Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 75RS0027-01-2021-001762-26 (N2-1139/2021) по иску Шилкинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Д.Н.В, к администрации городского поселения "Шилкинское", администрации муниципального района "Шилкинский район", Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение компенсации, возложении обязанности совершить определенные действия
по кассационной жалобе Д.Н.В. на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 27 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 12 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслакову О.Г, полагавшую кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах Д.Н.В. к администрации городского поселения "Шилкинское", администрации муниципального района "Шилкинский район", Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания Д.Н.В. по адресу "адрес", признании за ней права на получение компенсации в связи с утратой предметов первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности совершить определенные действия, ссылаясь на следующие обстоятельства.
По обращению Д.Н.В. прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что Д.Н.В. фактически проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" 2013 года совместно с супругом Д.И.А. и сыном Г.И.А.
22 июля 2021 г. в результате наводнения имущество первой необходимости по месту жительства Д.Н.В. утрачено полностью.
Факт проживания Д.Н.В. в указанном помещении подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 5 июля 2013 г, согласно которому собственником квартиры является супруг истца, постановлением администрации муниципального района "Шилкинский район" от 22 июля 2021 г. N292 "О введении на территории муниципального района "Шилкинский район" режима "Чрезвычайная ситуация", согласно которому "адрес" в "адрес" попал в зону подтопления; заключением комиссии об установлении факта нарушений условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате выпадения обильных осадков, вызвавших паводковые явления и подтопление территории.
Д.Н.В. не включена в список на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с (полной) частичной утратой имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации в связи с отсутствием постоянной регистрации по адресу: "адрес".
Прокурор просил суд установить факт постоянного проживания Д.Н.В. по указанному адресу, признать за истцом право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями, в размере 100 000 руб, возложить на администрацию городского поселения "Шилкинское" Шилкинского района Забайкальского края обязанность включить Д.Н.В. в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в пользу истца финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 руб. за счет средств резервного фонда Правительства Забайкальского края.
Решением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 27 октября 2021 г. исковые требования Шилкинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Д.Н.В, оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 12 января 2022 г. решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 27 октября 2021 г. оставлено без изменения.
Дамаскина Н.В. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения Шилкинского районного суда Забайкальского края от 27 октября 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 12 января 2022 г, как незаконных принятых с нарушением норм материального права.
Прокуратурой Забайкальского края представлен письменный отзыв на кассационную жалобу.
В судебное заседание суда кассационной инстанции истец, ответчики не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации муниципального района "Шилкинский район" от 22 июля 2021 г. N292 введен режим чрезвычайной ситуации на территории муниципального района "Шилкинский район".
Постановлением Главы администрации городского поселения "Шилкинское" от 24 июля 2021 г. N266 (с учетом внесенных изменений) определены границы зоны действия режима "Чрезвычайная ситуация" в городском поселении "Шилкинское", согласно которому в границы зоны действия чрезвычайной ситуации в пределах населенного пункта "адрес" вошел жилой дом по адресу: "адрес".
Жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", принадлежит на праве собственности Д.Г.Ю. (супругу Д.Н.В.)
Истец Д.Н.В. зарегистрирована по другому адресу: "адрес", указанная квартира, как следует из материалов дела, принадлежит Д.Г.Ю. на праве собственности.
Из справки, выданной 6 сентября 2021 г. администрацией городского поселения "Шилкинское", следует, что истец Д.И.В. не включена в список на оказание единовременной финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации, в связи с отсутствием постоянной регистрации по адресу: "адрес".
Заключением, утвержденным главой муниципального района "Шилкинский район", установлен факт нарушения условий жизнедеятельности с 22 июля 2021 г. по адресу: "адрес" Д.Г.Ю. и членов его семьи - Д.Н.В, Г.И.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Актом комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате выпадения обильных осадков, вызвавших паводковые явления и подтопление территории от 27 июля 2021 г. установлено, что имущество первой необходимости по адресу: "адрес" пострадавшего гражданина Д.Г.Ю. и членов его семьи - Д.Н.В, Г.И.А. утрачено полностью.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств постоянного и фактического проживания истца в доме по адресу "адрес", который попал в зону чрезвычайной ситуации. При этом суд установил, что имущество, которое находилось в указанном доме на момент паводка, произошедшего в июле 2021 года, и которое было полностью утрачено, не являлось для истца единственным имуществом первой необходимости, поскольку истец зарегистрирована по другому адресу, по которому также проживает и имеет имущество первой необходимости.
