Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу главы муниципального округа - главы администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края Трескова В.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Большесосновского судебного района Пермского края от 13 декабря 2021 года, решение судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 25 января 2022 года, в отношении администрации Большесосновского муниципального района Пермского края, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Большесосновского судебного района Пермского края от 13 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 25 января 2022 года, администрация Большесосновского муниципального района Пермского края (далее - администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, глава муниципального округа - глава администрации округа выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно пункту 1 статьи 12 данного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) содержание дорог относится к дорожной деятельности и определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Закона N 196-ФЗ).
Частью 1 статьи 17 Закона N 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения", должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона N 257-ФЗ).
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 14, подп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ.
Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
Нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность (статья 31 Закона N 196-ФЗ).
Орган местного самоуправления является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и выражающегося в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, если нормативными правовыми актами на этот орган возложены соответствующие полномочия, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным органом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 N 416-ПК "О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края "О бюджетном процессе в Пермском крае" за сельскими поселениями закреплены, в том числе, вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Законом Пермского края от 30 апреля 2021 г. N 647-Пермского края "Об образовании нового муниципального образования Большесосновский муниципальный округ Пермского края" (далее - Закон Пермского края) в соответствии с частью 3.1-1 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) Большесосновское сельское поселение, Кленовское сельское поселение, Левинское сельское поселение, Петропавловское сельское поселение, Полозовское сельское поселение, Тойкинское сельское поселение, Черновское сельское поселение, входящие в состав Большесосновского муниципального района, преобразованы путем их объединения в новое муниципальное образование.
Новое муниципальное образование, образованное путем проведения указанного преобразования наделено статусом муниципального округа (Большесосновский муниципальный округ Пермского края).
Вопросы правопреемства подлежат урегулированию указанным Законом и муниципальными правовыми актами Большесосновского муниципального округа Пермского края.
Статей 4 Закона Пермского края установлен переходный период образования Большесосновского муниципального округа Пермского края - со дня вступления в силу данного Закона и до 1 января 2022 года.
В течение переходного периода осуществляется формирование органов местного самоуправления Большесосновского муниципального округа Пермского края, а также завершается урегулирование иных вопросов, предусмотренных указанным Законом.
До формирования органов местного самоуправления Большесосновского муниципального округа Пермского края полномочия по решению вопросов местного значения Большесосновского муниципального округа Пермского края на соответствующих территориях в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 131-ФЗ осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания Большесосновского муниципального округа Пермского края осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях, за исключением администраций Большесосновского сельского поселения, Кленовского сельского поселения, Левинского сельского поселения, Петропавловского сельского поселения, Полозовского сельского поселения, Тойкинского сельского поселения, Черновского сельского поселения, полномочия которых прекращаются с 1 августа 2021 года.
С 1 августа 2021 года и до формирования администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 131-ФЗ на территории Большесосновского муниципального округа Пермского края осуществляет администрация Большесосновского муниципального района. Со дня формирования администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края полномочия администрации Большесосновского муниципального района прекращаются.
Решением Думы Большесосновского муниципального округа от 13 декабря 2021 г. N 45 учреждена администрация Большесосновского муниципального округа, утверждено Положение о ней и определено, что данный орган приступает к исполнению своих полномочий с 01 января 2022 года.
Думой Большесосновского муниципального округа 29 декабря 2021 принято решение N 90 о ликвидации администрации района, как юридического лица, сведений о том, что в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись о ликвидации, не имеется.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".
В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А, таблица 5.3).
Как следует из материалов дела, 12 октября 2021 года установлено несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги по ул.Октябрьская с.Черновского Большесосновского района Пермского края, находящейся в собственности Черновского сельского поселения Большесосновского муниципального района Пермского края, протяженностью 1800 м, зафиксированное в акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дорог.
При обследовании должностным лицом ГИБДД участков вышеназванной автодороги установлено наличие дефектов дорожного полотна (выбоин).
Таким образом, вопреки доводам жалобы, именно администрация, в период, относящийся к периоду совершения вменяемого ей административного правонарушения, являясь юридическим лицом, ответственным за эксплуатационное состояние проезжей части названной выше автомобильной дороги, в нарушение требований пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения", пункта 5.2.4 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утвержден приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст), не приняла мер по соблюдению требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании участка автомобильной дороги.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении администрации протокола об административном правонарушении и привлечения ее постановлением мирового судьи, с выводами которого согласился судья районного суда, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения администрацией указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, которые подробно приведены в судебном акте мирового судьи, которым представленным в материалы дела доказательствам дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, совокупность исследованных судебными инстанциями доказательств, в том объеме, в котором они представлены в материалы дела, определенном мировым судьей и судьей районного суда, является достаточной для установления юридически значимых обстоятельств по настоящему делу, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Кодекса.
Доводы жалобы, в том числе о том, что администрация не является субъектом данного административного правонарушения, являлись предметом проверки и оценки нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующих судебных актах, установленные обстоятельства и выводы о ее виновности в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых актов.
Несогласие заявителя с оценкой, установленных по делу обстоятельств, не является правовым основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Вопреки доводам жалобы, возможность замены лица, привлеченного к административной ответственности, КоАП РФ не предусматривает.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрация, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности по статье 12.34 названного Кодекса.
Действия администрации квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательства в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а также безопасности дорожного движения.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Срок давности и порядок привлечения общества к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 12.34 указанного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Большесосновского судебного района Пермского края от 13 декабря 2021 года и решение судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 25 января 2022 года, вынесенные в отношении администрации Большесосновского муниципального района Пермского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу главы муниципального округа - главы администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края Трескова В.А. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции П.В. Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.