Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу Лемановой Вероники Владимировны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 по Бугульминскому судебному району Республики Татарстан от 21 февраля 2022 года, решение судьи Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 15 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Лемановой Вероники Владимировны,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 по Бугульминскому судебному району Республики Татарстан от 21 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 15 апреля 2022 года, Леманова Вероника Владимировна (далее - Леманова В.В.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 7 месяцев.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Леманова В.В. просит обжалуемые судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Нормы раздела III Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 475 (далее - Правила), воспроизводят указанные в части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, являющиеся основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и устанавливают порядок направления на такое освидетельствование.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
Результаты освидетельствования на состояние алкогольного опьянения отражаются в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, форма которого утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации. К указанному акту приобщается бумажный носитель с записью результатов исследования. Копия этого акта выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. В случае отказа водителя транспортного средства от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения не составляется (пункт 9 Правил).
Форма протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения предполагает, в частности, наличие сведений о времени и месте составления протокола, о должности, подразделении, звании фамилии и инициалах лица, составившего протокол, о согласии либо отказе пройти медицинское освидетельствование, подписи лица, в отношении которого составлен протокол (Приложение N 1 к Приказу МВД России от 4 августа 2008 года N 676 "Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения").
Из смысла частей 3, 5, 6 статьи 27.12 и частей 3, 5 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пункта 9 Правил, Приказа МВД России от 4 августа 2008 года N 676 следует, что протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, протокол об отстранении от управления транспортным средством и акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения составляются в присутствии лица, в отношении которого применены данные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и удостоверяются, в том числе, его подписью.
В случае отказа лица, в отношении которого применены данные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания таких процессуальных актов в них делаются соответствующие записи.
В силу абзаца 8 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" отказ от выполнения законных требований уполномоченного должностного лица либо медицинского работника о прохождении такого освидетельствования образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия, свидетельствующих о том, что водитель не намерен проходить указанное освидетельствование. Факт такого отказа должен быть зафиксирован в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения или акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также в протоколе об административном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела, 18 января 2022 года в 20 часов 38 минут около дома N 55 по ул. Мира в с. Малая Бугульма Республики Татарстан Леманова В.В. управляла автомобилем "MAZDA-3", государственный регистрационный знак N с признаком опьянения: поведение, не соответствующее обстановке, указанным в пункте 3 Правил.
При наличии указанного признака опьянения должностным лицом ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами, Лемановой В.В. было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
В отношении Лемановой В.В. проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, по результатам которого состояние опьянения у неё установлено не было.
Пунктом 10 Правил установлено, что направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
В соответствии с пунктом 10 упомянутых Правил, при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, должностным лицом ГИБДД Леманова В.В. была направлена на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, однако 18 января 2022 года в 22 часа 30 минут, в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения, находясь в медицинском учреждении - филиал ГАУЗ "РНД" МЗ РТ АНД, расположенном по адресу: Республика Татарстан, г. Бугульма, ул. Строительная, д. 16, имеющем лицензию на право проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсикологического) N ЛО-16-01-008058 от 6 февраля 2020 года пройти медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения она отказалась, что свидетельствует о невыполнении ею законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Как следует из содержания акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица от 18 января 2022 года N 72, которое управляет транспортным средством, Леманова В.В. отказалась от исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, пыталась фальсифицировать мочу о чем в пункте 14 акта врачом произведена соответствующая запись. В пункте 17 акта зафиксирован отказ Лемановой В.В. от прохождения медицинского освидетельствования, отказ засвидетельствован подписью психиатра-нарколога ФИО5. и печатью медицинской организации.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применены к Лемановой В.В. в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с применением видеозаписи.
Поскольку Леманова В.В. от подписания протокола об административном правонарушении отказалась, в нем должностным лицом, в соответствии с частью 5 статьи 28.1, частью 6 статьи 27.13, частью 6 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях произведены соответствующие записи.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении; протоколом об отстранении от управления транспортным средством; актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения с приложением бумажного носителя результатов технического средства измерения; протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения; рапортом инспектора ГИБДД; видеозаписью, а также иными доказательствами.
Названным доказательствам была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении Лемановой В.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, водитель, не выполнивший законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, виновность указанного водителя в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе место совершения административного правонарушения, а также причины и условия его совершения.
Законность и обоснованность постановления о назначении Лемановой В.В. административного наказания проверены судьей второй инстанции с соблюдением требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы факт отказа Лемановой В.В. от прохождения медицинского освидетельствования зафиксирован уполномоченным лицом врачом психиатром-наркологом ФИО5. (свидетельство N N от 29 апреля 2019 года, выданное филиалом ГАУЗ "РНД" МЗ РТ- Альметьевский наркологический диспансер) в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения, который обоснованно принят в качестве относимого и допустимого доказательства по делу. Также факт отказа Лемановой В.В. от прохождения медицинского освидетельствования подтверждается показаниями, данными в суде первой инстанции врача психиатра-нарколога ФИО5, оснований не доверять которым не имеется, поскольку свидетель предупрежден об административной ответственности по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С учетом показаний допрошенного уполномоченного на проведение медицинского освидетельствования лица врача психиатра-нарколога ФИО5, составившего акт медицинского освидетельствования, установлено, что существенных нарушений процедуры прохождения медицинского освидетельствования не допущено.
Довод жалобы о том, что Леманова В.В. настаивала на отборе и анализе крови, не может быть принят во внимание, поскольку отказ от исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, который зафиксирован в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения, образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того из материалов дела следует, что Леманова В.В. каких - либо действий, направленных на прохождение медицинского освидетельствования, не совершала, в связи с чем такое поведение обосновано было расценено врачом как отказ от прохождения медицинского освидетельствования.
Показания врача психиатра-нарколога ФИО5. отражены в постановлении мирового судьи от 21 февраля 2022 года, который, исследовав материалы дела, пришел к выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, субъектом которого признана Леманова В.В, её вина нашла свое подтверждение.
Судья районного суда доводы защиты о нарушении процедуры медицинского освидетельствования на состояние опьянения проверил, материалы дела исследовал в полном объеме и, оценив их, обоснованно пришел к выводу о том, что постановление мирового судьи является законным и подлежит оставлению без изменения.
Таким образом, факт отказа Лемановой В.В. от выполнения законного требования о прохождении медицинского освидетельствования подтвержден достаточной совокупностью относимых, допустимых и достоверных доказательств, каких-либо сомнений не вызывает.
В целом доводы жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции сводятся к изложению обстоятельств, ранее являвшихся предметом исследования предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах и направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, а также к выражению несогласия с оценкой, данной судебными инстанциями фактическим обстоятельствам дела и не ставят под сомнение наличие в действиях Лемановой В.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины Лемановой В.В. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат. Бремя доказывания распределено правильно, с учетом требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Лемановой В.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Дело рассмотрено по месту совершения административного правонарушения с соблюдением требований территориальной подведомственности.
Административное наказание назначено Лемановой В.В. с учетом положений статей 3.1, 3.5, 3.8, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 1 статьи 12.26 данного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь безусловную отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 по Бугульминскому судебному району Республики Татарстан от 21 февраля 2022 года, решение судьи Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 15 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Лемановой Вероники Владимировны оставить без изменения, а жалобу Лемановой Вероники Владимировны - без удовлетворения.
Судья О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.