Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Игумновой Е.Ю.
судей
Петровой А.В, Мелешко Н.В.
при секретаре
Рамазановой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Хаммер" на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июля 2021 года по гражданскому делу N 2-4458/2021 по иску Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области к ООО "Хаммер" об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Петровой А.В, выслушав объяснения представителя ответчика ООО "Хаммер" - Зубарева И.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области - Пасецкой Ю.Н, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда, УСТАНОВИЛА:
Инспекция государственной охраны культурного наследия Новгородской области (далее - Инспекция) обратилась в Московский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ООО "Хаммер", указав, что по адресу: Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Яковлева, находится объект культурного наследия (памятник истории и культуры) - "Комплекс построек медопивоваренного завода "Богемия", XIX в.". В составе комплекса расположены следующие постройки - корпус двухэтажный, здание варочного цеха, здание бродильного цеха со складом сырьевой базы, здание солодовенного цеха, корпус одноэтажный с лагерным подвалом, здание градирни. Указанный объект культурного наследия принят на государственную охрану в соответствии с Постановлением Администрации Новгородской области от 31 мая 2002 года N 104 "О памятниках истории и культуры".
В 2009 году на указанный объект культурного наследия было оформлено охранное обязательство собственника, согласно которому установлены требования по его содержанию и сохранению.
В настоящее время собственником комплекса построек медопивоваренного завода "Богемия", XIX в, является ООО "Хаммер".
Таким образом, на ООО "Хаммер" как собственника объекта возложены обязанности по сохранению, содержанию, использованию, проведению ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия.
В 2019 году Инспекцией проводилась плановая документарная и выездная проверка юридического лица - ООО "Хаммер" в отношении указанного объекта культурного наследия, в ходе которой было установлено, что здания, входящие в состав комплекса построек находятся в неудовлетворительном и аварийном состоянии, мер по сохранению объектов культурного наследия собственником ООО "Хаммер" не предпринимается. В адрес собственника инспекцией было направлено предписание об устранении выявленных нарушений.
По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий по объекту культурного наследия регионального значения "Комплекс построек медопивоваренного завода "Богемия", XIX в.", местоположение: Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Яковлева, д. 1 а, в отношении ООО "Хаммер" вынесено Постановление Новгородского районного суда от 29 октября 2020 года по делу N 5-888/2020 о привлечении к административной ответственности. Данному юридическому лицу назначен штраф в размере 200 тысяч рублей.
Несмотря на неоднократные проверки, проводимые сотрудниками регионального органа охраны объектов культурного наследия в отношении данного объекта культурного наследия, письма и предписания, направляемые в адрес бывшего собственника объекта - ООО "НовОйл", и затем ООО "Хаммер" меры по обеспечению сохранности указанными собственниками не принимались, объект культурного наследия не сохраняется должным образом, не поддерживается в надлежащем техническом состоянии, первоочередные противоаварийные работы на объекте не осуществлялись, научно-проектная документация по сохранению данного объекта культурного наследия до настоящего времени не разработана и не представлена в инспекцию на согласование, что не позволяет провести ремонтно-реставрационные работы. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что собственником объекта культурного наследия мер по его сохранению не предпринимается длительное время, начиная с момента приобретения данного имущества, оформления охранного обязательства и принятия на себя соответствующих обременений.
Отсутствие мер по сохранению, предусмотренных требованиями Федерального закона N 73-ФЗ, может привести к разрушению данного объекта культурного наследия и его последующей утрате.
В связи с изложенным, Инспекция просила обязать ответчика выполнить на объекте культурного наследия регионального значения "Комплекс построек медопивоваренного завода "Богемия", XIX в. по адресу: Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Яковлева, д. 1 а (с входящими в состав постройками) следующие виды работ:
разработать и согласовать с инспекцией научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия с заключением государственной историко-культурной экспертизы;
в срок до 30 июня 2021 года провести работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с разработанной и согласованной научно-проектной документацией и выданным инспекцией разрешением на проведение указанных работ;
в течение двух месяцев со дня окончания проведения работ по сохранению объекта культурного наследия установить на памятнике информационную надпись, согласовав ее цвет, размер и текст надписи.
