Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Рогачёвой Ю.А, Красновой Н.П, при секретаре З.А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц, Гавдиса ФИО12, Галиева ФИО13 к Совету сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, по апелляционной жалобе заинтересованного лица - администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 марта 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогачёвой Ю.А, объяснения предстателя заинтересованного лица - администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан ФИО14, представителя административного истца - прокуратуры Республики Башкортостан Дмитриева М.С, административного истца ФИО15, представителя административного истца Гавдиса А.Л. - ФИО16 судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц, Гавдис А.Л. и Галиев Р.А. обратились в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным иском о признании недействующим приложения "Карта градостроительного зонирования муниципального образования сельское поселение Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан" к Правилам землепользования и застройки сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан (в редакции решения Совета сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от 27 июля 2018 года N 213) в части установления территориальной зоны С-2 (для сельхозугодий) в кадастровом квартале "данные изъяты" село Новое Барятино квартал А.
В обоснование заявленных требований ссылаются на то, что решением Совета сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от 27 июля 2018 года N 213 в Правила землепользования и застройки сельского поседения внесены изменения, в результате которых земельные участки, расположенные в кадастровом квартале "данные изъяты" села Новое Барятино и принадлежащие, в том числе, административным истцам, отнесены к территориальной зоне С-2 и находятся за пределами границ села Новое Барятино.
При принятии оспариваемого правового акта нарушена процедура его принятия, в оспариваемой части Правила землепользования и застройки сельского поселения противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права и законные интересы административных истцов и других граждан, поскольку ограничивают возможности использования земельных участков.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 марта 2022 года административный иск удовлетворен.
Признано не действующим со дня вступления в законную силу решения суда приложение "Карта градостроительного зонирования муниципального образования сельское поселение Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан" к Правилам землепользования и застройки сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан (в редакции решения Совета сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от 27 июля 2018 года N 213) в части установления территориальной зоны С-2 (для сельхозугодий) в кадастровом квартале "данные изъяты" село Новое Барятино квартал А.
На решение суда заинтересованным лицом администрацией муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан подана апелляционная жалоба, в которой просят судебное решение отменить, принять новое - об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В жалобе ссылаются на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывают, что в оспариваемой части Правила землепользования и застройки не противоречат Генеральному плану сельского поселения, не нарушают права административных истцов и иных граждан. Изменения, внесенные в генеральный план решением Совета сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от 20 сентября 2016 года N82, являются недействительными и не подлежат применению. Признание судом недействующим приложения к Правилам землепользования и застройки в части Карты градостроительного зонирования, влечет неопределённость в применении самих Правил землепользования и застройки. Полагают, что при удовлетворении административного иска, судом не разрешен вопрос об определении территориальной зоны для земельных участков в кадастровом квартале "данные изъяты".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, предстатель заинтересованного лица администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан ФИО17 поддержала апелляционную жалобу в полном объём, ссылаясь на доводы, изложенные в ней.
В судебном заседании представитель административного истца прокуратуры Республики Башкортостан Дмитриев М.С, административный истец Галиев Р.А, представитель административного истца Гавдиса А.Л. - ФИО18 возражали против удовлетворения жалобы, просили оставить решение суда без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом положений части 1 статьи 308 КАС РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 208 КАС РФ, части 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов предусмотрен главой 21 КАС РФ, в силу положений части 8 статьи 213 которого, к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта относятся: соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; наличие нарушений прав административного истца; соблюдение требований устанавливающих: форму и вид нормативного акта, полномочия, процедуру его принятия, введения в действие, опубликования и вступления в силу.
В соответствии с положениями статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципальных образований, в частности, относится генеральные планы поселений (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (статья 1 ГрК РФ).
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), пункту 3 части 1 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки поселений, по которым представительный орган местного самоуправления поселений принимает муниципальные правовые акты.
В соответствии с Уставом сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, утвержденным решением Совета 20 ноября 2013 года N 155 (с последующими изменениями) Сельское поселение Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан является муниципальным образованием. Представительный орган сельского поселения - Совет. Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Башкортостан, Уставом сельского поседения, принимает решения (статья 1, пункт 1 статьи 17, сатья 25 Устава).
Из материалов дела следует, что 22 июня 2016 года министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан согласовало для администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан проект "Внесение изменений в генеральный план развития с.Новое Барятино сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан" в части включения в границы с.Новое Барятино земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты" общей площадью 149, 4 га.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 11 августа 2016 года N 898-р согласован проект "Внесение изменений в генеральный план развития село Новое Барятино сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан".
Решением Совета сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от 20 сентября 2016 года N 82 утвержден проект внесения изменений в генеральный план село Новое Барятино сельское поселение Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, которым в границы села Новое Барятино были включены земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты" с проектируемым использованием малоэтажное строительство (таблица 9.1.2 пункта 9.1). Проектом предусмотрены функциональные зоны данных земельных участков: жилая зона, общественно-деловая зона.
