 2016 года) предусматривают, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 утверждены классификаторы видов разрешенного использования земельных участков, согласно которым:
- к коду вида разрешенного использования 3.3 "бытовое обслуживание" отнесено: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро);
- к коду вида разрешенного использования 4.1 "деловое управление" (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения);
- к коду вида разрешенного использования 4.2 "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" отнесено: размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9 (банковская и страховая деятельность, общественное питание; гостиничное обслуживание; развлечения; обслуживание автотранспорта); размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра;
- к коду вида разрешенного использования 4.6. "общественное питание" отнесено: размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
На момент принятия Перечней объектов недвижимого имущества на 2019-2021 годы действовали Правила землепользования и застройки города Москвы, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП, территориальная часть которых устанавливает, в том числе, перечень и числовые обозначения - коды видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Москвы, группировки которых приведены в таблице 1 " Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства". Согласно названным Правилам землепользования и застройки указанные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства сформированы на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков". Коды видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, группировки которых приведены в таблице 1 " Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства", образованы путем добавления последней дополнительной цифры к кодам видов разрешенного использования, предусмотренным названным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, в частности: цифры "0" - в случае сохранения группировки видов разрешенного использования, предусмотренной указанным классификатором; иных цифр - в случае детализации данной группировки применительно к видам разрешенного использования объектов капитального строительства.
В силу закрепленных в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ).
Законодатель в подпункте 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, приводя условия, при наличии которых здание признается административно-деловым и (или) торговым центром, четко указал, что вид разрешенного использования земельного участка должен предусматривать возможность размещения офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, исходя из формальной определенности налоговых норм, при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому и (или) торговому центрам, должен соответствовать виду, предусмотренному для этих целей Налоговым кодексом Российской Федерации. Такой подход не позволит порождать сомнений у налогоплательщика и даст ему возможность точно знать, какие налоги, и в каком порядке он должен платить. Иное означало бы изменение, определенного Налоговым кодексом Российской Федерации, содержания понятий и терминов, а также обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, установленных названным кодексом, что недопустимо исходя из принципов, закрепленных в статьях 3, 6 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, установленный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и исключает возможность отнесения объектов недвижимости к административно-деловым центрам по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Учитывая, что здания не отвечают критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет административное исковое заявление КОО "Кевел Инвестментс Лимитед" о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП.
Поскольку пункты 20593, 20595, 20596, 20607, 20612 включены в Перечень на 2022 год постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, вступившим в законную силу с 1 января 2022 года, они подлежат признанию недействующими с 1 января 2022 года.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 этого же процессуального закона.
В этой связи суд считает, что с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление компании с ограниченной ответственностью "Кевел Инвестменс" к Правительству Москвы удовлетворить.
Признать недействующими с 1 января 2022 года пункты 20593, 20595, 20596, 20607, 20612 Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу компании с ограниченной ответственностью "Кевел Инвестменс" расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.