Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Курчевской С.В, Байбакова М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернявского Анатолия Дмитриевича, Чернявской Любови Саввичны к Федеральному казначейству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации о признании незаконным бездействия в связи с не предоставлением выплаты на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 433 - выплат гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, обязании устранить нарушение, обязании совершить действия по выплате денежных средств (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-692/2021)
по кассационной жалобе Чернявского Анатолия Дмитриевича, Чернявской Любови Саввичны на решение Пресненского районного суда г.Москвы от 15 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 1 марта 2022 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, объяснения Чернявского Анатолия Дмитриевича, Чернявской Любови Саввичны, поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чернявский А.Д. и Чернявская Л.С. обратились в суд с иском к Министерству иностранных дел Российской Федерации, Федеральному казначейству, Министерству финансов РФ о признании незаконным бездействия в связи с не предоставлением выплаты на основании Постановления Правительства РФ от 03 апреля 2020 г. N433 - выплат гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, обязании устранить нарушение, обязании совершить действия по выплате денежных средств, просили признать незаконным бездействие Министерства иностранных дел Российской Федерации в виде непредоставления социальной помощи, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2020 г. N433, в полном объеме; обязать ответчиков Министерство иностранных дел Российской Федерации и Федеральное казначейство Российской Федерации совершить действия, направленные на предоставление социальной помощи, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2020 г. N433, за период с 04 апреля 2020 г. по 02 мая 2020 г, исходя из 2.400, 00 руб. за каждый день указанного периода.
Исковые требования мотивированы тем, что в период с 04 апреля 2020 г. по 02 мая 2020 г. находились в Испании, поскольку не имели возможности вернуться в Российскую Федерацию, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. 02 мая 2020 г. рейсом Барселона - Минск авиакомпанией "Белавиа" и далее автобусом прибыли в Россию.
24 апреля 2020 г. через личный кабинет Госуслуг истцами было подано заявление N756509963 об оказании помощи с указанием всей необходимой информации и с приложением всех необходимых документов, а именно: копия загранпаспорта истца, копия российского паспорта, копия авиабилета, копия загранпаспорта супруги и авиабилета.
Ранее были поданы заявления об оказании помощи N742313684 от 05 апреля 2020 г, которые были отменены, поскольку потребовалась дополнительная информация об авиабилетах. 09 апреля 2020 г. Чернявскому А.Д. на карту поступила социальная помощь в размере 43.200, 00 руб, что подтверждает факт принятия положительного решения.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 15 апреля 2021 года в редакции дополнительного решения того же суда от 08 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 1 марта 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Чернявский А.Д. и Чернявская Л.С. выражают несогласие с судебными постановлениями, считают, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Указывают, что в основу судебных актов положена лишь единственное доказательство МИД РФ - распечатка, указывающая на наличие ошибки в дате паспорта. При этом представленная МИД РФ распечатка, не является документом и не могла быть принята судом в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку не имеет подписи, печати, не позволяет установить достоверность содержащейся в ней информации.
Кроме того, суд неверно применил закон, не подлежащий применению - абзац 2 пункта 2 Положения в редакции, вступившей в силу 01.06.2020, указал в качестве основания правомерности решения ответчиков возвращение граждан Российской Федерации на территорию Российской Федерации, в связи с чем оказание помощи не допускается.
Кроме того, абзац 2 пункта 2 Положения устанавливает запрет на оказание помощи после возвращения в Россию, но не прекращает обязанности МИД, возникшие ранее, также как не прекращает права граждан на получение помощи за предшествующий период нахождения за границей. В данной норме права не указано, что задолженность по помощи, образовавшейся в период нахождения за границей, не подлежит выплате гражданам после их возвращения в Россию.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно данным Единого портала государственных и муниципальных услуг истец подал заявление N742313684 от 05 апреля 2020 г. и N756509963 от 24 апреля 2020 г. в рамках оказания социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Заявление N 741957295 от 05 апреля 2020 г. поступило из Минкомсвязи России в МИД России 07 апреля 2020 г.