Постановлением администрации сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от 24 ноября 2016 года N1228 "Об утверждении описания установленных границ села Новое Барятина сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан" утверждено описание установленных границ села Новое Барятино с учетом присоединения к исходным границам населенного пункта земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты".
Решением Совета сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан 27 июля 2018 года N 213 утверждены Правила землепользования и застройки территории сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан (далее - Правила землепользования и застройки территории сельского поселения) в новой редакции, одновременно признано утратившим решение Совета сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан 29 декабря 2009 года N 193 "Об утверждении Правил землепользования и застройки территории сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан".
Данное решение опубликовано на официальном сайте сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан https://kazadaevka.ru/category/pravila-zemlepolzovanija-i-zastrojki 27 июля 2018 года.
С учетом вышеприведенных положений законодательства и Устава сельского поселения Казадаевский сельсовет, суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что Правила землепользования и застройки территории сельского поселения утверждены решением от 27 июля 2018 года N 213 в пределах компетенции представительного органа сельского поселения- Совета сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан в установленной форме.
Удовлетворяя предъявленные требования и признавая недействующими Правила землепользования и застройки территории сельского поселения в части Карты градостроительного зонирования муниципального образования сельское поселение Казадаевский сельсовет, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении процедуры и порядка их принятия, исходил из их несоответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушения тем самым прав административных истцов.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствует фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующего данные правоотношения.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30-35 ГрК РФ.
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 31 ГрК РФ).
В силу статьи 31 ГрК РФ процедура включает в себя: принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения;
проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения и документам территориального планирования, направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку;
проведение Комиссией публичных слушаний по проекту, внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации, который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму части 2 статьи 47 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления (далее - соглашение), считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание (абзац третий части 2 статьи 47 вышеуказанного Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно Уставу сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию, направляются в официальное печатное средство массовой информации в течение 7 дней после дня их подписания.
В случае невозможности их официального опубликования в официальном печатном средстве массовой информации муниципальные правовые акты подлежат официальному обнародованию в здании администрации в течение 7 дней после для их подписания.
Муниципальные правовые акты могут быть доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио (статья 29 Устава).
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь вышеприведёнными правовыми нормами, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о нарушении административным ответчиком градостроительного законодательства при подготовке и принятии правил землепользования и застройки.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решение о подготовке проекта Правил землепользования и застройки не было принято главой администрации сельского поселения Казадаевский сельсовет, состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта одновременно с принятием такого решения не был утвержден, что является нарушением требований частей 5-7 статьи 31 ГрК РФ.
15 мая 2018 года главой сельского поселения Казадаевский сельсовет принято решение N 197 о проведении публичных слушаний 20 июля 2018 года в 14.00, письменные предложения должны были быть направлены в период опубликования данного решения и до 19 июля 2018 года.
Указанное решение размещено на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" 15 мая 2018 года.
20 июля 2018 года проведены публичные слушания, о чем составлен протокол, заключение комиссии по результатам (итогам) публичных слушаний.
27 июля 2018 года на двадцать девятом заседании Совета сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан двадцать седьмого созыва принято решение N213 об утверждении Правил землепользования и застройки, в этот же день данное решение и Правила опубликованы на официальном сайте поселения https://kazadaevka.ru.
Согласно части 4 статьи 5.1 ГрК РФ процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Положениями частью 9 статьи 5.1 ГрК РФ предусмотрено, что в течение всего периода размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 указанной статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему проводятся экспозиция или экспозиции такого проекта. В ходе работы экспозиции должны быть организованы консультирование посетителей экспозиции, распространение информационных материалов о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. Консультирование посетителей экспозиции осуществляется представителями уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления или созданного им коллегиального совещательного органа и (или) разработчика проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Целью правового института публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки является обеспечение участия жителей муниципального образования и заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта того или иного градостроительного решения, в открытом обсуждении принимаемых органами местного самоуправления решений по соответствующим вопросам, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О.
Таким образом, размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций проекта правил землепользования и застройки, проведение экспозиции или экспозиций являются обязательными этапами процедуры проведения публичных слушаний (часть 5 статьи 5.1 ГрК РФ).
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, а также объяснениями сторон в суде, проект Правил землепользования и застройки до проведения публичных слушаний не был опубликован на официальном сайте сельского поселения Казадаевский сельсовет https://kazadaevka.ru или иным образом доведен до сведения населения.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда, что административным истцом была нарушена процедура проведения публичных слушаний, что повлекло нарушение прав заинтересованных лиц на ознакомление с проектом Правил землепользования и застройки и представление своих замечаний и возражений.
