Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Асатиани Д.В, судей Коробченко Н.В, Князькова М.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коваль ФИО29, Черкасова ФИО35, Белицкого ФИО37, Быковского ФИО39, Суслиной ФИО41, Пименовой ФИО30, Демирова ФИО31, Дроздовой ФИО32, Журавлевой ФИО34, Терентьева ФИО36, Герасимовой ФИО38, Моисеевой ФИО40, Ловянникова ФИО42, Степанова ФИО33, Шумаковой ФИО43 к Федеральному агентству лесного хозяйства, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области об устранении реестровой ошибки, признании права собственности на земельные участки
по кассационной жалобе Федерального агентства лесного хозяйства
на решение Щелковского городского суда Московской области от 8 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 февраля 2022 года
заслушав доклад судьи Коробченко Н.В,
УСТАНОВИЛА:
Коваль ФИО44 Черкасов ФИО45, Белицкий ФИО46 Быковский ФИО47, Суслина ФИО48, Пименова ФИО49, Демиров ФИО50, Дроздова ФИО51, Журавлева ФИО52 Терентьев ФИО53, Герасимова ФИО54, Моисеева ФИО55 Ловянников ФИО56, Степанов ФИО57, Шумакова ФИО58 обратились в суд с иском к Федеральному агентству лесного хозяйства, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области об устранении реестровой ошибки, признании права собственности на земельные участки.
В обоснование заявленных требований истцами указано, что они являются членами СНТ "Звероножка" и имеют в пользовании земельные участки на указанной территории СНТ. Земельный участок для ведения коллективного садоводства предоставлен на основании постановления главы администрации Щелковского района N227 от 17 февраля 1998 года, общей площадью 9, 4 га, в том числе 7, 4 га в 11 "адрес", 2, 0 га из земель Госземзапаса.
Постановлением администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ огородное товарищество "Заря" преобразовано в садоводческое товарищество "Звероножка".
Ранее указанный земельный участок был переведен из земель лесного фонда в нелесные площади (письмо Московского управления лесами от ДД.ММ.ГГГГ N о переводе). В соответствии с указанным письмом и постановлением в установленном законом порядке СНТ "Звероножка" подготовила акт выбора земельного участка и согласования со всеми необходимыми инстанциями. Выбор земельного участка был согласован Комиссией по градостроительному регулированию и организации территории в районах Центральной части Московской области.
ДД.ММ.ГГГГ Агентством лесного хозяйства по Московской области и г. Москве издан приказ N "Об утверждении акта выбора участка лесного фонда N от ДД.ММ.ГГГГ СНТ "Звероножка", согласно которому утвержден акт выбора N от ДД.ММ.ГГГГ и проект границ земельного участка испрашиваемого СНТ "Звероножка" для ведения коллективного садоводства в защитных лесах площадью 7, 4 га, расположенного в "адрес" с переводом в земли сельскохозяйственного назначения для ведения коллективного садоводства. Однако данный приказ Агентством лесного хозяйства по Московской области и г. Москве исполнен не был, до настоящего времени земельный участок, на котором находится Товарищество истцов, числится в ЕГРН как земли лесного фонда.
Учитывая, что указанный земельный участок до настоящего времени не исключен из земель лесного фонда, то администрация не может утвердить проект межевания территории и, соответственно, передать участки в собственность истцов. Во внесудебном порядке зарегистрировать право собственности на занимаемые земельные участки истцы не имеют возможности, поскольку выявлено пересечение границ земельного участка истцов с границами земель лесного фонда.
