Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Веркошанской Т.А, судей Зюзюкина А.Н, Шароновой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета агропромышленного комплекса Курской области к Фрундиной В.Д. о взыскании неосновательного обогащения
по кассационной жалобе Комитета агропромышленного комплекса Курской области
на решение Льговского районного суда Курской области от 12 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 24 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Зюзюкина А.Н, выслушав объяснения представителя Комитета агропромышленного комплекса Курской области - Фроловой С.В. (по доверенности), поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
установила:
Комитет агропромышленного комплекса Курской области (далее также- комитет) обратился в суд с иском к Фрундиной В.Д. о взыскании неосновательного обогащения.
Требования мотивированы тем, что в 2017 году индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО10. Комитетом агропромышленного комплекса Курской области был выдан грант в сумме 3 000 000 руб. в форме субсидии на поддержку начинающего фермера, создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства.
По условиям соглашения на получение гранта, грантополучатель обязан осуществлять деятельность хозяйства в течение 5 лет. За средства гранта ФИО13. было приобретено: трактор Беларус, косилка ротационная, погрузчик фронтальный, грабли прицепные, 22 головы крупного рогатого скота. На работу были приняты 3 работника.
17 января 2020 г. в сведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей внесена запись о смерти ФИО11
Его наследником является Фрундина В.Д, которая крестьянским фермерским хозяйством не занимается, имущество, приобретенное с использованием средств гранта, ею распродано.
В соответствии с Правилами предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, утвержденными постановлением администрации Курской области от 15 июня 2017 г. N 484-па, при выявлении комитетом или органами государственного финансового контроля нарушения условий, установленных при предоставлении грантов, комитет направляет получателю гранта требование о необходимости возврата суммы гранта в полном объеме.
Ссылаясь на изложенное и неудовлетворение ответчиком данного требования, комитет просил взыскать с Фрундиной В.Д. в свою пользу сумму гранта в размере 3 000 000 руб, из которых: 150 000 руб. - средства областного бюджета, 2 850 000 руб. средства федерального бюджета.
Решением Льговского районного суда Курской области от 12 ноября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 24 февраля 2022 г, исковые требования удовлетворены частично. С Фрундиной В.Д. в пользу Комитета агропромышленного комплекса Курской области взыскана сумма гранта в размере 1 244 117, 66 руб. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе комитет просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив принятые по делу судебные акты, изложенные в жалобе доводы, судебная коллегия приходит к выводу, что такие нарушения были допущены при рассмотрении дела.
Рассматривая дело и разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался статьями 1102, 1112, 1175, 1179 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что Фрундина В.Д, нарушившая условия предоставления гранта, обязана вернуть истцу сумму гранта в пределах общей стоимости перешедшего к ней наследственного имущества в размере 1 244 117, 66 руб.
Судебная коллегия считает такие выводы основанными на неправильном применении норм материального права.
В силу положений статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности, право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
Согласно статье 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323).
Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Возможность наследования фермерского хозяйства в случае смерти его главы, даже если он был его единственным членом, помимо общих норм, предусмотрена также положениями пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и пункта 3 статьи 1179 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1179 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда после смерти члена крестьянского (фермерского) хозяйства это хозяйство прекращается, в том числе в связи с тем, что наследодатель был единственным членом хозяйства, а среди его наследников лиц, желающих, чтобы осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности продолжалось, не имеется, имущество крестьянского (фермерского) хозяйства подлежит разделу между наследниками по правилам статьи 258 и статьи 1182 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При этом нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
Правоотношения по использованию средств грантов крестьянскими (фермерскими) хозяйствами урегулированы специальными нормами права.
Так, согласно статьям 4 и 6 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели относятся к субъектам малого предпринимательства, в отношении которых осуществляется государственная политика, направленная на обеспечение благоприятных условий для их развития, оказание им содействия, обеспечение самозанятости. Эти цели и принципы государственной политики достигаются, в том числе, путем оказания им финансовой поддержки за счет средств бюджета, выделяемых в форме субсидий и грантов.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, являющимися приложением N 9 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствиям, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, государственной программой Курской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области", утвержденной постановлением администрации Курской области от 18 октября 2013 г. N 744-па, постановлением администрации Курской области от 15 июня 2017 г. N 484-па "О предоставлении из областного бюджета грантов в форме субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам", утверждены Правила предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - Правила). Была создана единая конкурсная комиссия по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих право на получение грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров и на развитие семейных животноводческих ферм, утвержден её состав и Положение о ней.
