Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Новые нефтяные технологии" Болтуновой Е.Е. на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени области от 26 ноября 2021 года, решение судьи Тюменского областного суда от 17 января 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Новые нефтяные технологии",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Тюмени области от 26 ноября 2021 года (N5-3263/2021), оставленным без изменения решением судьи Тюменского областного суда от 17 января 2022 года (N12-12/2022), общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Новые нефтяные технологии" (далее по тексту - ООО НПО "Новые нефтяные технологии", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО НПО "Новые нефтяные технологии" Болтунова Е.Е, действующая по доверенности, выражает несогласие с указанными выше судебными актами, вступившими в законную силу, просит изменить принятые по делу решения в части назначенного наказания, заменив административный штраф на предупреждение или снизить его на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, государственным инспектором Нижневартовского комплексного отдела Северо-Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении ООО НПО "Новые нефтяные технологии" 16.06.2021 года составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в котором указано на факт эксплуатации обществом опасного производственного объекта "Участок паровых передвижных установок" рег. NА57-20683-0001, III класса опасности, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, Западный промышленный узел, панель 9, ул. 11П, д.11, строение 1, без лицензии на осуществление данного вида деятельности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО НПО "Новые нефтяные технологии" к административной ответственности; при рассмотрении дела судьей районного суда сделан вывод о доказанности вины ООО НПО "Новые нефтяные технологии" в совершении административного правонарушения и его действия квалификации по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Судья областного суда выводы судьи районного суда счел обоснованными и оставил обжалуемое постановление без изменения.
Вместе с тем в рассматриваемом случае имеются основания для отмены состоявшихся в отношении ООО НПО "Новые нефтяные технологии" судебных актов по данному делу об административном правонарушении.
Согласно обжалуемым актам обществу вменено нарушение положений части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", выразившееся в эксплуатации взрывопожароопасного объекта III класса опасности в отсутствие лицензии.
Между тем данное бездействие образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного наказания.
Составы административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.1 и частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют разный родовой объект посягательства, в связи с чем переквалификация действий названного лица в указанной части невозможна.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При таких обстоятельствах постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени области от 26 ноября 2021 года, решение судьи Тюменского областного суда от 17 января 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении ООО НПО "Новые нефтяные технологии", подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Аналогичный правовой подход выражен в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.2020 года N 71-АД19-10.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени области от 26 ноября 2021 года, решение судьи Тюменского областного суда от 17 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Новые нефтяные технологии", отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Трапезникова И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.