В ходе рассмотрения дела истцом в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования уточнены, поскольку до установленного срока 30 июня 2021 года ведение работ без наличия разработанной и согласованной инспекцией проектной документацией по сохранению объекта культурного наследия с заключением государственной историко-культурной экспертизы представляется невозможным, истец изложил пункты 1, 2 просительной части иска в следующей редакции:
обязать ответчика в течение месяца с момента вступления в силу решения суда обеспечить разработку научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения комплекс построек медопивоваренного завода "Богемия", XIX в. по адресу: городская область, г. Великий Новгород, ул. Яковлева, д. 1 а входящими в состав постройками) с заключением государственной историко-культурной экспертизы и получить согласование в инспекции;
обязать ответчика в течение двух месяцев с момента вступления в силу решения суда при наличии разработанной научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс построек медопивоваренного завода "Богемия", XIX в. адресу: Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Яковлева, д. 1 а входящими в состав постройками) с заключением государственной историко-культурной экспертизы, согласовании и наличии соответствующего разрешения инспекции провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс построек медопивоваренного завода "Богемия", XIX в. по адресу: Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Яковлева, д. 1 а (с входящими в состав постройками).
В остальной части требования оставлены без изменения.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июля 2021 года исковые требования Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области удовлетворены, постановлено:
"Обязать ООО "Хаммер" в течение месяца с момента вступления в силу решения суда обеспечить разработку научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс построек медопивоваренного завода "Богемия", XIX в. по адресу: Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Яковлева, д. 1 а (с входящими в состав постройками) с заключением государственной историко-культурной экспертизы и получить согласование в инспекции.
Обязать ООО "Хаммер" в течение двух месяцев с момента вступления в силу решения суда при наличии разработанной научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс построек медопивоваренного завода "Богемия", XIX в. по адресу: Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Яковлева, д. 1 а (с входящими в состав постройками) с заключением государственной историко-культурной экспертизы, согласовании и наличии соответствующего разрешения инспекции провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс построек медопивоваренного завода "Богемия", XIX в. по адресу: Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Яковлева, д. 1 а (с входящими в состав постройками).
Обязать ООО "Хаммер" в течение двух месяцев со дня окончания проведения работ по сохранению объекта культурного наследия установить на памятнике информационную надпись, согласовав ее цвет, размер и текст надписи.
Взыскать с ООО "Хаммер" государственную пошлину в доход бюджета Санкт-Петербурга в размере 6 000 рублей".
Не согласившись с решением суда, ответчик ООО "Хаммер" подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, ссылаясь на то, что сроки выполнения работ не отвечают требованиям исполнимости с учетом реальных допустимых материальных и временных затрат на выполнение соответствующих работ, кроме того, ответчик ссылается на отсутствие в решении суда конкретных требований к научно-проектной документации и не указан перечень работ, подлежащих выполнению ответчиком.
Представители третьих лиц Администрации Великого Новгорода, Министерства строительства архитектуры и имущественных отношений Новгородской области, на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в судебную коллегию не представили. При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определилавозможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Как следует из содержания ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе правилами проведения работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: 1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; 2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; 3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; 4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; 5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; 6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и
помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло): под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения; под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования; под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ; 7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; 8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по адресу: Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Яковлева находится объект культурного наследия (памятник истории и культуры) - "Комплекс построек медопивоваренного завода "Богемия", XIX в.". В составе комплекса расположены следующие постройки - корпус двухэтажный, здание варочного цеха, здание бродильного цеха со складом сырьевой базы, здание солодовенного цеха, корпус одноэтажный с лагерным подвалом, здание градирни.
Указанный объект культурного наследия принят на государственную охрану в соответствии с Постановлением Администрации Новгородской области от 31 мая 2002 года N 104 "О памятниках истории и культуры".
Комплекс построек медопивоваренного завода "Богемия", XIX в. зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее реестр) на основании Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 09 октября 2017 года N 113274-р. Регистрационный номер объекта 531721043520005.
