Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Усенко Н.В, Русакова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вербового С.А, поступившую в суд первой инстанции 14 марта 2022 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 29 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Вербового С.А. к Управлению МВД России по городу Ялте, МВД по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязательства совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Вербовой С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения УМВД России по городу Ялта от 15 марта 2021 года об отказе в оформлении и выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, возложении обязанности внести изменения в базу данных прикладного программного обеспечения "Территория" путем удаления информации о том, что 15 апреля 2014 года посредством почтовой связи Вербовым С.А. направлено заявление о желании сохранить гражданство Украины.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 июня 2021 года административное исковое заявление Вербового С.А. удовлетворено частично.
Судом признано незаконным решение УМВД России по городу Ялта от 15 марта 2021 года об отказе Вербовому С.А. в оформлении и выдаче паспорта гражданина Российской Федерации.
Суд обязал Министерство внутренних дел Российской Федерации по Республике Крым удалить из прикладного программного обеспечения "Территория" информацию о том, что 15 апреля 2014 года Вербовым С.А. в Федеральную миграционную службу подано заявление о желании сохранить гражданство Украины.
Суд обязал Управление Министерства внутренних дел России по городу Ялта в течении 5 дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Вербового С.А. от 04 марта 2021 года о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации.
В остальной части административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 29 сентября 2021 года отменено решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 июня 2021 года.
По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Вербового С.А. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Вербовой С.А. просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
От Вербового С.А. поступило заявление о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
От представителя УМВД России по городу Ялта Хачатуровой А.Н. поступили возражения, в которых представитель УМВД выражает несогласие с доводами кассационной жалобы и просит обжалуемое апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, 04 марта 2021 года административный истец Вербовой С.А. обратился в ОВМ отдела полиции N2 "Ливадийский" УМВД России по городу Ялте с заявлением о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, в качестве основания указав: "впервые".
15 марта 2021 года Вербовому С.А. направлен ответ за N за подписью начальника отдела по вопросам миграции, в котором сообщено, что заявление, поданное в отделение по вопросам миграции отдела полиции N2 "Ливадийский" УМВД России по городу Ялте 04 марта 2021 года рассмотрено. Проведены соответствующие проверки, согласно которым заявителю отказано в документировании паспортом гражданина Российской Федерации, так как по имеющимся учётам 15 апреля 2014 года посредством почтовой связи Вербовым С.А. направлено заявление в Федеральную Миграционную Службу России о желании сохранить гражданство Украины. Одновременно рекомендовано обратиться в Отдел по вопросам миграции УМВД России по городу Ялта.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений; мирное урегулирование споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).
Таким образом, законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит по общему правилу из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218, часть 9 статьи 226, статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), и что природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа либо органа местного самоуправления незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.
В соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (статья 6 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 31 мая 2002 года N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" устанавливает правила, регулирующие отношения гражданства Российской Федерации, определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Статьей 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" установлено, что паспорт гражданина Российской Федерации является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
В силу статьи 17 Федерального закона от 31 мая 2002 года N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" при изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.
Согласно статье 30 Федерального закона от 31.05.2002 N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия: а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; б) принимают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а также от лиц, временно пребывающих на территории Российской Федерации, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью восьмой статьи 14 настоящего Федерального закона; в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах, организациях; в.1) запрашивают и получают для проверки фактов, указанных в пунктах "е" - "и" части второй статьи 14 настоящего Федерального закона, соответствующие сведения, в том числе составляющие налоговую тайну, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах и государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, Пенсионном фонде Российской Федерации, у профессионального участника рынка ценных бумаг, имеющего лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг; г) направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы; д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам
гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации; е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, указанными в пункте "б" настоящей статьи, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью второй статьи 15, частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона; ж) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства; ж.1) принимают от граждан Российской Федерации уведомления о наличии или о прекращении у данных граждан гражданства иного государства и ведут учет указанных уведомлений. Правила осуществления такого учета устанавливаются Правительством Российской Федерации; з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 12 и частями второй и четвертой статьи 26 настоящего Федерального закона; и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона; к) рассматривают заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, поданные иностранными гражданами; л) проводят обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства, приобретающих гражданство Российской Федерации, ведут информационные массивы, создаваемые в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно частям 1, 2 статьи 32 Федерального закона от 31 мая 2002 года N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя: лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел; лицом, проживающим за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации. Заявление подается заявителем лично.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 33 Федерального закона от 31 мая 2002 N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно по установленной форме. Личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации. Форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Согласно пункту 30 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 N1325, территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации: принимают в соответствии со своей компетенцией заявления от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, проверяют соответствие заявлений, а также представляемых вместе с ними документов требованиям и условиям, предусмотренным Федеральным законом и настоящим Положением; составляют заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке и направляют их в Министерство внутренних дел Российской Федерации в соответствии с пунктом 35 настоящего Положения; принимают в пределах своей компетенции решения по заявлениям об изменении гражданства в упрощенном порядке в соответствии с пунктами 36 и 37 настоящего Положения; исполняют решения по заявлениям об изменении гражданства в соответствии с разделом V настоящего Положения; определяют и оформляют наличие гражданства Российской Федерации в соответствии с разделом VI настоящего Положения; осуществляют отмену принятых ими решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьями 22 и 23 Федерального закона и разделом VII настоящего Положения; рассматривают заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, признанных носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
В соответствии с данным Положением выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
На момент обращения административного истца с заявлением о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации и ответа заявление Государственная услуга по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации предоставлялась на основании соответствующего Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16.11.2020 N773.
