Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-246/2021 по иску администрации Викуловского муниципального района Тюменской области к Бабушкиной Наталье Владимировне о возврате денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты, по кассационной жалобе администрации Викуловского муниципального района на решение Викуловского районного суда Тюменской области от 15 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 28 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
администрация Викуловского муниципального района (далее по тексту также - Администрация) обратилась в суд с иском к Бабушкиной Н.В. (с учетом уточнения) о возврате денежных средства в размере предоставленной социальной выплаты 759 759 руб. в бюджет Викуловского муниципального района.
В обоснование своих требований указала, что 04 апреля 2017 года Администрация, член молодой семьи (молодой специалист) Бабушкина Н.В, работающая в обществе с ограниченной ответственностью "Агрокомплекс "Викуловский" (далее - ООО "Агрокомплекс "Викуловский"), и ООО "Агрокомплекс "Викуловский" заключили трехстороннее соглашение об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты (далее - Соглашение). В тот же день Администрация выдала Бабушкиной Н.В. свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности на сумму 759 759 руб. 10 апреля 2017 года данная выплата была предоставлена ее получателю. Бабушкина Н.В. с 22 мая 2017 года является правообладателем квартиры по адресу: "данные изъяты". Из ответа ООО "Агрокомплекс "Викуловский" от 26 февраля 2021 года на запрос администрации стало известно о нарушении Бабушкиной Н.В. условий Соглашения. Согласно данному ответу Бабушкина Н.В. была уволена 13 июня 2017 года по пункту 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (сокращение численности штата). В нарушение пункта 2.5.2. Соглашения, работодатель самостоятельно не сообщил истцу о расторжении трудового договора с ответчиком. Ответчик вводила истца в заблуждение относительно выполнения условий пунктов 2.1.4, 2.1.5.
Соглашения, предоставляя справки ООО "Агрокомплекс "Викуловский" от 29 августа 2018 года, 05 сентября 2020 года о том, что работает в ООО "Агрокомплекс "Викуловский". 15 марта 2021 года Администрация письмом сообщила Бабушкиной Н.В. о том, что в случае невыполнения ею обязательства работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее пяти лет со дня получения социальной выплаты Администрация может истребовать в судебном порядке средства в размере предоставленной социальной выплаты (пункты 2.4.1, 2.4.2 Соглашения; пункт 3.13 постановления Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 года N 106-п "О социальных выплатах молодым семьям и молодым специалистам на селе - участникам мероприятий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"). Данное письмо оставлено Бабушкиной Н.В. без ответа. Согласно копии электронного документа - ответа на межведомственный запрос от 12 октября 2021 года Бабушкина Н.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 20 июля 2017 года, деятельность прекращена 21 февраля 2020 года, основной вид экономической деятельности - торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, дополнительный вид экономической деятельности - разведение молочного крупного рогатого скота и прочих пород крупно рогатого скота, смешанное сельское хозяйство, торговля розничная прочая. Таким образом, после расторжения (прекращения) трудового договора с ООО "Агрокомплекс "Викуловский" 13 июня 2017 года Бабушкина Н.В. в нарушение пункта 2.1.5. Соглашения не организовала индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности на территории Викуловского муниципального района.
Бабушкина Н.В. не признается сельскохозяйственным товаропроизводителем, поскольку не соответствовала подпункту "а" пункта 1.7. постановления Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 года N 106-п, не отвечала признакам статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", не представила документы, подтверждающие осуществление в период предпринимательской деятельности первичной и (или) последующей (промышленной) переработки сельскохозяйственной продукции и ее реализацию в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Согласно справке управления сельского хозяйства Администрации от 22 октября 2021 года ИП Бабушкиной Н.В. отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса (в соответствии с формами, утвержденными Министерством сельского хозяйства) за период с 2017 года по 2020 год не была представлена. Также, согласно сведениям управления сельского хозяйства Администрации ИП Бабушкина Н.В. не предоставляла за указанный период отчетность по форме N 3 - фермер Федеральное статистическое наблюдение "Сведения о производстве продукции животноводства и поголовья скота". Предоставленные представителем ответчика справки ООО "Общепит", Озернинского ОСССПК "Беркут", администрации Коточиговского сельского поселения не свидетельствуют о соответствии ответчика подпункту "а" пункта 1.7. Положения, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 года N 106-п. Кроме того, справка Озернинского ОСССПК "Беркут" выдана не на бланке этой организации, подписана не ее руководителем.