На основании вышеизложенного, истцы просили суд устранить реестровую ошибку, установить границы спорных земельных участков и признать за ними право собственности на земельные участки.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 08 сентября 2021 года исковые требования удовлетворены, установлены границы земельных участков, расположенных по адресу: "адрес" согласно экспертному заключению, подготовленному экспертом Земсковым ФИО59 исключены из границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", "адрес" области наложения границ земельных участков общей площадью 11 339 кв.м, уточнены границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером N согласно заключению экспертизы. За Коваль ФИО60 признано право собственности на земельный участок N, за Черкасовым ФИО61 право собственности на земельный участок N, за Белицким ФИО64 право собственности на земельный участок N, за Суслиной ФИО70 право собственности на земельный участок N, за Быковских ФИО74 право собственности на земельный участок N, за Пименовой ФИО62 право собственности на земельный участок N, за Демировым ФИО65. право собственности на земельный участок N, за Дроздовой ФИО71 право собственности на земельный участок N, за Журавлевой ФИО73 право собственности на земельный участок N, за Терентьевым ФИО63 право собственности на земельный участок N, за Герасимовой ФИО66 право собственности на земельный участок N, за Моисеевой ФИО72 право собственности на земельный участок N, за Ловянниковым ФИО67 право собственности на земельный участок N, за Степановым ФИО68. право собственности на земельный участок N, за Шумаковой ФИО69 право собственности на земельный участок N, расположенные по адресу: "адрес" с указанием координат характерных точек границ земельных участков согласно экспертизы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 февраля 2022 года решение Щелковского городского суда Московской области от 08 сентября 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Федерального агентства Лесного хозяйства - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Федеральное агентство лесного хозяйства ставит вопрос об отмене судебных постановлений по основаниям нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, применительно к части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судебными инстанциями допущены не были.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок для ведения коллективного садоводства предоставлен на основании постановления главы администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании материалов выбора земельного участка огородному товариществу "Заря" под коллективное садоводство с целью организации садоводческого товарищества "Звероножка" в районе н. "адрес"" общей площадью 9, 4 га, в т.ч. - 7, 4 га в "адрес", - 2, 0 га из земель Госземзапаса (0, 5 пастбищ, 1, 5 га кустарников).
Постановлением администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ администрация обязала преобразовать огородническое товарищество "Заря" в садоводческое товарищество "Звероножка".
Ранее указанный земельный участок должен быть переведен из земель лесного фонда в нелесные площади (письмо Московского управления лесами от 9 октября 195 года N о переводе).
В соответствии с указанным письмом и постановлением в установленном законом порядке СНТ "Звероножка" подготовила акт выбора земельного участка и согласования со всеми необходимыми инстанциями.
Выбор земельного участка был согласован Комиссией по градостроительному регулированию и организации территории в районах Центральной части МО, что подтверждается выпиской из протокола заседания N Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Агентством лесного хозяйства по Московской области был издан приказ N "Об утверждении акта выбора участка лесного фонда N от ДД.ММ.ГГГГ СНТ "Звероножка" согласно которому утвержден акт выбора N от ДД.ММ.ГГГГ и проект границ земельного участка испрашиваемого СНТ "Звероножка" для ведения коллективного садоводства в защитных лесах площадью 7, 4 га, расположенного в "адрес" с переводом в земли сельскохозяйственного назначения для ведения коллективного садоводства.
Истцы являются членами СНТ "Звероножка", за ними закреплены следующие земельные участки: Коваль ФИО79 - участок N площадью 1400 кв.м, Черкасов ФИО82 участок N площадью 577 кв.м, Белицкий ФИО85 - участок N площадью 978 кв.м, Суслина ФИО88 - участок N площадью 682 кв.м, Быковских ФИО76 участок N площадью 1170 кв.м, Пименова ФИО78 - участок N площадью 629 кв.м, Демиров ФИО80 участок площадью 674 кв.м, Дроздова ФИО84 - участок N площадью 588 кв.м, Журавлева ФИО87 - участок N площадью 620 кв.м, Терентьев ФИО75 - участок N площадью 755 кв.м, Герасимова ФИО77 - участок N площадью 659 кв.м, Моисеева ФИО81 участок N площадью 680 кв.м, Ловянников ФИО83 - участок 65 площадью 763 кв.м, Степанов ФИО86 - участок N площадью 713 кв.м, Шумкова ФИО89 - участок N площадью 645 кв.м.
В рамках настоящего дела судом первой инстанции была назначена и проведена судебная землеустроительная экспертиза.
Из заключения судебной землеустроительной экспертизы следует, что спорные земельные участки расположены в границах СНТ "Звероножка". Экспертом также установлено наличие реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка лесного фонда. Данная реестровая ошибка выражается в том, что при уточнении местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером N не были учтены ранее утвержденные актом выбора границы земельного участка площадью 7, 4 га.
