Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу Коровиной Ольги Юрьевны, на вступившие в законную силу постановление судьи Курганского городского суда Курганской области от 20 января 2021 года, решение судьи Курганского областного суда от 09 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Коровиной Ольги Юрьевны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Курганского городского суда Курганской области от 20 января 2021 года, оставленным без изменения судьей Курганского областного суда от 09 марта 2022 года индивидуальный предприниматель Коровина О.Ю. (далее - ИП Коровина О.Ю.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе на вышеуказанные судебные акты Коровина О.Ю, выражая несогласие с вышеуказанными судебными актами, ссылаясь на то, что в СПА-салоне производились мероприятия по замене устаревшей разметки, на момент проведения проверки указанные работы были окончены, обстоятельств, свидетельствующих о нарушении обязанности по проведению влажной уборки помещений, не установлено, при вынесении судебных актов не были приняты обстоятельства, смягчающие административную ответственность, просит их изменить.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в суд кассационной инстанции 05 мая 2022 года.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года утвержден Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1.
В данном документе, в числе прочего, разъяснено, что из анализа норм подпункта "а.2" пункта "а" статьи 10, подпункта "б" пункта 6 статьи 4.1, пунктов "а", "у", "ф" части 1 статьи 11, статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила), в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (вопрос 17 вышеназванного Обзора).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, указано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь, в числе прочего, приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 этого Указа.
Постановлением Губернатора Курганской области от 16 марта 2020 года N12 "О введении режима повышенной готовности" в связи с угрозой распространения на территории Курганской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории Курганской области введен режим повышенной готовности.
Постановлением Губернатора Курганской области от 08 мая 2020 года N 34-1 утверждено Положение об областном оперативном штабе по проведению организационных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Курганской области.
Приложением к решению областного оперативного штаба по проведению организационных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Курганской области от 10 июня 2020 года N 34 утвержден Общий порядок работы организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей по соблюдению санитарно-противоэпидемических требований.
В соответствии с пунктом 12 Общего порядка работы организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей по соблюдению санитарно-противоэпидемических требований (далее - Общий порядок), предписано соблюдать социальное дистанцирование между посетителями (не менее 1, 5 м) и предельного количества лиц, находящихся в одном помещении, определяемого из расчете не более 1 человека на 4 кв.м. площади помещения.
Согласно пункту 8 дополнительного порядка работы организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в сфере торговли по соблюдению санитарно-противоэпидемических требований, утвержденный решением Оперативного штаба от 10 июня 2020 года N 34, предписано обеспечить соблюдение между покупателями социального дистанцирования (не менее 1, 5 метра), в том числе, путем нанесения социальной разметки.
Основанием для привлечения ИП Коровиной О.Ю. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, послужили изложенные в постановлении судьи городского суда выводы о том, что 01 ноября 2020 года в 10 часов 39 минут в СПА-салоне "Float Room" в г. Кургане, ул. К.Мяготина, д.129/3, где осуществляет деятельность ИП Коровина О.Ю, в период режима повышенной готовности, введенного на территории Курганской области, отсутствовала разметка для обеспечения социальной дистанции граждан.
При рассмотрении жалобы на постановление судья областного суда, ссылаясь на то, что ИП Коровиной О.Ю. были допущены нарушения требований вышеприведённых пункта 12 Общего порядка и пункта 8 дополнительного порядка работы организаций, согласился с выводами судьи городского суда, оставив постановления судьи городского суда без изменения.
Вместе с тем, имеются основания для отмены принятых по делу актов по следующим основаниям.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц.
Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
05 марта 2022 года областным оперативным штабом по проведению организационных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению распространения гриппа, острых респираторных вирусных инфекций, новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Курганской области принято решение N 130, согласно которому с 06 марта 2022 года не подлежат применению порядки организации работы организаций по соблюдению санитарно-противоэпидемических требований, утвержденные решением Оперативного штаба от 10 июня 2020 года N 34.
В материалах настоящего дела не имеется сведений об исполнении ИП Коровиной О.Ю. постановления о назначении административного наказания.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отмене закона, установившего административную ответственность.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты, состоявшиеся в отношении ИП Коровиной О.Ю. о привлечении её к административной ответственности на основании части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Курганского городского суда Курганской области от 20 января 2021 года, решение судьи Курганского областного суда от 09 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Коровиной Ольги Юрьевны, отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Печенкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.