Представленные трудовые договоры от 10 августа 2020 года между ИП Романовым А.В. (Работодатель) и Бабушкиной Н.В. (Работник), от 21 октября 2020 года между ИП Кочиевым А.В. (Работодатель) и Бабушкиной Н.В. (Работник) не подтверждают факт работы Бабушкиной Н.В. в указанных организациях, поскольку отсутствуют приказы о ее приеме на работу, информация об отчислениях работодателей в соответствующие фонды (страховые, пенсионные), записи в трудовой книжке. Данные трудовые договоры в нарушение пункта 2.1.5. Соглашения заключены в срок, превышающий шесть месяцев со дня расторжения трудового договора между ответчиком и ООО "Агрокомплекс "Викуловский". Согласно справкам управления сельского хозяйства Администрации от 22 октября 2021 года ИП Кочиевым А.В. и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Романовым А.В. отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса (в соответствии с формами, утвержденными Министерством сельского хозяйства) за 2020 год не представлена. Кроме того, между Бабушкиной Н.В. (работником) и новыми работодателями не заключены трехсторонние соглашения об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. Расчетная стоимость для исчисления взыскиваемых средств государственной поддержки составляет 759 759 руб. Доля средств, выделяемых в форме социальной выплаты из средств федерального бюджета, составляет 183 025 руб. 94 коп, доля средств, выделяемых за счет средств областного бюджета - 576 733 руб. 06 коп.
Решением Викуловского районного суда Тюменской области от 15 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 28 февраля 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация Викуловского муниципального района ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В кассационной жалобе заявителем заявлено ходатайство о ее рассмотрении в отсутствие представителя Администрации. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных постановлений, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 04 апреля 2017 года между администрацией Викуловского муниципального района, Бабушкиной Н.В. и ООО "Агрокомплекс "Викуловский" было заключено трехстороннее Соглашение об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
По условиям данного Соглашения Бабушкина Н.В. в числе прочих обязательств приняла на себя обязательство работать по трудовому договору, заключенному с работодателем - ООО "Агрокомплекс "Викуловский", (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) на территории Викуловского муниципального района не менее пяти лет со дня получения социальной выплаты (пункт 2.1.4 договора).
Согласно пункту 2.1.5. Соглашения, получатель - Бабушкина Н.В. обязана заключить трудовой договор с другим работодателем или организовать индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности на территории Викуловского муниципального района в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) в срок, не превышающий шесть месяцев со дня расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) (абзац 1).
При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного пункт 2.1.4. настоящего договора (абзац 2 пункта 2.1.5. Соглашения).
Администрация Викуловского муниципального района 04 апреля 2017 года выдала Бабушкиной Н.В. свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности на сумму 759 759 руб, 10 апреля 2017 года перечислила указанную сумму Бабушкиной Н.В.
22 мая 2017 года за Бабушкиной Н.В. было зарегистрировано право собственности на квартиру по адресу: "данные изъяты", возникшее на основании договора купли-продажи недвижимого имущества с использованием кредитных средств банка от 12 мая 2017 года.
Приказом ООО "Агрокомплекс "Викуловский" от 13 июня 2017 года N 65-к Бабушкина Н.В. уволена с той же даты по пункту 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (сокращение численности штата работников организации).
20 июля 2017 года Бабушкина Н.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с основным видом деятельности - розничная торговля преимущественно пищевыми продуктами, дополнительным - разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока и др. Предпринимательская деятельность прекращена 21 февраля 2020 года.
ИП Бабушкина Н.В. в 2017-2018 годах сдавала мясо и картофель в общество с ограниченной ответственность "Общепит" (далее - ООО "Общепит") с. Викулово, закупала на территории Коточиговского сельского поселения крупный рогатый скот, в 2017-2021 годах сдавала мясо в Озерский областной сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой потребительский кооператив "Беркут" (далее - ОСССПК "Беркут").
10 августа 2020 года между ИП Романовым А.В. (Работодатель) и Бабушкиной Н.В. (Работник) и 21 октября 2020 года между ИП Кочиевым А.В. (Работодатель) и Бабушкиной Н.В. (Работник) заключены трудовые договоры о работе в качестве учетчика в с. Бородино Викуловского района. 30 сентября 2021 года Бабушкина Н.В. уволена по собственному желанию.