Согласно данным ЕГРН фактические границы объектов экспертизы полностью расположены в границах земельного участка лесного фонда с кадастровым номером N и для установления границ земельных участков необходимо исключить из границ земельного участка лесного фонда области наложения границ земельных участков истцов, а именно контур N области наложения границ площадью 2327, 69 кв.м, контур N площадью 1831, 15 кв.м, контур N площадью 1 303, 84 кв.м, контур N площадью 759, 32 кв.м, контур N площадью 680, 47 кв.м, контур N площадью 650, 59 кв.м, контур N общей площадью 618, 30 кв.м, контур N общей площадью 584, 55 кв.м, контур N общей площадью 707, 61 кв.м, контур N общей площадью 709, 40 кв.м, контур N общей площадью 584, 04 кв.м, контур N общей площадью 582, 20 кв.м, общая площадь контура составляет 11339 кв.м. и уточнить границы земельного участка лесхоза с кадастровым номером N в районе объекта экспертизы.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 39.5, 59 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оценив представленные сторонами доказательства в совокупности с заключением судебной землеустроительной экспертизы, установив, что у истцов право владения и пользования земельными участками возникло до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, истцы имеют право на приобретение спорных земельных участков в собственность бесплатно, пересечение границ земельного участка СНТ "Звероножка", утвержденных актом выбора границы земельного участка площадью 7, 4 га с границами участка с кадастровым номером N подлежит исправлению в порядке установленном статьей 60.2 Федерального закона N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и не препятствует установлению границ земельных участков, выделенным истцам, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами не учтено то обстоятельство, что испрашиваемые истцами земельные участки относятся к землям лесного фонда согласно сведениям в ЕГРН и реестровая ошибка отсутствует, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, мотивированно отклонены и не могут являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.
В пункте 2 данной статьи установлено, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено право членов некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и членов садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
В соответствии со статьями 67 - 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса: землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков: таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов): проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии". В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Таким образом, определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств).
Согласно статье 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
При этом отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлении нарушения прав смежных землепользователей.
Положения Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" направлены на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с частями 3 - 5 статьи 14 Федерального закона N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи. Правила данной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года: предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка; предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка; предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.
Положения части 4 указанной статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок и после 8 августа 2008 года.
В силу вышеуказанных правовых норм, а также Федеральных законов "О государственной регистрации недвижимости", "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", "О введении в действие ЛК РФ", "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", судебные инстанции, установив, что истцы являются членами садоводческого товарищества, по решению общего собрания членов СНТ "Звероножка" спорные земельные участки распределены истцам, сведений о границах спорных земельных участков в ЕГРН не имеется, при этом, спорные земельные участки налагаются на земли лесного фонда, однако фактически входят в территорию выделенную решением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N для ведения садоводства, то есть подпадают под правовое регулирование статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", правильно пришли к выводу о том, что спорные участки не могут быть отнесены к землям лесного фонда в силу действующего правового регулирования, а указанное наложение подлежит исправлению в силу положений Федерального закона N 280-ФЗ от 29 июля 2017 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", в качестве реестровой ошибки.
Вопреки доводам кассационной жалобы, принимая во внимание, что в отношении испрашиваемых истцами земельных участков сведения в ЕГРН отсутствуют, в административном порядке истцы лишены возможности реализовать право на приватизацию выделенных им земельных участков для садоводства по причине наложения границ на земли государственного лесного фонда по сведением в ЕГРН, заявленные истцами требования подлежали судебной защите на основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 59 Земельного кодекса Российской Федерации путем признания права в определенных судом границах земельных участков.
Несогласие кассатора с произведенным устранением реестровой ошибки и установлением границ земельных участков сторон не свидетельствуют о неправильном определении судом варианта устранения реестровой ошибки, поскольку выводы суда отвечают требованиям статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", направлены на упорядочение земельных правоотношений в соответствии с законом.
В целом при разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание приведенных выше выводов суда по существу спора, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу его компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанции фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, допущено не было.
Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 8 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.