Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Осиповой С.К.
судей Тарасовой С.М, Улановой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Изместьева Петра Васильевича на заочное решение Сармановского районного суда Республики Татарстан от 19 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 3 марта 2022 г. по гражданскому делу N 2-22/2021 по иску Изместьева Петра Васильевича к Хайруллину Рустаму Нафисовичу о компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Осиповой С.К, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Изместьев П.В. обратился в суд с иском к Хайруллину Р.Н. о компенсации морального вреда, причиненного преступлением. Иск обоснован тем, что приговором Ново-Савиновского районного суда города Казани от 15 мая 2020 г. Хайруллин Р.Н. признан виновным в совершении в отношении истца преступления, предусмотренного "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации; преступными действиями ответчика истцу причинен имущественный вред в размере 420400 рублей. Истец указывает, что действиями ответчика также нарушены его нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь и достоинство, доброе имя), в связи с чем он просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1000000 рублей.
Заочным решением Сармановского районного суда Республики Татарстан от 19 октября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 3 марта 2022 г, в иске Изместьеву П.В. отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить оба судебных акта, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Изместьев П.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу приговором Ново-Савиновского районного суда города Казани от 15 мая 2020 г. по уголовному делу N Хайруллин Р.Н. признан виновным в совершении в отношении Изместьева П.В. преступления, предусмотренного "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации ("данные изъяты").
Указанным приговором, в частности, установлено, что "данные изъяты".
Истец требует взыскания с ответчика денежной компенсации морального вреда, причиненного указанными преступными действиями.
Разрешая при установленных обстоятельствах спор, дав надлежащую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, проанализировав нормы права в области спорных отношений, суд первой пришел к выводу о недоказанности истцом факта причинения ему нравственных страданий противоправными действиями ответчика. Также суд первой инстанции пришел к выводу, что противоправными действиями ответчика нарушены только имущественные права истца, что в силу положений статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации не предполагает компенсацию морального вреда.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Действующее правовое регулирование не предполагает безусловного отказа в компенсации морального вреда лицу, которому физические или нравственные страдания были причинены в результате преступления, в силу одного лишь факта квалификации данного деяния как посягающего на имущественные права.
В постановлении от 26 октября 2021 года N 45-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что обстоятельства конкретного дела могут свидетельствовать о причинении физических или нравственных страданий потерпевшему от преступления против собственности, которое явным образом нарушает его личные неимущественные права либо посягает на принадлежащие ему нематериальные блага (например, при совершении преступления в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в тяжелой жизненной ситуации, обусловленной, в частности, утратой близкого человека). В таком случае факт причинения морального вреда потерпевшему от указанного преступления не может быть сам по себе поставлен под сомнение судом, что, в свою очередь, не может им не учитываться в ходе оценки представленных доказательств в их совокупности.
Конституционный Суд Российской Федерации приведенным постановлением признал часть первую статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 21 (часть 1), 45 (часть 1), 46 (часть 1), 52 и 56 (часть 3), в той мере, в какой она - по смыслу, придаваемому ей судебным толкованием (в том числе во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 1099 данного Кодекса), - служит основанием для отказа в компенсации морального вреда, причиненного гражданину совершенным в отношении него преступлением против собственности, в силу одного лишь факта квалификации данного деяния как посягающего на имущественные права потерпевшего, без установления на основе исследования фактических обстоятельств дела того, причинены ли потерпевшему от указанного преступления физические или нравственные страдания вследствие нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага.
Вместе с тем, обстоятельств нарушения неимущественных прав истца, судами по делу не установлены, в связи с чем истцу обоснованно отказано во взыскании компенсации морального вреда.
С учетом изложенного, оспариваемые судебные постановления отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
заочное решение Сармановского районного суда Республики Татарстан от 19 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 3 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Изместьева Петра Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий С.К.Осипова
Судьи С.М.Тарасова
Е.С.Уланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.