Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу Лебедькова Егора Игоревича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 по Октябрьскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 21 января 2022 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 марта 2022 года, вынесенные в отношении Лебедькова Егора Игоревича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 по Октябрьскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 21 января 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 марта 2022 года, Лебедьков Е.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок один год шесть месяцев.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Лебедьков Е.И. просит об отмене судебных актов и направлении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Лебедькова Е.И. к административной ответственности) невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Нормы раздела III Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 475 (далее также - Правила), воспроизводят указанные в части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, являющиеся основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и устанавливают порядок направления на такое освидетельствование.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
Направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: а) при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; б) при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; в) при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (пункт 10 Правил).
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует отказ от выполнения законных требований уполномоченного должностного лица либо медицинского работника о прохождении такого освидетельствования. Факт такого отказа должен быть зафиксирован в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения или акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также в протоколе об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что водитель Лебедьков Е.И. 31 октября 2021 года управлял транспортным средством "Ауди Алроуд", государственный регистрационный знак N, с признаками опьянения (запах алкоголя изо рта, нарушение речи, неустойчивость позы).
При наличии указанных признаков опьянения должностным лицом ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами, Лебедькову Е.И. было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
По результатам проведенного освидетельствования на состояние алкогольного опьянения на основании положительного результата определения алкоголя в выдыхаемом воздухе в концентрации 0, 847 мг/л, превышающей 0, 16 мг/л - возможную суммарную погрешность измерений, у Лебедькова Е.И. было установлено состояние алкогольного опьянения, с названным результатом освидетельствуемый не согласился.
Поскольку с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения Лебедьков Е.И. не согласился, то есть при наличии законных оснований в соответствии с пунктом 10 упомянутых Правил, Лебедьков Е.И. был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, однако 31 октября 2021 года в 1 час 52 минуты в кабинете медицинского (наркологического) освидетельствования ГАУЗ "Республиканский наркологический диспансер N 1 МЗ РБ" по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, 50 лет СССР, д.43, в нарушение требований пункта 2.3.2 Правил дорожного движения Лебедьков Е.И. не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, что зафиксировано в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения от 31 октября 2021 года N, подготовленного врачом психиатром-наркологом ФИО1, а также в протоколе об административном правонарушении.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применены к названному лицу в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечено присутствие двух понятых.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 31 октября 2021 года (л.д. 5); протоколом об отстранении от управления транспортным средством от 31 октября 2021 года (л.д. 6); актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения от 31 октября 2021 года и приложенным к нему бумажным носителем (л.д. 7, 8); протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения от 31 октября 2021 года (л.д. 9); актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения от 31 октября 2021 года N (л.д. 4); протоколом о задержании транспортного средства от 31 октября 2021 года (л.д. 10); рапортом должностного лица (л.д. 11); видеозаписью (л.д. 22а) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, водитель, не выполнивший законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, виновность указанного водителя в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия его совершения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", отказ от выполнения законных требований уполномоченного должностного лица либо медицинского работника о прохождении такого освидетельствования образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия, свидетельствующих о том, что водитель не намерен проходить указанное освидетельствование, в частности предпринимает усилия, препятствующие совершению данного процессуального действия или исключающие возможность его совершения, например, отказывается от прохождения того или иного вида исследования в рамках проводимого медицинского освидетельствования.
Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 года N 933н, вступившим в силу, за исключением отдельных положений, с 26 марта 2016 года (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 19 Порядка медицинское заключение "от медицинского освидетельствования отказался" выносится в случаях: отказа свидетельствуемого от проведения медицинского освидетельствования (до начала его проведения); отказа освидетельствуемого при проведении медицинского освидетельствования от осмотра врачом-специалистом (фельдшером), от любого инструментального или лабораторных исследований, предусмотренных пунктом 4 данного Порядка; фальсификации выдоха; фальсификации пробы биологического объекта (мочи).
Как следует из положений пунктов 17, 19 Порядка, в случае отказа испытуемого от прохождения медицинского освидетельствования, соответствующие сведения вносятся в Акт, после чего медицинское освидетельствование сразу же прекращается. Указанные положения порядка проведения медицинского освидетельствования направлены на соблюдение конституционного права каждого человека на охрану личного достоинства, что исключает какое-либо прямое или косвенное принуждение к лицу в процессе получения медицинской помощи в той или иной форме, в том числе при производстве по делу об административном правонарушении.
Согласно акту медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, от 31 октября 2021 года N, Лебедьков Е.И. отказался от всех видов исследования.
В соответствии с пунктом 19 Порядка врачом вынесено заключение об отказе Лебедькова Е.И. от медицинского освидетельствования, в пункте 17 акта сделана запись "от медицинского освидетельствования отказался".
