Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гаджиева Э. Рафаеля оглы на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 11 апреля 2022 года по административному делу N 2а - 130/22 по административному исковому заявлению Гаджиева Э. Рафаеля оглы к Отделу по вопросам миграции ОМВД РФ по городу Воркуте, ОМВД по городу Воркуте, Министерству внутренних дел по Республике Коми о признании незаконным и отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
установила:
Гаджиев Э.Р.оглы обратился в Воркутинский городской суд Республики Коми с иском о признании незаконным и отмене решения УВМ МВД по Республике Коми о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина Гаджиева Э.Р.о. от 21 октября 2021 года.
В обоснование заявленных требований указал, что имеет в городе Воркуте постоянное место жительство, совместно с ним проживает его супруга Крамсаева Д.С, являющаяся гражданкой Российской Федерации. Состоит в трудовых отношениях с АО "Воркутауголь", на иждивении находится жена и ее ребенок от первого брака. Также на территории Российской Федерации проживают две сестры, которым он оказывает материальную помощь. Оспариваемое решение разрушает его семью, преступлений и правонарушений в области миграционного законодательства им не совершалось. Штрафы за совершение административных правонарушений оплачены.
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 12 января 2022 года признано незаконным и отменено решение от 21 октября 2021 года УВМ МВД по Республике Коми о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданина Азербайджанской Республики Гаджиева Э. Рафаеля оглы сроком на 3 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 11 апреля 2022 года решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 12 января 2022 года отменено. Принято по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Гаджиева Э. Рафаеля оглы к Отделу по вопросам миграции ОМВД РФ по городу Воркуте, ОМВД по городу Воркуте, Министерству внутренних дел по Республике Коми о признании незаконным и отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина от 21 октября 2021 года отказано.
На апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 11 апреля 2022 административным истцом подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам административного дела, нарушением норм материального права. В жалобе приводятся доводы о нарушении права Гаджиева Э. Рафаеля оглы на уважение семейной жизни, с указанием на то, что у решение ответчика разрушает его семью.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Гаджиев Э. Рафаэль оглы является гражданином Азербайджанской Республики.
Управлением по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Коми 21 октября 2021 года принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданину Азербайджанской Республики, сроком на три года до 05 октября 2024 года на основании подпункта 4 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года N114-ФЗ.
Основанием для вынесения оспариваемого решения Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Коми о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданину Азербайджанской Республики послужили обстоятельства, при которых в отношении Гаджиева Э.Р.о. в период его пребывания на территории Российской Федерации в течение трех лет выявлены факты совершения последним административных правонарушений на территории Российской Федерации.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая решение об отказе в удовлетворении требований административного истца, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми указала, что Гаджиев Э.Р.оглы привлекался к административной ответственности за допущенные нарушения законодательства в области безопасности дорожного движения: управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности; управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения; управление транспортным средством при наличии неисправностей; несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками; нарушение правил маневрирования; нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона; непредоставление преимущества пешеходам или иным участникам дорожного движения; неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности; управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков; управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортными средствами; и другие, в том числе нарушение иностранным гражданином правил режима пребывания на территории РФ.
Более того, Гаджиеву Э.Р.оглы 25 июня 2021 года объявлено официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, которое Гаджиевым Э.Р.оглы проигнорировано, он продолжил проявлять явное неуважительное отношение к правилам страны проживания, допустив управление транспортным средством будучи лишенным права управления транспортными средствами.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации и отношения с их участием определяют и регулируют Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ, въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.
С учетом вышеприведенных норм права, указанное неразрешение на въезд могло быть преодолено в связи с наличием каких-либо исключительных, объективных причин личного характера, которые бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации в личную жизнь, семейную жизнь Гаджиеву Э.Р.оглы. При этом, несоразмерность этого вмешательства должна быть очевидна, несмотря на сознательное нарушение заявителем положений Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в период пребывания в Российской Федерации, что не было установлено в рассматриваемом деле судом первой инстанции.
Исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 02 марта 2006 года N 55-0, оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, а именно как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы Российской Федерации, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих применение взысканий.
Допущенные гражданином Азербайджана Гаджиевым Э.Р.оглы нарушения условий пребывания в Российской Федерации свидетельствуют о пренебрежении данным лицом установленным государством порядком. Негативные последствия возникли у Гаджиева Э.Р.оглы исключительно в результате совершенных им действий.
Оспариваемое решение преследует общественно полезные цели в том смысле, в котором обладает свойством общей превенции по отношению к иным иностранным гражданам и стимулирует с их стороны уважение и соблюдение законодательства Российской Федерации.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод не гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства право въезжать в определенную страну и проживать на ее территории и не быть высланными. Лежащая на государствах - участниках ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну при соблюдении баланса интересов права на уважение личной и семейной жизни (ст. 8 Конвенции) и правомерной цели принимаемых государством решений.
Судами установлено на основании представленных материалов, что в своих объяснениях, данных 10 января 2022 года начальнику отдела по вопросам миграции ОМВД России по городу Воркуте, супруга Гаджиева Э.Р.оглы Крамсаева Д.С. пояснила, что после регистрации брака с Гаджиевым Э.Р.оглы спустя три месяца между ними какие-либо отношения прекратились, общее хозяйство не ведется, общих детей от брака нет, финансовой помощи Гаджиев Э.Р.оглы не оказывает. Свидетельство о заключении брака использовал для предоставления в органы миграционного учета.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что суд первой инстанции надлежащим образом не проверил доводы административного истца о необходимости проживания на территории Российской Федерации в связи с устойчивыми семейными связями и оказанием материальной помощи супруге и ее ребенку.
Каких - либо действий, свидетельствующих о намерении избрать в качестве места своего постоянного жительства Российскую Федерацию, а также действий, направленных на получение гражданства Российской Федерации, Гаджиев Э.Р.оглы не совершал, доказательств объективной невозможности возвращения в страну гражданской принадлежности не представил.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что принятое в отношении Гаджиева Э.Р.о. решение уполномоченного органа являлось обоснованным, было соразмерно конкретным обстоятельствам дела, поэтому основания для признания его незаконным у суда отсутствовали.
Миграционный орган руководствовался требованиями законодательства Российской Федерации, действовал в пределах предоставленных полномочий, прав и законных интересов административного истца не нарушал, принятым решением не были созданы препятствия для реализации прав и свобод Гаджиева Э.Р.о. на личную семейную жизнь. Срок, в течение которого он не имеет права проживания в Российской Федерации, не является длительным.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлении суда. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 11 апреля 2022 года по административному делу N 2а - 130/22 - оставить без изменения, кассационную жалобу Гаджиева Э. Рафаеля оглы - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 11 апреля 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.