Результаты проверочных мероприятий Федерального казенного учреждения "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ГИАЦ МВД России) по заявлению Истца поступили из ГИАЦ МВД России 07 апреля 2020 г. письмом N34/8-9190 от 06 апреля 2020 г.
Заявление N 756509963 от 24 апреля 2020 г. поступило из Минкомсвязи России в МИД России 27 апреля 2020 г.
Результаты проверочных мероприятий Федерального казенного учреждения "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ГИАЦ МВД России) по заявлению Истца поступили из ГИАЦ МВД России 27 апреля 2020 г. письмом N34/8-10267 от 25 апреля 2020 г.
По заявлению N741957295 от 04 апреля 2020 г, с учетом поступления первичных результатов проверочных мероприятий по линии МВД России 07 апреля 2020 г, заявитель в этот же день был включен в списки на оказание социальной поддержки. Материальная помощь была оказана в размере 43.200, 00 руб. из расчета на двух человек.
При этом по результатам проверочных мероприятий МВД России, полученным 13 апреля 2020 г. достоверность общегражданского заграничного паспорта супруги Чернявского А.Д. не была подтверждена, в связи с чем Комиссией МИД России было принято решение о прекращении оказания финансовой поддержки.
По заявлению N756509963 от 24 апреля 2020 г. Комиссией МИД России было также принято решение об отказе финансовой поддержки в связи с отсутствием подтверждения данных загранпаспорта супруги Чернявского А.Д. по линии МВД России.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что МИД России действовал исключительно в рамках и на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2020 г. N433; социальная помощь являлась исключительно адресной и была направлена именно на обеспечение возможности временного нахождения гражданина Российской Федерации до его возвращения в Россию ближайшим вывозным рейсом; следовательно, по возвращению в РФ, гражданин не относится к категории лиц, которым положена помощь на основании Постановления Правительства РФ от 03 апреля 2020 г. N433, поскольку он утрачивает статус лица, находящегося на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции; истцы не доказали наличие законного основания для взыскания в настоящее время денежных средств являющихся социальной поддержкой (помощью) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
Постановлением Правительства РФ N 433 от 03.04.2020 было утверждено Положение об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее по тексту - Положение).
Согласно п. п. 1, 2 Положения в случае отсутствия возможности возвращения граждан Российской Федерации на территорию Российской Федерации в связи с реализацией Российской Федерацией мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, Министерство иностранных дел Российской Федерации оказывает социальную поддержку (помощь). Помощь оказывается гражданам Российской Федерации, которые имеют проездные документы на возвращение в Российскую Федерацию с 16 марта 2020 г. по 31 мая 2020 г, в период пребывания на территории иностранного государства начиная со дня принятия решения специально образованной комиссией Министерства иностранных дел Российской Федерации об оказании помощи до дня возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации. Оказание помощи после возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации не допускается.
Данным Положением регламентирован порядок оказания помощи, подачи заявления на оказание помощи и принятия по заявлению решения.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 433 "Об утверждении Положения об оказании социальной (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации было поручено: обеспечить запуск и функционирование на едином портале государственных и муниципальных услуг электронной формы заявления об оказании помощи; направлять ежедневно сводную информацию о гражданах Российской Федерации, подавших заявление об оказании помощи, в Министерство внутренних дел Российской Федерации для подтверждения сведений о действительности документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, и в Министерство иностранных дел Российской Федерации для проведения проверочных мероприятий в отношении сведений, представленных гражданином Российской Федерации в соответствии с приложением к Положению.
В силу п. 6 Положения по результатам проверочных мероприятий специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации в течение 24 часов принимает решение об оказании, отказе или о прекращении помощи.
В соответствии с п. 12 Положения специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации вправе принять решение об отказе в помощи в случае представления заявителем личных данных, не подтвержденных проверочными мероприятиями Министерства внутренних дел Российской Федерации, либо заведомо ложных сведений, а также в случае повторной подачи заявления, за исключением внесения корректировок в ранее поданное заявление, в котором были допущены ошибки.
