Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Асатиани Д.В, судей Коробченко Н.В, Князькова М.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Скрягина ФИО7 к Комитету лесного хозяйства Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации г.о. Солнечногорск, Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз) о признании недействительными сведений государственного лесного реестра об отнесении земельных участков к лесному фонду, об исключении земельного участка из состава земель лесного фонда и отнесении земельного участка к одной из категорий
по кассационной жалобе Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Солнечногорского городского суда Московской области от 17 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 06 апреля 2022 года
заслушав доклад судьи Коробченко Н.В,
УСТАНОВИЛА:
Скрягин ФИО8 обратился с иском к Комитету лесного хозяйства "адрес", Комитету по управлению имуществом Администрации г.о. Солнечногорск, Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз) и просил суд признать недействительными сведения Государственного лесного реестра о государственном учете в составе земель лесного фонда (сельские леса) лесного участка, расположенного по адресу: "адрес" в части пересечения с границами земельного участка площадью 651 кв.м с кадастровым номером N по адресу: "адрес" обязать Комитет лесного хозяйства Московской области исключить из Государственного лесного реестра сведения нахождении в составе земель лесного фонда (сельские леса) лесного участка по адресу: "адрес", в части пересечения с границами земельного участка площадью 651 кв.м с кадастровым номером N по адресу: "адрес" обязать Комитет по управлению имуществом администрации г.о. Солнечногорск Московской области повторно рассмотреть вопрос об отнесении земельного участка площадью 651 кв.м. с кадастровым номером N по адресу: "адрес" к одной из категорий, установленных Земельным кодексом РФ.
Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 17 января 2022 года исковые требования Скрягина ФИО9 удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 06 апреля 2022 года решение Солнечногорского городского суда Московской области от 17 января 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области ставит вопрос об отмене судебных постановлений по основаниям нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобах, применительно к части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судебными инстанциями допущены не были.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцу Скрягину ФИО10. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N площадью 651 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", категория земель, разрешенное использование: "для садоводства".
Правопредшественнику истца спорный земельный участок был предоставлен в собственность Постановлением Главы администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет в 2011 году, сведения о границах земельного участка внесены в ЕГРН, категория земельного участка не установлена, разрешенное использование "для садоводства".
ДД.ММ.ГГГГ Скрягину ФИО11 отказано в предоставлении муниципальной услуги: "отнесение земель, находящихся в частной собственности в случаях установленных законодательством к определенной категории", поскольку на основании сведений государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области земельный участок расположен в границах сельских лесов.
По информации Комитета лесного хозяйства Московской области земельный участок с кадастровым номером N полностью расположен на землях лесного фонда квартала 56 выдел 22 Истринского участкового лесничества.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что спорный земельный участок был предоставлен в 1996 года правопредшественнику истца на основании постановления органа местного самоуправления, право собственности на который зарегистрировано в установленный законом порядке, данный земельный участок сформирован и постановлен на кадастровый учет с определением границ в 2011 году в соответствии с требованиями законодательства, у Комитета с учетом положений частей 3 и 8 статьи 14 Закона N172-ФЗ не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявления Скрягина ФИО13 в приведении сведений государственного лесного реестра в соответствии со сведениями ЕГРН, в связи с чем удовлетворил заявленный иск.
Судебные постановления в части удовлетворения иска Скрягина ФИО12 к Комитету по управлению имуществом администрации г.о. Солнечногорск Московской области сторонами не обжалуются. Доводов относительно законности выводов судебных инстанций в указанной части кассационная жалоба Иванова "данные изъяты" не содержит. Оснований для выхода за пределы доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанции в обжалуемой Комитетом лесного хозяйства Московской области части основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не противоречат нормам материального права, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах и не опровергаются доводами кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы о том, что границы земель лесного фонда установлены в соответствии с действующими материалами лесоустройства, факт наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда по материалам лесоустройства подтвержден РГИС Московской области, не могут являться основанием к отмене обжалуемых судебных актов по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.
В пункте 2 данной статьи установлено, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено право членов некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и членов садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
В соответствии со статьями 67 - 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса: землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков: таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов): проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии". В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Таким образом, определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств).
Согласно статье 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
При этом отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлении нарушения прав смежных землепользователей.
Положения Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" направлены на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.
В соответствии с частями 3 - 5 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи. Правила данной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года: предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка; предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка; предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.
Положения части 4 указанной статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок и после 8 августа 2008 года.
В силу вышеуказанных правовых норм, а также Федеральных законов "О государственной регистрации недвижимости", "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", судебные инстанции, установив, что на основании решения органа местного самоуправления спорный земельный участок распределен в собственность правопредшественнику истца в 1996 году, сведения о границах земельного участка имеются в ЕГРН с 2011 года при этом, спорный земельный участок налагается на земли лесного фонда только по данным лесоустроительной документации, однако фактически входит в территорию выделенную решением органа местного самоуправления для ведения садоводства, то есть подпадают под правовое регулирование статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", обоснованно пришли к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером N не может быть отнесен к землям лесного фонда в силу действующего правового регулирования, а указанное наложение на земли лесного фонда подлежит исправлению в силу положений Федерального закона N 280-ФЗ от 29 июля 2017 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", в качестве реестровой ошибки.
В целом доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, поскольку фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами судебных инстанций по обстоятельствам дела.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы допущено не было.
Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Солнечногорского городского суда Московской области от 17 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 06 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.