Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Ходус Ю.А.
судей Мироновой Н.В, Бушминой А.Е.
при секретаре судебного заседания Кулагиной А.А, с участием заместителя начальника отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Яковлевой Ю.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бутакова "данные изъяты" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующим пункта 474 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р
по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 13 апреля 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, заключение заместителя начальника отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Яковлевой Ю.Д, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 29 ноября 2021 года за N 8219, опубликованным в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 29 ноября 2021 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее Перечень на 2022 год).
Административный истец, Бутаков В.К. обратился в суд с административным иском, в обоснование которого указал, что является собственником помещений с кадастровыми номерами N, расположенных в здании с кадастровым номером N по адресу: "адрес"А, которое включено в пункт 474 Перечня на 2022 год.
Административный истец полагает, что указанное здание не обладает признаками, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2013 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", поскольку оно не входит в категорию торговых центров (комплексов), его включение в Перечень на 2022 год нарушает права административного истца, незаконно возлагая обязанность оплаты налога на имущество в повышенном размере.
Административный истец просил суд признать недействующим с момента принятия пункт 474 Перечня на 2022 год.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 13 апреля 2022 года административное исковое заявление Бутакова В.К. удовлетворено.
Признан недействующим со дня принятия пункт 474 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее также Министерство) просило решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Министерство указало, что 15 декабря 2021 года проведено обследование здания с кадастровым номером N и составлен акт обследования, согласно которому площадь торговых помещений фактически используемые для торговли, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания составляет более 20 % от общей площади здания. При повторном обследовании площади здания от 28 декабря 2021 года было установлено, что фактически используемая площадь для торговли, бытового обслуживания населения и общественного питания составляет 2 345, 2 кв.м, что более 20% от общей площади объекта, которая составляет 2 773, 8 кв.м, в силу чего распоряжением Министерства от 28 декабря 2021 года N 4119-р вид фактического использования здания с кадастровым номером N был определен как торговый центр (комплекс) и распоряжением Министерства от 28 декабря 2021 года N 4120-р здание было включено в Перечень на 2022 год. Кроме того, административный истец указывает на наличие помещений, которые используются для торговли, бытового обслуживания населения и общественного питания и не оспаривает сам факт использования данных объектов в качестве помещений для торговли, бытового обслуживания населения и общественного питания. Таким образом, спорный объект недвижимости соответствует критериям торгового центра (комплекса) и был правомерно включен в Перечень на 2022 год.
Административный истец представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокуратура Республики Татарстан представила возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлева Ю.Д, в заключении полагала решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Заслушав заключение прокурора Яковлевой Ю.Д, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания и помещения в них, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.
Решением Горсовета муниципального образования "город Набережные Челны" от 22 октября 2015 года N 2/11 "О налоге на имущество физических лиц" установлен налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования "город Набережные Челны", налоговая база определена исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена налоговая ставка в размере 2, 0 процента в 2018 году и последующие годы, в то время как в отношении прочих объектов налогообложения налоговая ставка составляет 0, 5 процента.
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", согласно которой налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2 000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке (часть 1).
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Распоряжением от 28 декабря 2021 года N 4120-р указанный Перечень был дополнен, в том числе пунктом 474, в котором в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, указано здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"А.