Также в реестре зарегистрированы постройки, входящие в состав комплекса построек медопивоваренного завода "Богемия", XIX в.: корпус двухэтажный (Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 октября 2017 года N 114635-р, регистрационный номер объекта 531711043520015), здание варочного цеха (Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 октября 2017 года N 114638-р, регистрационный номер объекта 531711043520025), здание бродильного цеха со складом сырьевой базы (Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 октября 2017 года N 114615-р, регистрационный номер объекта 531721043520035), здание солодовенного цеха (Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 октября 2017 года N114592-р, регистрационный номер объекта 531711043520045), корпус одноэтажный с лагерным подвалом (Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 октября 2017 года N 114552-р, регистрационный номер объекта 531721043520055 копия прилагается), здание градирни (Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 октября 2017 года N 114770-р, регистрационный номер объекта 531711043520065).
Прогнозным планом (программой) приватизации государственного имущества Новгородской области на 2009 год, утвержденным распоряжением Администрации Новгородской области от 28 января 2009 года N 17рг, была предусмотрена приватизация объекта культурного наследия - "Комплекс построек медопивоваренного завода "Богемия", XIX в.". Земельный участок под данным объектом культурного наследия приватизации не подлежал. Во исполнение прогнозного плана (программы) приватизации комитетом по управлению государственным имуществом области (далее комитет) были разработаны и утверждены условия продажи данного имущества на аукционе (приказ от 05 февраля 2009 года N 95). Согласно условиям приватизации: 1. Начальная цена лота составила 17 575 тыс. руб.; 2. Победитель обязан был заключить охранное обязательство с исполнительным органом государственной власти Новгородской области, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия; 3. Имущество обременено рядом требований по содержанию и восстановлению, предусмотренных Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 73-ФЗ). Победителем аукциона было признано общество с ограниченной ответственностью "НовОйл" (далее ООО "НовОйл). С ООО "НовОйл" был подписан договор купли-продажи имущества от 11 марта 2009 года N 1, акт приема-передачи недвижимого имущества был подписан после полной оплаты стоимости имущества 23 марта 2009 года.
В 2009 году региональным органом охраны объектов культурного наследия (на тот момент управление государственной охраны культурного наследия комитета культуры, туризма и архивного дела Новгородской области) с ООО "НовОйл" были оформлены охранные обязательства на объект культурного наследия регионального значения "Комплекс построек медопивоваренного завода "Богемия", XIX в.": корпус двухэтажный, здание варочного цеха (охранное обязательство от 25 августа 2009 года N 272), здание бродильного цеха со складом сырьевой базы (охранное обязательство от 25 августа 2009 года N 272), здание солодовенного цеха (охранное обязательство от 25 августа 2009 года N 276), корпус одноэтажный с лагерным подвалом (охранное обязательство от 25 августа 2009 года N 274), градирня (охранное обязательство от 25 августа 2009 года N 276).
Согласно указанным охранным обязательствам, подготовленным и оформленным в соответствии с требованиями Федерального закона N 73-ФЗ, Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865 собственник данного комплекса построек брал на себя обязательства по сохранению, содержанию, проведению ремонтно-реставрационных работ на данном объекте и дальнейшему его использованию и поддержанию в надлежащем техническом состоянии.
Мероприятия по сохранению данного комплекса (каждого объекта в отдельности) на период 2009 года были зафиксированы в планах ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятников истории и культуры, что подтверждается актами технического состояния указанных памятников от 07 июля 2009 года.
Собственнику данного комплекса построек ООО "НовОйл" региональным органом охраны объектов культурного наследия по результатам контрольно-проверочных мероприятий в отношении данного объекта неоднократно направлялись письма, предписания о необходимости содержания и сохранения указанного комплекса построек в надлежащем техническом состоянии и принятии мер по обеспечению их сохранности. Работы по сохранению данного комплекса построек собственником длительное время не осуществлялись.