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что Д.И.В. с 29 января 2005 г. зарегистрирована по адресу: "адрес", семья Д. проживает по адресу "адрес", "адрес", "адрес" весны до осени, сажает по указанному адресу огород, а в зимнее время семья проживает в благоустроенной квартире по адресу: "адрес", поскольку дом по "адрес" холодный, зимой там жить невозможно.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что не имеется правовых оснований для установления факта постоянного проживания истца по указанному адресу и признания за ней права на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества, ввиду невыполнения условий получения такой помощи, а именно: постоянного проживания гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства, утраты пострадавшим гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды при разрешении спора правильно применили нормы материального права.
В силу ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ).
Согласно п. "л" ч.1 ст. 11 названного закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N1928 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Согласно постановлению Правительства Забайкальского края от 13 июля 2021 г. N253 (в ред. от 9 августа 2021 г.) "Об утверждении Порядка оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году" в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Закона Забайкальского края от 5 октября 2009 г. N248-ЗЗК "Об отдельных вопросах защиты населения и территорий Забайкальского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях осуществления выплат гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, утвержден Порядок оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году (далее- Порядок).
В силу п. 2 Порядка под пострадавшими гражданами понимаются граждане Российской Федерации, включенные в списки граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (далее - списки); под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя:
а) предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды;
б) предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табурет);
в) предметы мебели для сна - кровать (диван);
г) предметы средств информирования граждан - телевизор (радио);
д) предметы средств водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
В соответствии с п. 3 вышеуказанного Порядка, критериями утраты имущества первой необходимости являются:
частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, пригодное для дальнейшего использования;
полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
Пунктом 4 Порядка установлено, что пострадавшие граждане имеют право на: 1) финансовую помощь в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в размере 50 тыс. руб. на человека; 2) финансовую помощь в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости в размере 100 тыс. руб. на человека.
Согласно п. 5 Порядка оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году предоставление пострадавшим гражданам выплат осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Забайкальского края следующих условий:
1) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
утрата пострадавшим гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Пунктом 6 вышеуказанного Порядка предусмотрено, что проведение оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края, населенные пункты которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации (далее- комиссии).
В силу п. 7 данного Порядка формирование списков осуществляется комиссиями в соответствии с разделом 6 Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 апреля 2020 г. N275.
В соответствии с п. 12 Порядка оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году финансирование расходов на предоставление выплат осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе из резервного фонда Правительства Забайкальского края в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 г. N144, Резервного фонда Забайкальского края в соответствии с Законом Забайкальского края от 25 декабря 2012 г. N758-ЗЗК "О Резервном фонде Забайкальского края" с возможным последующим возмещением из федерального бюджета.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
утрата пострадавшим гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Перечисленные обстоятельства являются юридически значимыми для правильного разрешения споров о признании права на получение финансовой помощи.
Установив фактические обстоятельства дела, на основании указанных норм права, суды пришли к правильному выводу о том, что в отношении истца вышеупомянутая совокупность, предусмотренных законодательством условий для признания ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории "адрес" в июле 2021 года, признания за истцом права на получение социальной выплаты отсутствует, поскольку она на момент чрезвычайной ситуации в указанном жилом помещении постоянно не была зарегистрирована, была зарегистрирована в ином жилом помещении.
Доводы кассатора о том, что она незаконно не была включена в списки на оказание единовременной материальной помощи, не влекут удовлетворение кассационной жалобы, поскольку истцом не представлено доказательств того, что в результате чрезвычайной ситуации она оказалась в трудной жизненной ситуации, обусловленной нарушением ее нормальной жизнедеятельности в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", так как истец зарегистрирована в другом жилом помещении, в котором также проживает, следовательно, имеет в нем предметы первой необходимости.
Сам факт проживания в пострадавшем от паводка доме на момент чрезвычайной ситуации и утрата имущества по адресу "адрес", не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку для признания права на предоставление спорной социальной выплаты необходима совокупность установленных законом условий, которые у истца отсутствуют.
Поскольку законодатель обусловил возможность получения мер социальной поддержки требованием постоянного проживания в жилом помещении в момент чрезвычайной ситуации и постоянной регистрации в нем, а также утратой частично или полностью имущества первой необходимости, постольку истцом, претендующим на получение материальной помощи, должны были быть представлены соответствующие доказательства.
Доводы кассационной жалобы, по своей сути, выражают несогласие с выводами судов, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции, так как в соответствии со ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебного акта в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 27 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 12 января 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Д.Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.