Распоряжение от 28 декабря 2021 года N 4120-р зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 30 декабря 2021 года за N 8794 и в тот же день опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", подпункта 6 пункта 1 статьи 401, пункта 2 статьи 372, пункта 2 статьи 375, пункта 4, 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", Закона Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 октября 2020 года N 965 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 "Об утверждении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направлению в электронной форме в налоговые органы, и порядка формирования, ведения, утверждения и опубликования указанного перечня", судебная коллегия полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его опубликования. По данному основанию административный истец нормативный правовой акт не оспаривает.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником нежилых помещений, с кадастровыми номерами N, расположенных в здании с кадастровым номером N по адресу: "адрес"А, которое включено в пункт 474 Перечня на 2022 год.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости здание с кадастровым номером N имеет наименование - административное здание с художественными мастерскими, назначение - нежилое здание, площадь 2 773, 8 кв. м, располагается в городе Набережные Челны Республики Татарстан, численность населения которого превышает 145 тысяч человек, расположено на земельном участке с кадастровым номером N, вид разрешенного использования которого - под строительство здания многопрофильного назначения в составе: административные помещения, художественные мастерские и магазин.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости и техническому паспорту на нежилое здание с кадастровым номером N, предоставленному акционерным обществом "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан" по состоянию на 24 сентября 2020 года и экспликации помещений, спорное здание состоит из трех этажей, при этом наименование и назначение помещений во всем здании не подтверждает наличие 20 процентов общей площади помещений, имеющих назначение, разрешенное использование или наименование, предусматривающее размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из экспликации помещений к поэтажному плану здания в нежилом здании с кадастровым номером N расположены помещения с назначением: торговых объектов: "торговый зал" (17, 3 кв.м, 392 кв.м), "торговая" (5, 5 кв.м, 32, 4 кв.м), "основное" (33, 8 кв.м), "касса" (1, 6 кв.м), итого - 482, 6 кв.м; объектов общественного питания: "кафе" - 39, 9 кв.м, объектов бытового обслуживания: "основное" - 4, 7 кв.м, что в общей сложности составляет 527, 2 кв.м, (л.д.69-91 т.1), то есть 19% от общей площади нежилого здания - 2 773, 80 кв.м (527, 2 х 100% /2 773, 80).
Согласно сведениям, содержащимся в Выписке из Единого государственного реестра недвижимости, помещение с кадастровым номером N имеет назначение: "нежилое", наименование: "нежилое помещение N 100".
Из экспликации технического паспорта на нежилое помещение N 1000 с кадастровым номером N выданного РГУП "Бюро технической инвентаризации" Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан по состоянию на 4 мая 2011 года, следует, что в указанном помещении находятся помещения со следующим назначением: тамбур, торговые (4, 7 кв.м, 5, 5 кв.м, 14, 4 кв.м. 33 кв.м. 32, 4 кв.м, 18, 1 кв.м, 15, 7 кв.м), кафе (51, 7 кв.м), кухня, офис (20, 8 кв.м), лестничная клетка, коридор, санузел, электрощитовая, которые не свидетельствуют о назначении и фактическом их использовании в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом, помещения с назначением: торговых объектов - 123, 8 кв.м, объектов общественного питания - 51, 7 кв.м.
Согласно сведениям, содержащимся в Выписки из Единого государственного реестра недвижимости, помещение с кадастровым номером N имеет назначение: "нежилое помещение", наименование: "нежилое помещение".
Из экспликации технического паспорта на нежилое помещение с кадастровым номером N, выданного РГУП "Бюро технической инвентаризации" Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан по состоянию на 4 июня 2010 года, следует, что в указанном помещении находятся помещения со следующим назначением: тамбур, торговый зал (392 кв.м), коридор, компрессорная, операторская (5, 1 кв.м), КУИ, раздевальная, главная касса (2, 3 кв.м), административное помещение (8, 9 кв.м), моечная инвентаря, санузел, комната приема пищи, фасовочная с загрузочной (53, 9 кв.м), которые не свидетельствуют о назначении и фактическом их использовании в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом, помещения с назначением: торговых объектов - 462, 2 кв.м.
Согласно сведениям, содержащимся в Выписки из Единого государственного реестра недвижимости, помещение с кадастровым номером N имеет назначение: "нежилое", наименование: "нежилое помещение N 1001".
