Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу адвоката Боровой Е.В. (далее Боровая Е.В.), действующей на основании ордера в интересах Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный аграрный заочный университет" (далее также ФГБОУ ВО "РГАЗУ", учреждение) на вступившие в законную силу постановление судьи Балашихинского городского суда Московской области от 07 апреля 2021 года, решение судьи Московского областного суда от 29 июня 2021 года, вынесенные в отношении ФГБОУ ВО "РГАЗУ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Балашихинского городского суда Московской области от 07 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Московского областного суда от 29 июня 2021 года, ФГБОУ ВО "Российский государственный аграрный заочный университет" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, адвокат Боровая Е.В, действующая в интересах ФГБОУ ВО "РГАЗУ", ставит вопрос об отмене судебных актов, состоявшихся в отношении учреждения по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, прекращении производства по делу. Выражает несогласие с выводами, изложенными в оспариваемых судебных актах. Полагает, что судебными инстанциями не дана надлежащая оценка доводам заявителя о пропуске срока давности привлечения юридического лица к административной ответственности, отсутствии события административного правонарушения и вины учреждения.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", в соответствий с пунктом 1 статьи 33 которого, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Частью 1 статьи 45 Федерального закона N 73-ФЗ определено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В силу части 1 статьи 47.2 Федерального закона 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 73-ФЗ) требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязано осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Положениями пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ установлено, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 16 ноября 2020 года Главным управлением культурного наследия Московской области на основании задания от 05 ноября 2020 года N 248-20 проведено внеплановое мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия федерального значения - " "данные изъяты"", расположенного по адресу: "адрес" (современный адрес: "адрес").
Постановлением Совета министров РСФСР от 30 августа 1960 года N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" "Усадьба Пехра - Яковлевская, 1770 - 1785 годов" поставлена под государственную охрану.
Распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области от 20 октября 2016 года N 46РВ-269 "Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения " "данные изъяты"" и памятников истории и культуры, входящих в его состав" утвержден предмет охраны " "данные изъяты"".
Распоряжением Министерства культуры Московской области от 29 октября 2009 года N 360-р "Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения " "данные изъяты"" в городе Балашиха Московской области" утверждены границы территории и режим использования территорий "Усадьба "данные изъяты"".
На момент визуального осмотра " "данные изъяты"", расположенного по адресу: "адрес" установлено, что здание находится в неудовлетворительном состоянии с аварийными местами. Штукатурная облицовка цоколя на южном фасаде утрачена на значительной части стены, кладка в местах утрат облицовки расслаивается, раствор выветривается. Поверхность кирпичной кладки и облицовки обильно поражена очагами заселения водорослей и грибка. Приямки захламлены и частично засыпаны мусором, в них наблюдается скопление атмосферных осадков, протекающих сквозь щели и трещины в закладках проемов в помещение цокольного этажа. Визуально выявлены участки просадки отмостки, ее растрескивания и отрыва от стен. В пазухах и трещинах наблюдается заселение травянистой и мелкой кустарниковой растительности. Штукатурная облицовка стен находится в крайне неудовлетворительном состоянии: на южном и северном фасадах наблюдаются значительные по площади участки утрат облицовки, западный фасад полностью очищен от облицовки. Штукатурка отслаивается от кирпичной кладки, имеются трещины. На западном фасаде расположена металлическая пожарная лестница, ведущая на крышу, верхняя часть которой вместе с частью ограждения оторвана от стены и угрожает падением на пешеходную дорожку вдоль здания. Облицовка парадного крыльца имеет многочисленные повреждения в виде растрескивания и локальных утрат.
Визуальным осмотром " "данные изъяты": Две галереи - колоннады, расположенных по адресу: "адрес" установлено, что под внешней ветвью колоннад (со стороны парка) белокаменные накрывные блоки частично утрачены, в этих зонах кирпичная кладка цоколя подвергается интенсивному разрушению. Повсеместно на цоколе есть очаги биопоражений, с внешней стороны из швов кладки прорастает трава. Штукатурка с трещинами, во многих местах утрачена. На поверхности отмостки есть лещины, утраты материала, очаги биопоражений. Соединения листов кровли нарушены, есть незакрепленные деформированные участки, грозящие падением. В асфальте и в стяжках верхних проходов наблюдаются трещины, утраты, многочисленные биопоражения. Трава, растущая в трещинах, дополнительно разрушает покрытие.
При осмотре " "данные изъяты", по адресу: "адрес" установлено, что в здании произошел пожар, в результате которого частично разрушена верхняя, карнизная часть южной стены западного крыла. Верхняя часть стен на фасадах западного крыла со следами обгорания, с наличием мелких трещин. На стыках центральной части здания с западным крылом и западном карнизе центральной части видны разрушения, следы обгорания, с утратами окрасочного и штукатурного слоев. Стропильная система и обрешетка на западном крыле здания полностью утрачена. Кровельное покрытие (рядовая, оцинкованная сталь) трансформировано и лежит на оставшихся балках верхнего перекрытия, частью провисло рядами внутрь здания. Состояние кровли на западном крыле здания аварийное, ввиду утрат конструктивных элементов ее поддерживающих. Внутренний объем здания западной части и деревянные конструкции находятся в руинированном и аварийном состоянии. На первом и втором этаже, а также на прилегающей территории разбросан пожарный мусор.
В ходе визуального осмотра территории объекта установлено, что на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", расположенном по адресу: "адрес" ведется хозяйственная деятельность, в ходе которой произведена вырубка зеленых насаждений.
Согласно Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости от 18 января 2021 года и 20 января 2021 года правообладателем вышеуказанных зданий и сооружений является ФГБОУ ВО "РГАЗУ".
Выявленные в ходе проверки объекта культурного наследия федерального значения - " "данные изъяты"" недостатки отражены в акте осмотра от 16 ноября 2020 года N 248-20 и явились основанием для составления в отношении учреждения протокола об административном правонарушении от 21 января 2021 года N 248-20, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и последующего привлечения учреждения к административной ответственности по вменяемой норме.
Факт несоблюдения ФГБОУ ВО "РГАЗУ" требований Федерального закона N 73-ФЗ подтвержден собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Таким образом, ФГБОУ ВО "РГАЗУ" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы направлены на иную, субъективную оценку имеющихся в деле доказательств.
Приведенные заявителем в поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобе доводы являлись предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций, сводятся к несогласию с принятыми по делу судебными актами, получили надлежащую правовую оценку судебных инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется.
Иных доводов, не являвшихся предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, в настоящей жалобе не приведено.
Вопреки доводам жалобы постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФГБОУ ВО "РГАЗУ" вынесено судьей городского суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде половины минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Балашихинского городского суда Московской области от 07 апреля 2021 года, решение судьи Московского областного суда от 29 июня 2021 года, вынесенные в отношении ФГБОУ ВО "Российский государственный аграрный заочный университет" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу адвоката Боровой Е.В, действующей в интересах ФГБОУ ВО "РГАЗУ", - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.