Проверяя соответствие оспариваемой части Правил землепользования и застройки нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к правильному выводы, что и в указанной части Правила противоречат нормам градостроительного законодательства.
В части 3 статьи 9, частях 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана сельского поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий.
Пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом сельского поселения.
Из систематического толкования положений пунктов 2, 5-8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
При этом несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35, пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ).
В соответствии с изменениями, внесенными в Генеральный план сельского поселения Казадаевский сельсовет и утвержденными решением Совета сельского поселения 20 сентября 2016 года N82, земельные участки в кадастровом квартале 02:44:151301 село Новое Барятино квартал А отнесены к функциональной зоне "жилая застройка, общественно-деловая зона".
Решением Совета сельского поселения Казадаевский сельсовет от 26 декабря 2016 года N109 утверждены изменения в Генеральный план в части планируемого размещения логистического центра юго-восточнее село Старое Барятино вдоль автодороги "Северный подъезд к городскому округу город Стерлитамак", проектирование и строительство подъездной автомобильной дороги то автодороги Уфа-Оренбург к микрорайону "Любажи" в деревне Казадаевка, проектирование и строительство автозаправочной станции на автодороге "Стерлитамак-Раевка".
Данным решением Совета также утверждены: основной чертеж с выделением первой очереди строительства; карта границ земельных участков для размещения объектов капитального строительства федерального, республиканского и местного значения.
Согласно графическим картам данного проекта территория, образованная из земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты" не включены в границы населенного пункта, однако карта функциональных зон в нарушение статьи 23 ГрК РФ отсутствует.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и не оспаривались сторонами и заинтересованными лицами в судах первой и апелляционной инстанций.
Доводы апелляционной жалобы, что изменения в Генеральный план сельского поселения, внесенные решением Совета от 20 сентября 2016 года N82, не подлежат применению из-за нарушения процедуры их принятия, судебная коллегия, равно как и суд первой инстанции, отклоняет, поскольку данный нормативный правовой акт никем не оспаривался, не признан в установленном законом порядке недействующим и не отменен.
Судебная коллегия отмечает, что на основании Генерального плана сельского поселения в редакции решения Совета от 20 сентября 2016 года N82, решением Совета сельского поселения от 23 мая 2017 года N 123 были утверждены результаты публичных слушаний и внесены изменения в Правила землепользования и застройки в части изменения территориальных зон С2- (для сельскохозяйственных угодий) на зону Ж-1 (жилая застройка) в кадастровом квартале "данные изъяты" село Новое Барятино квартал А.
Кроме того, в период 2019-2021 года осуществлялась регистрация права собственности на жилые дома, вновь возведенные на земельных участках, расположенных в спорном квартале "данные изъяты" село Новое Барятино. При этом одним из документов, являющихся основанием для регистрации права собственности, являлось Уведомление, выданное администрацией муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, о соответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности (в том числе, в части разрешенного использования земельного участка "для индивидуального жилищного строительства).
Поскольку Генеральным планом сельского поселения функциональное назначение указанной административными истцами зоны установлено как "жилая зона, общественно-деловая зона", то оспариваемая норма Правил землепользования и застройки, определяющая указанную зону как С-2 (для сельхозугодий), противоречит Генеральному плану и ГрК РФ.
С учетом изложенного, являются правильными выводы суда о нарушении процедуры принятия Правил землепользования и застройки, а также о несоответствии указанного нормативного правого акта актам, имеющим большую юридическую силу.
Всем доводам административного ответчика и заинтересованного лица об обратном, судом первой инстанции дана надлежащая, обоснованная правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается, поскольку она основана на всестороннем исследовании и установлении юридически значимых обстоятельств по делу, при правильном применении норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Как правильно отменено судом первой инстанции, соответствие Правил землепользования и застройки схеме территориального планирования муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска при наличии установленных судом нарушений, которые, в свою очередь, влекут нарушение прав и законных интересов административных истцов и других лиц, поскольку ограничивает последних в правах пользования и распоряжения земельными участками.
Вопреки доводам апелляционной жалобы признание судом недействующим приложения к Правилам землепользования и застройки в части Карты градостроительного зонирования не влечет неопределённости в применении самих Правил землепользования и застройки.
Доводы апеллянта, что при удовлетворении административного иска, судом не разрешен вопрос об определении территориальной зоны для земельных участков в кадастровом квартале "данные изъяты", являются несостоятельным.
Суд не является органом, уполномоченным на принятие документов градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны.
Прерогативой суда является проверка нормативных правовых актов на соответствие их закону.
Определяя момент, с которого в оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, учел разъяснения, содержащиеся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", и признал оспариваемые нормы не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Учитывая, что при рассмотрении дела судом правильно применен закон, регулирующий спорные правоотношения, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховного Суда Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 июня 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.