Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Соловьева О.А. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского района г. Астрахани от 13 сентября 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 8 февраля 2022 года, вынесенные в отношении Соловьева Олега Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского района г. Астрахани от 13 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 8 февраля 2022 года, Соловьев О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средствами сроком на 4 (четыре) месяца.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Соловьев О.А. просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении изложены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Соловьева О.А. к административной ответственности) установлена административная ответственность за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
Пунктом 11.4 Правил дорожного движения определено, что обгон запрещен на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной; на пешеходных переходах; на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях; в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 26 мая 2021 года в 8 часов 45 минут на автодороге Астрахань-Три Протока-Началово 11 километр Приволжского района Астраханской области Соловьев О.А, управляя транспортным средством "Шеровле Авео" с государственным регистрационным знаком Х757ЕК30, двигался по дороге, обозначенной дорожным знаком 1.11.2 "Опасный поворот", и в нарушении требований пунктов 11.4 и 1.3 Правил дорожного движения произвел обгон с выездом на полосу для встречного движения на опасном повороте и участке с ограниченной видимостью.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Соловьева О.А. подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.1), рапортом инспектора ДПС (л.д.2), схемой места совершения административного правонарушения (л.д.3), видеоматериалом (л.д.70), копией проекта схемы организации дорожного движения (л.д.145) и иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, водитель, допустивший выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, виновность указанного водителя в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Действия Соловьева О.А. квалифицированы по части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Утверждения заявителя об отсутствии запрещающих дорожной разметки и дорожных знаков в месте совершения административного правонарушения противоречат материалам дела, в том числе приложенной в дело схеме дислокации дорожных знаков и дорожной разметки на спорном участке дороги, из которой, как и из схемы места совершения административного правонарушения (л.д.3) следует, что перед перекрестком со второстепенной дороги расположен дорожный знак 1.11.2 "Опасный поворот" (л.д.145).
Кроме того, пунктом 9.1 Правил дорожного движения предусмотрено, что количество полос движения в случае отсутствия разметки и (или) дорожных знаков определяется самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.
Стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева.
Отсутствие дорожной разметки на участке дороги не освобождало Соловьева О.А. от обязанности соблюдать требования Правил дорожного движения.
Таким образом, водитель транспортного средства в соответствии с пунктом 1.3 Правил дорожного движения в первую очередь обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, в том числе и знака 1.11.2 "Опасный поворот" и связанного с ним установленного пунктом 11.4 Правил дорожного движения запрета на обгон.
Ссылка заявителя на то, что схема места совершения административного правонарушения не соответствует действительности, не может быть принята во внимание, поскольку названная схема согласуется с протоколом об административном правонарушении, приложением к которому она является, фиксирует место совершения Соловьевым О.А. административного правонарушения и траекторию движения его автомобиля. Составленная инспектором ДПС схема отвечает требованиям, предъявляемым статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к доказательствам такого рода, а потому обоснованно принята судьями нижестоящих инстанций в качестве допустимого доказательства.
Указание в жалобе на отсутствие понятых при составлении схемы места совершения административного правонарушения, подлежат отклонению, поскольку в рассматриваемом случае при составлении процессуального документа обязательное участие понятых не требуется.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях Соловьева О.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок привлечения Соловьева О.А. к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в пределах санкции вменяемого правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, по доводам настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского района г. Астрахани от 13 сентября 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Астрахани от 8 февраля 2022 года, вынесенные в отношении Соловьева Олега Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Соловьева О.А. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Дегтярева Т.В. N 5-466/2021
судья районного суда Асламбекова Г.А. N 12-16/2022
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-4317/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.