В соответствии с пунктом 45 Административного регламента, основаниями для отказа в выдаче или замене паспорта являются: 45.1. Отсутствие у лица гражданства Российской Федерации; 45.2. Представление гражданином недостоверных документов и (или) сведений; 45.3. Невозможность установления личности гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги; 45.4. Наличие у гражданина ранее выданного действительного паспорта; 45.5. Наличие ранее поданного заявителем заявления о выдаче (замене) паспорта, по которому не завершены административные процедуры, предусмотренные пунктом 95 Административного регламента; 45.6. Неуплата заявителем государственной пошлины за предоставление государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 51 Административного регламента; 45.7. Отсутствие в поступивших из многофункционального центра необходимых документов и (или) информации, предоставление которых предусмотрено Административным регламентом, и непредставление заявителем в сроки, предусмотренные пунктом 269 Административного регламента, недостающих документов; 45.8. Неявка гражданина по истечении 30 календарных дней со дня приглашения его на прием при рассмотрении заявления о выдаче (замене) паспорта, поданного в форме электронного документа.
Для получения паспорта гражданин вправе подать новое заявление о выдаче (замене) паспорта в форме электронного документа через Единый портал, обратиться через многофункциональный центр или непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России.
Как установлено судами нижестоящих инстанций и подтверждается материалами дела, Вербовому С.А. отказано в документировании паспортом гражданина Российской Федерации с указанием на то, что по имеющимся учётам 15 апреля 2014 года посредством почтовой связи Вербовым С.А. направлено заявление в Федеральную Миграционную Службу России о желании сохранить гражданство Украины.
Как следует из материалов дела, Вербовой С.А. как гражданин Украины документирован паспортом серии ЕЕ 049395, выданным 2-м отделом Ялтинского ГУ ГУМВД Украины в Крыму 23 июля 1999 года.
Согласно указанному паспорту Вербовой С.А. с 23 июля 1999 года имеет зарегистрированное место проживания в Республике Крым по адресу: "адрес"
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1745-6/14 "О независимости Крыма" Республика Крым провозглашена независимым суверенным государством.
18 марта 2014 года подписан договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в Российской Федерации новых субъектов.
Согласно статье 5 указанного Договора, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.03.2014 N6-П "По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" указано, что статья 5 рассматриваемого Договора, согласно которой со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства, не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку не принуждает к отказу от имеющегося на день принятия Республики Крым в Российскую Федерацию гражданства и гарантирует приобретение, при желании, гражданства Российской Федерации, без необходимости предпринимать для этого какие-либо действия.
В пункте 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в первоначальной редакции) указано, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2016 N18-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в связи с жалобой А.Г. Оленева", пункт 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N6-ФКЗ, обеспечивая наделение статусом граждан Российской Федерации граждан Украины, по состоянию на 18 марта 2014 года постоянно проживавших на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, - и, соответственно, в силу названного Федерального конституционного закона (статьи 4 и 6) и Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (статьи 5 и 6), их интеграцию в состав многонационального народа России в рамках интеграции новых субъектов Российской Федерации в ее экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы, в систему органов государственной власти Российской Федерации, - гарантирует права и законные интересы этих лиц, предоставляя им свободу выбора при решении вопроса о гражданстве.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, выдаются в течение трех месяцев со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
При этом, статьей 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ (в первоначальной редакции) определено, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
В 2014 году федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, являлась Федеральная миграционная служба Российской Федерации (ФМС России), её территориальным органом в Республике Крым - Управление Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Республике Крым (УФМС России по Республике Крым).