В соответствии с пунктом 4 раздела I Правил гранты предоставляются для софинансирования затрат начинающего фермера в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях Курской области крестьянского (фермерского) хозяйства и могут быть использованы, в том числе, на приобретение сельскохозяйственных животных, приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря.
Имущество, приобретаемое начинающим фермером с участием средств гранта, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 5 лет со дня получения гранта.
Согласно пункту 3 раздела IV Правил, начинающий фермер один раз в полгода в течение пяти лет с даты получения гранта представляет в комитет отчеты в соответствии с заключенным соглашением.
В силу пункта 2 раздела V Правил, при выявлении комитетом или органами государственного финансового контроля нарушения условий, установленных при предоставлении грантов, комитет направляет получателю гранта требование о необходимости возврата гранта на лицевой счет комитета.
Как установлено судами нижестоящих инстанций и следует из материалов дела, решением единой конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих право на получение грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров и на развитие семейных животноводческих ферм, оформленным протоколом заседания комиссии от 11 октября 2017 г. N 2, Фрундин В.А. признан одним из победителей конкурсного отбора и ему предоставлен грант в сумме 3 000 000 руб. на поддержку начинающего фермера, создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства.
18 октября 2017 г. между комитетом и Фрундиным В.А. было заключено соглашение N 12, в соответствии с которым грантополучатель Фрундин В.А. принял на себя обязательство использовать полученные средства в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными Правилами и заключенным соглашением, в том числе создать не менее одного постоянного рабочего места на каждый миллион гранта, сохранять созданные рабочие места в течение 5 лет, осуществлять деятельность хозяйства в течение 5 лет и не осуществлять продажу, дарение, передачу в аренду, обмен или взнос в виде пая, вклад или отчуждение иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации, имущества, приобретаемого с участием гранта.
Пунктом 3.2.16 соглашения предусмотрена ответственность Фрундина В.А. за нарушения условий, установленных при предоставлении гранта, аналогичная ответственности грантополучателя в соответствии с пунктом 2 раздела V Правил.
Грант в сумме 3 000 000 рублей был получен Фрундиным В.А. и использован им по назначению: созданы рабочие места, приобретены сельскохозяйственная техника и крупный рогатый скот.
24 декабря 2019 г. ФИО12 умер. После его смерти Фрундина В.Д, принявшие наследство, в том числе имущество, использовавшееся наследодателем для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, включая приобретенное за счет бюджетных денежных средств, не выразила желание продолжить эту деятельность.
Ответчик в ходе рассмотрения дела не оспаривала факт того, что после 2019 года хозяйственная деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства не осуществлялась, имущество, приобретенное за счет гранта после этого для развития крестьянского (фермерского) хозяйства не использовалось, распродано, отчеты об использовании гранта и осуществлении производственной деятельности, в комитет не представлялись.
Между тем, невыполнение данных обязательств в силу положений пункта 2 раздела V Правил и пункта 3.2.16 соглашения N 12 от 18 октября 2017 г. влечет безусловное возвращение денежных средств гранта в полном объеме.
При разрешении спора суд не учел, что обязательства наследодателя по целевому использованию средств гранта не относятся к личным неимущественным правам, неразрывно связанным с личностью грантополучателя.
Действующее правовое регулирование не содержит запрета на переход спорных имущественных обязательств главы крестьянского (фермерского) хозяйства в случае его смерти к наследникам.
К наследникам главы крестьянского (фермерского) хозяйства переходят его права, к числу которых, относится и право на продолжение деятельности хозяйства, а значит и право на использование средств поддержки, предоставленных для развития этого хозяйства, и, соответственно, обязанность по их использованию строго по целевому назначению в соответствии с требованиями законодательства и условиями соглашения, а при несоблюдении этого требования - по их возврату в бюджет.
Однако в данном деле суды первой и апелляционной инстанций неправильно истолковали и применили к спорным правоотношениям нормы материального права, ограничив ответственность наследника Фрундиной В.Д. лишь стоимостью перешедшего к ней наследственного имущества.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что судебными инстанциями по настоящему делу допущены нарушения норм права, которые не могут быть устранены без отмены судебного постановления и нового рассмотрения дела.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Названные выше требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, допущенные судом первой инстанции нарушения не устранены.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 24 февраля 2022 г. с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 24 февраля 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - в судебную коллегию по гражданским делам Курского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.