15 марта 2021 года истец направил ответчику требование о возврате предоставленной социальной выплаты в размере 759 759 руб, которое было получено Бабушкиной Н.В. 08 апреля 2021 года.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 309, 310, 421, 425, 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", Типовым положением о предоставлении социальный выплат, а также учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 14 января 2020 года N 2-П, исходил из того, что Бабушкина Н.В. отвечает критериям молодой семьи применительно к целям получения социальной выплаты, постоянно проживает в сельской местности, за счет предоставленной Бабушкиной Н.В. социальной выплаты было приобретено жилое помещение, в котором она проживает; Бабушкина Н.В. была уволена из ООО "Агрокомплекс "Викуловский" по независящей от неё причине - в связи с сокращением, была трудоустроена в качестве индивидуального предпринимателя в течение 6 месяцев после увольнения, в последующем была трудоустроена в качестве учетчика по месту получения социальной выплаты и приобретения жилья; Бабушкина Н.В. работала в организации агропромышленного комплекса, при этом увольнение 30 сентября 2021 года не лишает её возможности трудоустройства в установленные соглашением шестимесячные сроки с даты увольнения; лишение Бабушкиной Н.В. права на социальную выплату, исходя только из формального критерия прекращения трудовых отношений по инициативе работодателя, а в последующем осуществление предпринимательской деятельности по виду деятельности не в полном объеме соответствующей предъявляемым требованиям, с
трудоустройством учетчиком и последующим увольнением, не будет отвечать целям и задачам государственной аграрной политики, направленным на повышение уровня жизни сельского населения, включая обеспечение жильем молодых семей (молодых специалистов), проживающих и работающих в сельской местности и не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья и обеспечения им, тем самым права на достойное существование.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судом обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В свою очередь, Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период заключения с Бабушкиной Н.В. Соглашения, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приложение N 3 к названному Постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также - Типовое положение), приведенным в приложении N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Типовое положение согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).
Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.
Согласно подпункту "а" пункта 32 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья при условии соблюдения в совокупности ряда условий. Одним из таких условий является работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
Пунктом 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 43 Типового положения существенными условиями договора, указанного в пункте 42 настоящего Типового положения, являются: а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты; б) право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта.
Пунктом 45 Типового положения установлено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в пункте 42 настоящего Типового положения.
Постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 года N 106-п "О социальных выплатах молодым семьям и молодым специалистам на селе - участникам мероприятий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" утверждено Положение о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам на селе - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Определенные этим положением условия и порядок предоставления в Тюменской области молодым семья (молодым специалистам), проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья аналогичны условиям и порядку предоставления таких выплат, указанным в Типовом положении.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 14 января 2020 года N 2-П по делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598), Федеральная программа развития сельских территорий направлена на замедление процессов их депопуляции и повышение уровня жизни местного населения.
Для создания комфортных условий проживания на селе, в частности, предусмотрена социальная выплата. Эта безвозмездная мера социальной поддержки носит целевой характер. Если действия получателя выплаты входят в противоречие с теми целями, для достижения которых она предоставлена, средства могут быть затребованы к возвращению. В то же время добросовестным гражданам должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своих действий и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость тщательного исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, где гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона. И значительное ухудшение его имущественного положения - вопреки целям социального государства - может стать результатом применения правовых норм без учета всех обстоятельств дела.
Не может производиться взыскание денежных средств с гражданина, если он проявил заботливость, осмотрительность и предпринял все зависящие от него меры для реализации целевой выплаты и регистрации права собственности на приобретенное (построенное) жилье в срок. Взыскание выплаты при подтверждении ее расходования по целевому назначению только по формальным основаниям исказило бы саму суть рассматриваемых правоотношений. При подобном подходе предоставление выплаты утрачивало бы характер меры социальной поддержки граждан, избравших место жительства в сельской местности. Их имущественное положение в этой ситуации, напротив, было бы ухудшено, притом, что речь идет о лицах, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм права и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, решение суда о взыскании социальной выплаты должно основываться на исследовании всех имеющих значение для дела обстоятельств, иное означало бы сугубо формальный подход к отправлению правосудия и противоречило Конституции Российской Федерации.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие с выводами судов со ссылкой на то, что право ответчика на социальную выплату не сохранилось, в силу положений трехстороннего Соглашения ответчик обязана возвратить средства социальной выплаты в случае расторжения трудового договора с работодателем, являются аналогичными правовой позиции при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах и правильности применения норм материального права, в этой связи основанием для отмены судебных постановлений не являются. Необоснованность данных доводов подробно мотивирована в оспариваемых судебных постановлениях. У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришли суды первой и апелляционной инстанции, не имеется.
Таким образом, в кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Викуловского районного суда Тюменской области от 15 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 28 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Викуловского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.