На момент реализации указанного объекта культурного наследия в 2009 году Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не была предусмотрена возможность расторжения договора купли-продажи имущества, в случае, если новым собственником не исполняются существенные условия договора по восстановлению объекта культурного наследия в соответствии с охранным обязательством. Данная норма была введена только в 2014 году.
В настоящее время собственником комплекса построек медопивоваренного завода "Богемия", XIX в. является ООО "Хаммер".
Для правообладателя ООО "Хаммер" на сегодняшний день в отношении указанных объектов культурного наследия установлены соответствующие ограничения прав и обременения на данные объекты недвижимости, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости. Данные ограничения зарегистрированы на основании ранее оформленных охранных обязательств указанных выше и действуют сроком на все время нахождения объектов у собственника.
Таким образом, на ООО "Хаммер" возложены такие же обязательства по сохранению, содержанию, использованию, проведению ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия регионального значения "Комплекса построек медопивоваренного завода "Богемия", XIX в.", что и ранее возложенные на ООО "НовОйл".
В 2018 году инспекцией ООО "Хаммер" было выдано задание на проведение работ (разработка научно-проектной документации) по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс построек медопивоваренного завода "Богемия", XIX в, Великий Новгород, ул. Яковлева, д. 1а (N 29/04-18 от 29 апреля 2018 года).
В 2019 году Правительством Новгородской области, Администрацией Великого Новгорода и ООО "Хаммер" было подписано соглашение о намерениях по реализации инвестиционного проекта и выполнению "дорожной карты" мероприятий, проводимых с целью приведения в надлежащее состояние объекта культурного наследия регионального значения "Комплекса построек медопивоваренного завода "Богемия", XIX в.".
В октябре 2019 года региональным органом охраны объектов культурного наследия (инспекцией) была проведена плановая документарная и выездная проверка юридического лица (Приказ инспекции от 07 октября 2019 года N 235) в отношении ООО "Хаммер".
В ходе проверки специалистами инспекции осуществлен осмотр технического состояния объектов, входящих в состав комплекса построек (акты осмотра технического состояния от 08 ноября 2019 года NN 84, 84/1, 84/2, 84/4). По результатам проверки было установлено, что здания, входящие в состав комплекса построек находятся в неудовлетворительном и аварийном состоянии, мер по сохранению объектов культурного наследия собственником ООО "Хаммер" не предпринимается.
В адрес собственника инспекцией было направлено предписание от 04 декабря 2019 года N КН-3279-И об устранении выявленных нарушений.
В марте 2020 года ООО "ГрадСтройИнвест" инспекцией выдано разрешение на проведение работ (реставрация объекта культурного наследия с приспособлением для современного использования) по сохранению судоремонтного комплекса. Согласно ранее выданному ООО "Хаммер" предписанию инспекции срок разработки и согласования научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс построек медопивоваренного завода "Богемия", XIX в. - до 09 января 2020 года. Разработанная научно-проектная документация с положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы по комплексу Богемия в инспекцию не поступала.
23 июня 2020 года в рамках мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия сотрудником инспекции был осуществлен осмотр технического состояния объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс построек медопивоваренного завода "Богемия", XIX в.". По результатам проведенного мероприятия подготовлены акты осмотра от 25 июня 2020 года N 39 и N40.
15 июля 2020 года в адрес ООО "Хаммер" направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении по пунктам 1 и 3 статьи 7.13 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении от 20 июля 2020 года N 4). Документы были направлены в суд (дело N 5-564/2020). Документы были перенаправлены Московский районный суд СПБ по месту нахождения юридического лица. Московским районный судом СПБ возвращены в Новгородский районный суд для рассмотрения дела по месту совершения правонарушения.
01 октября 2020 года в отношении ООО "Хаммер" подготовлена документация для проведения внеплановой документарной проверки. Срок проведения указанной проверки с 05 октября 2020 года по 07 октября 2020 года. Задачей настоящей проверки являлся контроль за исполнением предписания, выданного инспекцией от 04 декабря 2019 года N КН-3279-И "Об устранении нарушений" в отношении объектов культурного наследия: регионального значения "Комплекс построек медопивоваренного завода "Богемия", XIX в.