Указанное обстоятельство правильно было расценено должностным лицом и судебными инстанциями как отказ Лебедькова Е.И. в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения выполнить законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Объективных данных, опровергающих сведения, зафиксированные в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством от 31 октября 2021 года N, материалы дела не содержат.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении Лебедьковым Е.И. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Все процессуальные документы в том числе, протокол по делу об административном правонарушении, акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, протокол об отстранении от управления транспортным средством составлены должностным лицом ГИБДД при соблюдении процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах полномочий. В протоколах и акте содержится вся необходимая информация о совершаемых действиях сотрудниками полиции, имеются записи о совершении процессуальных действий в присутствии двух понятых, данные и подписи понятых.
Оснований сомневаться в достоверности изложенных в протоколах и акте сведений не имеется, как и не имеется оснований для признания вышеуказанных процессуальных документов ненадлежащими доказательствами.
Признаки опьянения у водителя Лебедькова Е.И. выявлены уполномоченным должностным лицом и зафиксированы в протоколе об отстранении от управления транспортным средством, акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, протоколе о направлении на медицинское освидетельствование.
Требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, адресованное Лебедькову Е.И, как водителю транспортного средства, являлось законным и обоснованным; законные основания для направления Лебедькова Е.И. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, предусмотренные пунктом 10 Правил, указаны должностным лицом в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование.
Протокол об административном правонарушении, как и иные процессуальные документы составлены должностным лицом ГИБДД в присутствии Лебедькова Е.И.
Вопреки доводам жалобы, права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и положения статьи 51 Конституции Российской Федерации при составлении протокола об административном правонарушении, были разъяснены Лебедькову Е.И. уполномоченным должностным лицом в присутствии двух понятых, о чем должностным лицом проставлена соответствующая отметка в протоколе об административном правонарушении и подтверждено подписями понятых.
Лебедьков Е.И. подписывать процессуальные документы отказался, правом на дачу объяснений и замечаний не воспользовался, что зафиксировано сотрудником ДПС в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отказ от подписи в процессуальных документах, дачи объяснений либо от выполнения иных процессуальных действий является правом лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии со статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо само определяет объем своих прав и обязанностей и распоряжается ими по своему усмотрению.
С учетом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, отсутствие на видеозаписи фиксации факта разъяснения процессуальных прав и обязанностей водителю не свидетельствует о допущенных со стороны должностных лиц полиции нарушениях при применении мер обеспечения производства о настоящему делу.
Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при применении к Лебедькову Е.И. мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении допущено не было.
Доводы жалобы о грубых нарушения, допущенных сотрудником полиции при проведении освидетельствования Лебедькова Е.И. на состояние алкогольного опьянения, подлежат отклонению, поскольку, как следует из материалов дела с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения Лебедьков Е.И. не согласился, что и явилось поводом для направления его на медицинское освидетельствование. Следует отметить, что нахождение в состоянии опьянения при управлении транспортным средством образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, между тем, Лебедькову Е.И. по данному делу вменено совершение иного административного правонарушения.
Оснований сомневаться в том, что при применении мер обеспечения производства по делу в отношении Лебедькова Е.И. присутствовало двое понятых, не имеется, кроме того, в данном случае должностным лицом применялась видеофиксация осуществления процессуальных действий. Видеозапись является надлежащим доказательством, поскольку содержит сведения о юридически значимых обстоятельствах, ее содержание согласуется с иными доказательствами по делу и не опровергает выводы судебных инстанций о наличии вины заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения.
Ссылки в жалобе на то, что Лебедькову Е.И. не предлагалось пройти медицинское освидетельствование, от такого вида исследования он не отказывался, несостоятельны, опровергаются имеющейся в деле совокупностью доказательств, в том числе актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения от 31 октября 2021 года N, рапортом должностного лица.
Вопреки доводам жалобы, из представленных материалов не усматривается, что в протокол об административном правонарушении в отсутствие Лебедькова Е.И. были внесены изменения.
Следует отметить, при составлении протокола об административном правонарушении Лебедьков Е.И. правом на дачу замечаний и возражений не воспользовался, хотя не был лишен возможности возражать относительно зафиксированных в процессуальных документах сведений в случае несогласия с ними.
Совокупность имеющихся в деле доказательств является достаточной для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела, тот факт, что в судебное заседание в качестве свидетелей не вызывались понятые, не свидетельствует о неполноте представленных материалов.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела, не допущено. Оснований ставить под сомнение установленные мировым судьей и судьей районного суда обстоятельства данного дела не усматривается.
В целом доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Лебедькова Е.И. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств не свидетельствует о незаконности выводов судебных инстанций.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Лебедькову Е.И. в пределах санкции части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 4 по Октябрьскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 21 января 2022 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 марта 2022 года, вынесенные в отношении Лебедькова Егора Игоревича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Лебедькова Егора Игоревича - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.