Согласно п. 14 Положения специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации принимает решение о прекращении оказания помощи в случае установления фактов, указывающих на сообщение заявителем заведомо ложных сведений, невылета заявителя вывозным бортом или неявки заявителя на предложенный рейс российской авиакомпании для возвращения в Российскую Федерацию либо возобновления регулярного авиасообщения между Российской Федерацией и соответствующим иностранным государством.
Судами установлено, что по заявлению N741957295 от 04 апреля 2020 г, с учетом поступления первичных результатов проверочных мероприятий по линии МВД России 07 апреля 2020 г, заявитель в этот же день был включен в списки на оказание социальной поддержки. Материальная помощь была оказана в размере 43.200, 00 руб. из расчета на двух человек.
По заявлению N756509963 от 24 апреля 2020 г. Комиссией МИД России было также принято решение об отказе финансовой поддержки в связи с отсутствием подтверждения данных загранпаспорта супруги Чернявского А.Д. по линии МВД России.
Таким образом, непредоставление социальной поддержки ФИО9 было обусловлено допущенными несоответствиями в представленной истицей информации (паспортные данные).
Суд кассационной инстанции отмечает, что все заявления граждан рассматривались исключительно в автоматизированном порядке, имели ускоренные сроки их рассмотрения. Социальная помощь являлась адресной и была направлена именно на обеспечение возможности временного нахождения гражданина Российской Федерации до его возвращения в Россию ближайшим вывозным рейсом.
Поскольку все заявления граждан рассматривались исключительно в автоматизированном порядке, доводы жалобы о том, что представленная МИД РФ распечатка, не является документом и не могла быть принята судом в качестве допустимого доказательства по делу, является не обоснованным.
Доводы жалобы о том, что удовлетворение одного из заявлений указывает на то, что были идентифицированы личности всех заявителей, не обоснован, и направлен на переоценку доказательств.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций правильно учтено требование абзаца 2 пункта 2 Положения о том, что оказание помощи после возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации не допускается.
Предъявление иска Чернявскими А.Д. и Л.С. и его рассмотрение судом происходило после их возвращения на территорию Российской Федерации.
Довод жалобы о том, что суды неправильно истолковали пункт 2 Положения, не обоснован.
Истцы в жалобе ссылаются на то, что абзац 2 пункта 2 Положения регулирует период, за который оказывается помощь, в том числе, момент окончания этого периода, и не препятствует выплате запрошенных средств после возвращения гражданина на территорию Российской Федерации.
Между тем, период начисления помощи регламентирован абзацем 1 пункта 2 Положения: помощь оказывается гражданам Российской Федерации, которые имеют проездные документы на возвращение в Российскую Федерацию с 16 марта 2020 г. по 31 мая 2020 г, в период пребывания на территории иностранного государства начиная со дня принятия решения специально образованной комиссией Министерства иностранных дел Российской Федерации об оказании помощи до дня возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации.
Исходя из целей и задач Положения, направленного на временное поддержание граждан Российской Федерации, оказавшихся на территории иностранного государства в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и не связывающего предоставление помощи ни с какими иными обстоятельствами (материальным положением, состоянием здоровья и т.п.), кроме самого факта нахождения за пределами Российской Федерации в период введенных мер против распространения коронавирусной инфекции, с учетом временного характера принятых мер, суды правильно исходили из того, что предусмотренные Положением меры не предоставляются после возвращения заявителя в Российскую Федерацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2020 N 787, которое дополнило пункт 2 Положения абзацем 2, лишь уточнен и конкретизирован смысл предусмотренных Положением мер поддержки, изначально заложенный в него Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 433.
Истцам в период пребывания на территории иностранного государства денежные средства в счет оказания социальной помощи не были начислены, таким образом, их требования не связаны с невыплатой начисленной социальной помощи.
Также судом правильно учтено требование абзаца 2 пункта 2 Положения о том, что оказание помощи после возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации не допускается.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях с которой соглашается суд кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 15 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 1 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чернявского Анатолия Дмитриевича, Чернявской Любови Саввичны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.