Как следует из материалов дела, 19 мая 2014 года за NМС-З/з-33784 из ФМС России по Республике Крым для рассмотрения по принадлежности направлено заявление Вербового С.А. с указанием в сопроводительном письме на заявление "о желании сохранить имеющееся гражданство Украины", о результатах рассмотрения обращения - информировать заявителя.
Приложенное заявление адресовано Руководителю Федеральной миграционной службы Российской Федерации от Вербового С.А, проживающего по адресу: Украина "адрес" датировано 15 апреля 2014 года.
Содержание заявления следующее: "Я, гражданин Украины Вербовой Сергей Александрович, ("данные изъяты", паспорт серия N, выданный 2-м отделом Ялтинского ГУ ГУМВД Украины в Крыму 23.07.1999), родившийся и проживший в городе Ялта 30 лет, уведомляю, что на дату составления данного заявления никакого заявления (необходимых документов) для получения Российского гражданства в Федеральную Миграционную Службу Российской Федерации не подавал. Прошу не присваивать мне гражданства Российской Федерации без подачи мною письменного заявления (необходимых документов) для получения Российского гражданства" (л.д. 50).
Таким образом судами нижестоящих инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что Вербовым С.А. в соответствующий уполномоченный федеральный орган, в установленный законом срок, подано лично подписанное заявление, подачей которого им реализовано волеизъявление сохранить имеющееся гражданство Украины.
Исходя из вышеизложенного судом апелляционной инстанции верно было указано, что приобретение, при желании, гражданства Российской Федерации, гражданами Украины, постоянно проживающим по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым гарантировалось без необходимости предпринимать для этого какие-либо действия.
Так же несмотря на истечение вышеуказанного установленного трёхмесячного срока для получения документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, а также истечение предусмотренного соответствующего переходного периода, административный истец до 2020 года, то есть, в течение фактически 6-ти лет за документом, удостоверяющим его личность как гражданина Российской Федерации не обращался, то есть предоставленным ему правом на приобретение гражданства Российской Федерации в установленном порядке, в указанный срок и по основанию, предусмотренному статьёй 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ, - не воспользовался.
Более того, в заявлении от 15 апреля 2014 года Вербовой С.А. однозначно требовал не присваивать ему гражданства Российской Федерации без подачи письменного заявления (необходимых документов) для получения Российского гражданства, то есть, фактически проинформировал уполномоченный орган о возможном приобретении гражданства Российской Федерации в ином - заявительном порядке, исходя из наличия у него в дальнейшем соответствующего волеизъявления.
При этом, согласно пункту 1 статьи 19 Закона Украины "О гражданстве Украины", добровольное приобретение гражданином Украины гражданства другого государства является основанием для утраты гражданства Украины.
Однако, не считаются добровольным приобретением другого гражданства такие случаи, как, в том числе: автоматическое приобретение гражданином Украины, достигшего совершеннолетия, иного гражданства вследствие применения законодательства о гражданстве иностранного государства, если такой гражданин Украины не получил документ, подтверждающий наличие у него гражданства другого государства (абзац 2 пункта 1 статьи 19 Закона Украины "О гражданстве Украины").
27 июня 2018 года административный истец Вербовой С.А. получил паспорт гражданина Украины для выезда за границу, который использовал в марте 2019 году для посещения Братиславы (Словакия), что подтверждается соответствующей отметкой в паспорте, то есть, осуществлял реализацию своих прав и обязанностей гражданина Украины.
Судом апелляционной инстанции так же верно было указано на отсутствие возможности отзыва ранее поданных заявлений о выборе лицом гражданства законом.
Таким образом суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что правовых оснований для признания незаконным оспариваемого решения Управления Министерства внутренних дел России по городу Ялте от 15 марта 2021 об отказе Вербовому С.А. в оформлении и выдаче паспорта гражданина Российской Федерации - не установлено, права административного истца оспариваемым отказом не нарушены, учитывая реализованное им ранее в установленном порядке и предусмотренный срок право на выбор соответствующего гражданства, в связи с чем решение суда первой инстанции было отменено с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Вербового С.А.
При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов суда они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителями не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 29 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 20 мая 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.В. УсенкоА.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.