Из экспликации технического паспорта на нежилое помещение с кадастровым номером N, выданного АО "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан" по состоянию на 28 января 2019 года, следует, что в указанном помещении находятся помещения со следующим назначением: лестница, подсобная комната, конференц-зал, процедурная, комната персонала, кабинет реабилитации, кабинет лечебного массажа, кабинет узи, диагностический кабинет, кабинет, КУИ, санузел, кладовая, холл с коридором, которые не свидетельствуют о назначении и фактическом их использовании в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно сведениям, содержащимся в Выписки из Единого государственного реестра недвижимости, помещение с кадастровым номером N имеет назначение: "нежилое", наименование: "нежилое помещение N 1003".
Из экспликации технического паспорта на нежилое помещение N 1003 с кадастровым номером N, выданного РГУП "Бюро технической инвентаризации" Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан по состоянию на 4 мая 2011 года, следует, что в указанном помещении находятся помещения со следующим назначением: лестничная клетка, офис (21 кв.м, 50, 7 кв.м), кабинет, сауна, душевая, склад, санузел, раздевалка, холл, которые не свидетельствуют о назначении и фактическом их использовании в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно сведениям, содержащимся в Выписки из Единого государственного реестра недвижимости, помещение с кадастровым номером N имеет назначение: "нежилое", наименование: "нежилое помещение N 1002".
Из экспликации технического паспорта на нежилое помещение с кадастровым номером N, выданного АО "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан" по состоянию на 28 января 2019 года, следует, что в указанном помещении находятся помещения со следующим назначением: холл с коридором, коридор, лестница, кладовая, санузел, душевая, раздевалка, детская группа, детская раздевалка, комната персонала, спортзал, процедурный кабинет, учебный класс, которые не свидетельствуют о назначении и фактическом их использовании в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к правильному выводу, что здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, вид разрешенного использования которого - под строительство здания многопрофильного назначения в составе: административные помещения, художественные мастерские и магазин, что не позволяет однозначно отнести его к виду разрешенного использования, предполагающего размещение торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, поскольку данный вид не соответствует кодам 3.3 "бытовое обслуживание", 4.2 "объекты торговли", 4.4 "магазины", 4.6 "общественное питание" Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно принято во внимание, что площадь торгового объекта, как это указано в пункте 7 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", - помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей, следовательно, из расчета общей площади помещений, предназначенных для размещения торговых объектов, подлежит исключению площадь иных помещений, между тем помещения, имеющие назначение, разрешенное использование или наименование, предусматривающее размещение объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в нежилых помещениях отсутствуют, в связи с чем не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для включения в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо, чтобы в объектах, являющихся административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) или отдельно стоящими нежилыми зданиями, назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, предусматривало размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или фактически использовались не менее 20 процентов их общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из позиции административного ответчика, основанием для включения здания с кадастровым номером N в Перечень на 2022 год послужило то, что оно фактически используется в целях размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания, с учетом использования не менее 20 % его от общей площади здания для размещения таких объектов, в подтверждение чего административным ответчиком представлены акты обследования здания и помещений от 15 декабря 2021 года и 28 декабря 2021 года.
Согласно акту обследования от 15 декабря 2021 года, приложенным к ним фотоизображениям и отчету по результатам обследования и измерений нежилых помещений следует, что ориентировочная площадь торговых помещений, расположенных на 1 этаже здания с кадастровым номером N составляет 491 кв.м. На всей площади 2 этажа расположен центр красоты "Фокс" (891, 6 кв.м), на всей площади 3 этажа расположен фитнес-центр "Фокс" (901, 1 кв.м) (л.д.21-23, 24, 25-26, т.3).
Согласно акту обследования от 28 декабря 2021 года и приложенному к нему отчету по результатам обследования и измерений нежилых помещений следует, что площадь торговых помещений, расположенных на 1 этаже здания составляет 632, 4 кв.м. Площадь помещений бытового обслуживания составляет 1360, 8 кв.м, из которых на 1 этаже - 44 кв.м, на 2 этаже - 458 кв.м, на 3 этаже - 857, 8 кв.м (л.д.115-117, 118 т.3).
