Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Мочалкиной И.В. по доверенности Викулова М.Г, поступившую в суд первой инстанции 25 апреля 2022 года, на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 11 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 30 ноября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Мочалкиной И.В. к департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконными и отмене распоряжений, понуждении совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мочалкина И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным распоряжений N от 27 декабря 2017 года и N 5542-РДЗ от 04 мая 2018 года; предоставлении Мочалкиной И.В. права обратиться в уполномоченный орган с заявлением об исключении из ЕГРН сведений о границах и площади земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"; понуждении административного ответчика повторно рассмотреть заявление Мочалкиной И.В. об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес", площадью 500 кв.м.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 11 августа 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Мочалкиной И.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 30 ноября 2021 года оставлено без изменения решение Ленинского районного суда города Севастополя от 11 августа 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Мочалкиной И.В. по доверенности Викулов М.Г. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что в действиях административного ответчика при принятии оспариваемых распоряжений не установлено нарушений действующего законодательства, с учетом того, что суду не представлено доказательств, что земельный участок площадью 500 кв.м на момент обращения истца в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в 2015 году не входил в границы красных линий проектируемой дороги, и, соответственно, доказательств введения административного истца в заблуждение административным ответчиком. Также суду не представлено доказательств признания отказа Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 18 ноября 2015 года N 03-15/1961 незаконным в установленном законом порядке. Кроме того, как указал суд первой инстанции в своем решении, постановление Правительства Севастополя от 23 апреля 2018 года N248-ПП "Об утверждении документации по планировке территории "Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования", на которое ссылается представитель истца в обоснование своей позиции и согласно которому земельный участок N "адрес" не входит в границы красных линий улично-дорожной сети, было принято после утверждения схемы испрашиваемого истцом земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Мочалкина И.В. является членом ТСН "СНТ "Сокол" с 2007 года, что подтверждается справкой ТСН "СНТ "Сокол" от 15 ноября 2020 года.
Решением Севастопольского городского Совета от 30 октября 2012 года N4355 Мочалкиной И.В. дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0, 05 га, расположенного по адресу: "адрес" для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
Письмом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 18 ноября 2015 года N 03-15/1961 Мочалкиной И.В. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по результатам рассмотрения предоставленных Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя материалов, из которых следует, что согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года N 4114 испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной, а также частично в границах красных линий проектируемой дороги, в связи с чем Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя представленная схема не была согласована.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 27 декабря 2017 года N 18710-РДЗ по результатам рассмотрения заявления Мочалкиной И.В. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес", площадью 369 кв.м.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 04 мая 2018 года N 5542-РДЗ Мочалкиной И.В. указанный земельный участок предоставлен в собственность бесплатно.
05 июля 2018 года в ЕГРН зарегистрировано право собственности административного истца на земельный участок по адресу: город Севастополь, улица Отрадная, 76, площадью 369 кв.м.
В 2019 году, установив со слов соседей, что их земельные участки оформлены в границах фактического землепользования, право собственности, на которые им предоставлялось согласно решениям Севастопольского городского Совета, и в ее случае земельный участок должен быть все-таки площадью 500 кв.м, а не 369 кв.м, она обратилась с заявлением в прокуратуру, а в последующем, 19 мая 2021 года, в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, откуда получила информацию о том, что в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 23 апреля 2018 года N 248-ПП "Об утверждении документации о планировке территории "Проект планировки и проект межевания территории уличной-дорожной сети и территории общественного пользования" земельные участки ТСН "СНТ "Сокол" расположенные по адресу: "адрес" в границы красных линий улично-дорожной сети не входят.
Ссылаясь на указанный ответ департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя считает, что поскольку никакой дороги, проходящей по указанному земельному участку, не проектировалось, департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя при решении вопроса о передаче ей в собственность земельного участка ввели ее в заблуждение, что привело к уменьшению площади полагающегося ей по закону земельного участка.
Согласно статье 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ), законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
На основании части 1 статьи 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС) завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Часть 2 статьи 12 Закона N 46-ЗС устанавливает, что предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона.
Согласно положениям части 7 статьи 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей может быть подано не позднее 01 января 2023 года.
Частью 6 статьи 12 Закона N 46-ЗС установлено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статей является: нахождение испрашиваемого земельного участка в границах земель лесного фонда и (или) в границах земель особо охраняемых природных территорий и объектов; несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации.
Частью 5 статьи 12 Закона N 46-ЗС предусмотрено, что порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя.
Пунктом 10 Порядка передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 г. органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 1 февраля 2016 года N 25-ПП (далее - постановление Правительства Севастополя от 1 февраля 2016 года N 25-ПП), установлено, что при наличии обстоятельств, указанных в части 6 статьи 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования земельных и имущественных отношений на территории города Севастополя", уполномоченный орган в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. В случае если указанные обстоятельства будут установлены при рассмотрении вопроса об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, они являются основанием для отказа в утверждения схемы.
Как установлено судами нижестоящих инстанций и подтверждается материалами дела, административный истец Мочалкина И.В. реализовала свое право на приобретение в собственность земельного участка в порядке завершения оформления права на находящийся в ее пользовании земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ.
При этом земельный участок площадью 369 кв.м, предоставленный в собственность административному истцу, был сформирован с учетом соответствия испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка действующей в городе Севастополе градостроительной документации, то есть Генеральному плану города Севастополя.
Участок большей площадью, как следует из материалов дела, в том числе из ответа департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 18 ноября 2015 года N 03-15/2961, в котором имеется ссылка на письмо Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 30 октября 2015 года N 5133, согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года N 4114, частично располагался в границах красных линий проектируемой дороги, в связи с чем, представленная ранее в 2015 года на утверждение схема земельного участка с заявленной площадью 500 кв.м, ответчиком утверждена не была. Соответствующее решение административным истцом не обжаловалось.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 11 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 30 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 14 июля 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоН.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.