Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Усенко Н.В, Русакова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Усунцынова Э.В. по доверенности Бондаренко В.А, поступившую в суд первой инстанции 18 марта 2022 года, на решение Элистинского городского суда от 09 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 21 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Усунцынова Э.В. к министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия об оспаривании отказа в продлении срока договора аренды земельного участка.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Усунцынов Э.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия об оспаривании отказа в продлении срока договора аренды земельного участка.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 09 сентября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 21 декабря 2021 года оставлено без изменения решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 09 сентября 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Усунцынова Э.В. по доверенности Бондаренко В.А. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и направить административное дело на новое рассмотрение.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 6 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 года N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", пришел к выводу о том, что административный истец обратился с заявлением о продлении срока договора аренды земельного участка по истечении срока его действия, совокупность условий для применения положений вышеназванного закона в рассматриваемом случае отсутствует, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Элисты N 4214 от 20 августа 2015 года Усунцынову Э.В. предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые разграничена на территории города Элисты, площадью 600 кв.м, расположенный по адресному ориентиру: "адрес" предназначенный для индивидуального жилищного строительства сроком на 5 лет как единственному претенденту на указанный земельный участок.
Постановлением Администрации города Элисты N 2847 от 19 декабря 2016 года земельному участку с кадастровым номером N присвоен адрес: "адрес"
В соответствии с квитанцией от 08 сентября 2016 года, чек-ордерами от 11 июля 2020 года Усунцыновым Э.В. внесено в качестве арендной платы, соответственно, 4793, 99 рублей, 878, 58 рублей, 11421, 87 рублей, 1879, 05 рублей, всего на общую сумму 18973, 49 рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 14 декабря 2015 года N 459 "О внесении изменений в Положение о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, утвержденное постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20 февраля 2013 года N 65" с 1 января 2016 года правомочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Калмыкия, а также земельными участками, находящимися в собственности Республики Калмыкия, полномочия органов местного самоуправления города Элисты по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты, в пределах, установленных законодательством были делегированы Правительством Республики Калмыкия Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия.
23 декабря 2020 года, по истечении срока договора аренды земельного участка N 965/2015 Усунцынов Э.В. обратился в министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия с заявлением о продлении договора аренды земельного участка на три года на основании Федерального закона от 01 апреля 2020 года N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", статей 610, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Письмом врио министра по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 17 мая 2021 года (исх. N ТБ-10/1494) Усунцынову Э.В. в удовлетворении заявления отказано с приведением следующих оснований: обращение по истечении срока действия договора аренды (не соблюдено требование части 6 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 года N 98-ФЗ), отсутствие оснований для перезаключения договора аренды на новый срок без проведения торгов, предусмотренных частью 2 статьи 39.6 ЗК РФ; наличие противоречий в документах территориального планирования, которые выражаются в том, что согласно Правилам землепользования и застройки города Элисты, утвержденным решением Элистинского городского собрания от 27 декабря 2010 года N 1, испрашиваемый земельный участок находится в зоне жилой застройки 1-го типа (Ж-1/12), однако согласно Генеральному плану города Элисты, утвержденному решением Элистинского городского собрания Республики Калмыкия от 01 июля 2010 года N 1, земельный участок расположен в зоне улично-дорожной сети города, в которой индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено.
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.
В силу пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса);
2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства.
Согласно пункту 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Частью 6 статьи 19 Федерального закона от 1 апреля 2020 года N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" предусмотрено право арендатора земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что: 1) договор аренды земельного участка заключен до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации; 2) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо в суд арендодателем не заявлено требование о расторжении такого договора аренды; 3) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка. Согласно частям 7 и 8 этой статьи срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 6 этой статьи, определяется арендатором, но не может превышать срок действия договора аренды земельного участка, согласованный сторонами до его увеличения, или три года, если срок действия договора составляет более чем три года.
Арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, указанное в части 6 настоящей статьи, в срок не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении.
Указом Президента РФ от 02 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" поручено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства Республики Калмыкия от 23 сентября 2005 года N 282 "О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Калмыкия" Правительством Республики Калмыкия вынесено распоряжение от 18 марта 2020 года N 77-р "О режиме повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Калмыкия".
Постановлениями Администрации города Элисты N 312 от 27 февраля 2020 года, N 553 от 28 марта 2020 года на территории города Элисты с 19 часов 00 минут 28 марта 2020 года введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация" в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки по новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории города Элисты.
При изложенных обстоятельствах судами нижестоящих инстанций верно было указано, о том, что договор аренды земельного участка заключен Усунцыновым Э.В. до принятия в 2020 году органом государственной власти Республики Калмыкия решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании испрашиваемого земельного участка. Вместе с тем, арендатор обратился в уполномоченный орган с заявлением о продлении срока действия договора аренды земельного участка лишь спустя 4 месяца со дня истечения срока его действия. Эти обстоятельства в совокупности с данными об отсутствии каких-либо уважительных причин пропуска срока для обращения с заявлением о продлении срока действия договора правильно оценены судом первой инстанции как исключающие возможность удовлетворения административного иска. В данном случае несоблюдение Усунцыновым Э.В. предусмотренного пунктом 2 части 6 статьи 19 Федерального закона от 1 апреля 2020 года N 98-ФЗ условия является самостоятельным основанием для отказа в продлении заключенного ранее договора аренды земельного участка.
Объективных доказательств пропуска срока обращения с заявлением о продлении срока договора аренды в связи с наличием обстоятельств непреодолимой силы, препятствовавших своевременному обращению, материалы дела не содержат и административным истцом не представлено.
Так же судами нижестоящих инстанций верно было указано на отсутствие предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для перезаключения договора аренды земельного участка на новый срок без проведения торгов.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Элистинского городского суда от 09 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 21 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 20 мая 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.В. УсенкоА.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.