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что акт обследования от 15 декабря 2021 года не может быть признан допустимым доказательством, поскольку противоречит акту обследования от 28 декабря 2021 года, составленного по результатам повторного обследования, как по перечню помещений, так и по площадям, которые административным ответчиком учитывались как используемые для размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания. Также суд первой инстанции пришел к выводу, что акт обследования от 28 декабря 2021 года не подтверждает обоснованность включения здания с кадастровым номером N в Перечень на 2022 год, поскольку указанный акт однозначно не подтверждает факт использования не менее 20% общей площади здания в целях размещения торговых помещений и помещений бытового обслуживания, так же как и акт от 15 декабря 2015 года, в котором площадь торговых помещений была определена ориентировочно.
При таких обстоятельствах, с учетом вида разрешенного использования земельного участка, сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета (инвентаризации), суд первой инстанции пришел к выводу, что указанное здание не отвечало признакам объекта недвижимости, в отношении которого налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем здание не подлежало включению в Перечень на 2022 год.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Федеральный законодатель, устанавливая с 1 января 2014 года особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрел отдельные требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношении в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, обязав устанавливать вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Таким образом, исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включение в Перечень спорного здания по фактическому использованию его площади для размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания является правомерным при условии, если обследование проводилось в строгом соответствии с региональными правилами и акты содержат конкретные сведения, подтверждающие использование конкретных помещений для размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания, и что их общая площадь составляет не менее 20 процентов от общей площади спорного здания.
Порядок определения вида фактического использования зданий и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года N 977 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения и Положения о комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения и внесения изменения в Положение о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.08.2007 N 407 "Вопросы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан" (далее Порядок).
Исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, уполномоченным на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - Министерство) с учетом рекомендаций комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Комиссия) (пункт 2 Порядка).
В состав рабочей группы включаются сотрудник Министерства, уполномоченный Министерством на обследование зданий (строений, сооружений) и помещений, а также представители органов местного самоуправления (по согласованию) (пункт 5 Порядка).
В ходе обследования осуществляется фото- и (или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений, результаты которой представляются в Комиссию в срок, установленный пунктом 11 настоящего Порядка (пункт 10 Порядка).
Анализируя акт обследования от 28 декабря 2021 года, 15 декабря 2021 года суд пришел к выводу о том, что они не соответствует требованиям Порядка. Так, сотрудник Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Капкова Н.А, включенная в состав рабочей группы, участия в обследовании здания с кадастровым номером N не принимала, подпись указанного лица в акте от 28 декабря 2021 года отсутствует. При этом в состав рабочей группы включена Кашапова Э.Ф, не являющаяся сотрудником Министерства земельных имущественных отношений Республики Татарстан или органов местного самоуправления.
Кроме того, несмотря на то, что обследование проводилось с доступом рабочей группы в здание, в нарушение пункта 10 Порядка фото- и (или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений не осуществлялась, размеры площадей помещений, указанных в этом акте, фиксировались исходя из их визуального осмотра с использованием данных технического учета, в связи с чем в акте указана ориентировочная площадь помещений, что противоречит утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года N 977 форме акта обследования, который должен отражать точную, а не ориентировочную площадь, где в описании фактического использования помещения в третьей графе указывается "площадь кв.м"; отсутствие фото или видеофиксации не представляет возможным установить конкретные помещения 1 этажа, фактически используемые для торговли, площадь каждого помещения, а также признаки, свидетельствующие о размещении торговых помещений в здании 1 этажа; отсутствует фиксация информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, в связи с чем невозможно однозначно определить, что площадь помещений - пункт выдачи Wildberies (23, 2 кв.м), пункт выдачи OZON (20, 8 кв.м), центр красоты "Фокс" (395, 8 кв.м), кабинет рисования (34.2 кв.м), кабинет английского языка (29 кв.м), фитнес-центр "Фокс" (857, 8 кв.м) предназначены для оказания бытовых услуг населению.