По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий по объекту культурного наследия регионального значения "Комплекс построек медопивоваренного завода "Богемия", XIX в.", местоположение: Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Яковлева, д. 1 а, в отношении ООО "Хаммер" вынесено Постановление Новгородского районного суда от 29 октября 2020 года по делу N 5-888/2020 о привлечении к административной ответственности, назначен штраф в размере 200 000 рублей.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции руководствовался вышеуказанными нормами права, оценил в совокупности представленные доказательства, установил, что, несмотря на неоднократные проверки, проводимые сотрудниками регионального органа охраны объектов культурного наследия в отношении данного объекта культурного наследия, письма и предписания, направляемые в адрес собственника объекта ООО "Хаммер", привлечение ответчика к административной ответственности по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, ответчиком не принято надлежащих мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по принятию мер к сохранению и содержанию объекта культурного наследия, находящегося в его собственности, и приведении его в надлежащее состояние в соответствии с требованиями Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Судебные расходы по уплате государственной пошлины взысканы судом в соответствии с требованиями ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия считает, что указанные выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения исковых требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм гражданского законодательства, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана надлежащая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Возражения ответчика о том, что ответчиком принимались меры по соблюдению требований законодательства, израсходованы денежные средства по договорам подряда в суммах 1 014 097 руб., 1 000 000 рублей, 200 000 рублей и 217 000 рублей, судом были приняты во внимание, вместе с тем, судом правильно указано, что предпринятых мер являлось недостаточно для выполнения требований закона.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку, с учетом периода нахождения объекта культурного наследия в собственности ответчика (с 2018 года), предпринятых мер явно недостаточно для выполнения требований закона.
Кроме того, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком в материалы дела не представлено доказательств выполнения надлежащего объема работ, направленных на сохранение объекта культурного наследия в соответствии с требованиями статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73.
Судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что сроки выполнения работ не отвечают требованиям исполнимости с учетом реальных допустимых материальных и временных затрат на выполнение соответствующих работ, поскольку из материалов дела следует, что разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия получено ответчиком в марте 2020 года, с этого времени ответчик располагал разумным сроком для выполнения работ. При этом решением суда на ответчика возложена обязанность в течение месяца с момента вступления в силу решения обеспечить разработку научно-проектной документации и в течение двух месяцев с момента вступления в силу решения суда при наличии разработанной документации, заключения экспертизы, согласования и разрешения инспекции провести работы по сохранению объекта культурного наследия. Указанные сроки представляются разумными и необходимыми. При наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного акта, ответчик не лишен возможности обратиться с заявлением об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта (статьи 203, 434 ГПК РФ).
Ссылки подателя жалобы на План проведения ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия, подписанный первым заместителем Губернатора Новгородской области, Мэром Великого Новгорода, генеральными директором ООО "Хаммер", генеральным директором ОАО "Ленпроектреставрация", начальником инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области, в соответствии с которым предусмотрено поэтапное проведение мероприятий в период с 01.01.2019 по 05.04.2021 (л.д.187-188 т.1) подлежат отклонению, поскольку с учетом данного Плана ответчику было предоставлено достаточное количество времени для выполнения всех необходимых мероприятий.
Довод апелляционной жалобы ответчика об отсутствии в решении суда указания на конкретные требования к научно-проектной документации и перечня работ, подлежащих выполнению ответчиком, основанием для отмены законного и обоснованного решения суда не являются, поскольку порядок подготовки и согласования проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия, установлен статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.06.21015 N 1749 "Об утверждении порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия". Перечень работ по сохранению объекта культурного наследия определяется в соответствии с разработанной проектной документацией, получившей положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правовых оснований, влекущих в пределах действия статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену постановленного по делу решения, не установлено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, не содержащая предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, подлежит оставлению без удовлетворения.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда города Санкт-Петербурга от 20 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Хаммер" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 29 апреля 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.