Согласно договору аренды от 12 апреля 2020 года, заключенного между Бутаковой Е.В, Бутаковым В.К. и ООО "Гиперон", нежилое помещение N 1002 с кадастровым номером N площадью 310, 7 кв.м расположенное на 2 этаже здания с кадастровым номером N предоставляется в аренду для использования этой части нежилого помещения исключительно для размещения в нем детского сада (пункты 1.1 и 1.2 договора).
Согласно договору аренды нежилого помещения N 11С от 12 августа 2020 года заключенного между ИП Бутаковым В.К. и ООО "Онегин-и", нежилое помещение N 1003 площадью 909, 1 кв.м расположенное на 3 этаже здания с кадастровым номером N предоставляется в аренду для использования в целях оказания медицинских услуг (пункты 1.1 и 1.3 договора).
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что из критерия фактического использования, спорное здание в Перечень на 2022 год включено быть не могло.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2018 года было отменено решение Верховного Суда Республики Татарстан от 29 мая 2018 года принятое по административному исковому заявлению Бутакова В.К, которым было отказано в удовлетворении административного иска и принято новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворено, признан недействующим с 1 января 2018 года пункт 231 Перечня объектов недвижимого имущества, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2017 года N 2718-р, которым в Перечень на 2018 год было включено здание с кадастровым номером N. N
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 13 октября 2021 года вступившим в законную силу апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции 18 января 2022 года, которым исключен пункт 297 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 16 ноября 2020 года N 3495-р.
В приведенные пункты Перечней было включено нежилое здание с кадастровым номером N по адресу: "адрес", которое расположено на земельном участке с кадастровым номером 16:52:040301:85, имеющим вид разрешенного использования - под строительство здания многопрофильного назначения в составе: административные помещения, художественные мастерские и магазин.
Таким образом, как на момент включения нежилого здания с кадастровым номером N в Перечень на 2018 год, так и в Перечень на 2021 год и в Перечень на 2022 год, оно располагалось на одном и том же земельном участке с кадастровым номером N, относящегося к одной и той же категории земель: земли населенных пунктов, имевшего один и тот же вид разрешенного использования: под строительство здания многопрофильного назначения в составе: административные помещения, художественные мастерские и магазин, расположенном по адресу: "адрес".
Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в части 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", части 1 статьи 16 КАС РФ.
Как разъяснено в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 КАС РФ, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).
Таким образом, вступившим в законную силу судебными актами по ранее рассмотренным административным делам установлено, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровом номером N, на котором расположено спорное нежилое здание, а именно: под строительство здания многопрофильного назначения в составе: административные помещения, художественные мастерские и магазин не предусматривает размещение на нем торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Учитывая, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, на котором расположено спорное здание, не изменился и на момент утверждения Перечня на 2022 год, это обстоятельство являлось предметом судебного контроля и получило со стороны судебной инстанции соответствующую правовую оценку.
Анализируя приведенные доказательства в их совокупности, в том числе техническую документацию (технические паспорта) на спорное здание, судебная коллегия приходит к выводу, что фактическая площадь помещений, имеющих назначение, разрешенное использование или наименование, предусматривающее размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в общей сложности составляет 527, 2 кв.м, то есть 19% от общей площади нежилого здания - 2 773, 80 кв.м (527, 2 х 100% /2 773, 80) и составляет менее 20 процентов от общей площади здания.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в Перечень на 2022 год. Между тем административный ответчик относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие вышеуказанного здания критериям, установленным Налоговым кодеком Российской Федерации и необходимым для включения указанного объекта Перечень на 2022 года, не представил, не содержится их и в апелляционной жалобе.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах вынесенное по делу судебное решение, следует признать законным и обоснованным, вопреки доводам апелляционной жалобы, отмене оно не подлежит.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 13 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 12 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.