Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Артамоновой Т.А, судей Колпаковой А.В, Брянцевой Н.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дораевой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело УИД N 01OS0000-01-2022-000005-83 по административному делу по административному исковому заявлению Сташ Людмилы Ильясовны об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта
по апелляционной жалобе Сташ Людмилы Ильясовны на решение Верховного суда Республики Адыгея от 23 марта 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Артамоновой Т.А, заключение старшего прокурора Третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюка А.И. о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29 декабря 2018 года N 364 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год (далее также - перечень на 2019 год).
В данный перечень под пунктом 363 включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (далее также - спорное здание).
Поименованный нормативный правовой акт официально опубликован до начала налогового периода на официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru 29 декабря 2018 года.
Сташ Л.А, являющаяся собственником указанного объекта недвижимости, обратилась в Верховный суд Республики Адыгея с административным иском о признании не действующим приведенного пункта перечня объектов недвижимого имущества на 2019 год, обосновывая требования тем, что спорное здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, его включение в оспариваемый акт не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и нарушает права истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Верховного суда Республики Адыгея от 23 марта 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Сташ Л.А. просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Участвовавшим в деле прокурором поданы письменные возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные своевременно и надлежащим образом в соответствии с требованиями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), в судебное заседание не явились. Сведения о дате и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции также размещены на официальном сайте Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в сети "Интернет".
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав заключение прокурора по делу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации, далее также - НК РФ).
Проанализировав предписания пункта "и" части 1 статьи 72, статьи 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, статьи 1 Закона Республики Адыгея от 22 ноября 2003 года N 183 "О налоге на имущество организаций", Постановлений Кабинета Министров Республики Адыгея от 2 июля 2008 года N 118 "О Положении о Комитете Республики Адыгея по имущественным отношениям", от 18 марта 2015 года N 45 "О некоторых вопросах Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям", суд первой инстанции сделал верный вывод о принятии оспариваемого в части нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 НК РФ дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях данного пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В пункте 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 части 1 статьи 1.1 Закона Республики Адыгея "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно закрепленным в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ условиям отнесения поименованных выше видов недвижимого имущества к объектам налогообложения, включаемых в оспариваемый перечень, указанные объекты должны быть отдельно стоящими нежилыми зданиями (строениями или сооружениями).
Пунктом 3 статьи 11 НК РФ предписано, что понятия в том числе "объект налогообложения", "налоговая база" и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях этого кодекса.
Статья 378.2 НК РФ, устанавливая виды недвижимого имущества и определяя признаки административно-делового и торгового центров, не раскрывает понятия "отдельно стоящее нежилое здание", не содержится такого определения и в пункте 2 статьи 11 НК РФ, предусматривающем понятия, используемые для целей названного кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах, следовательно, подлежат применению предписания пункта 1 названной статьи, согласно которым институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, которые идентифицируются наряду с другими по такому признаку как назначение (пункт 6 части 2 статьи 2, пункт 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Назначение здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости, то есть к сведениям, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах или вносятся в уведомительном порядке (часть 3, пункт 9 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
До принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2017 года, назначение здания определялось как нежилое и жилое, после указанной даты - нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, принятым и введенным в действие приказом Госстандарта от 12 декабря 2014 года N 2018-ст, жилые здания имеют самостоятельное кодово-групповое обозначение, отличное от иных (нежилых) зданий и сооружений - "ОК 013-2014 (СНС 2008)".
Приведенные федеральные правовые нормы в их системном единстве с положениями статьи 378.2 НК РФ, предписывающими получать сведения об объекте недвижимости из Единого государственного реестра недвижимости, или документов технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, позволяют утверждать, что в перечень подлежит включению исключительно здание, имеющее назначение нежилое согласно перечисленным документам, при соответствии хотя бы одному из условий, указанных в статье 378.2 НК РФ.
Судом первой инстанции установлено, что из всех оснований, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, объект недвижимости с кадастровым номером 01:08:0513051:56 включен в перечень на 2019 год как торговый объект по виду разрешенного использования земельного участка, на котором он располагается, а также исходя из технической документации, согласно которой назначение помещений, предусматривающих размещение торговых объектов, составляет более 20 % (64, 9%). В связи с этим, отказывая в удовлетворении административного иска, суд пришел к выводу о том, что у ответчика имелись основания для включения здания в перечень на налоговый период 2019 года.
С такими выводами судебная коллегия согласиться в полной мере не может, поскольку они не соответствуют материалам дела, основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
Как следует из материалов дела, объект недвижимости с кадастровым номером N расположен на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для размещения индивидуального жилого дома со встроенным магазином". Названный вид разрешенного использования однозначно не предусматривает размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, следовательно, объект недвижимости не подлежал включению в перечень по названному признаку.
Из дела по инвентаризации домовладения, включающего технический паспорт на здание магазина с жилыми помещениями " "данные изъяты"", составленный Майкопским БТИ по состоянию на 5 марта 2007 года, следует, что данный объект недвижимости имеет назначение - магазин, состоит из торговых залов площадью 106, 6 кв. м и 73, 1 кв.м, складов площадью 263, 5 кв. м, кондитерских цехов 58, 9 кв.м. и 51, 1 кв.м.
Согласно кадастровому паспорту N N, выданному филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея 25 мая 2015 года, здание с кадастровым номером N имеет назначение - "жилой дом", наименование - "домовладение со встроенным магазином", 1993 года ввода в эксплуатацию, площадью 769, 9 кв.м.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 28 января 2022 года, данный объект недвижимости имеет назначение "жилое", наименование - "домовладение со встроенным магазином", право собственности Сташ Л.И. зарегистрировано 13 декабря 2007 года.
Таким образом, представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что спорное здание, включающее в свой состав нежилое помещение магазина, состоит на государственном кадастровом учете и зарегистрировано как объект права в качестве жилого дома, а значит, не отвечает предусмотренным статьей 378.2 НК РФ условиям, определяющим критерии отнесения объектов недвижимости к торговому центру (комплексу) и не может быть отнесено к объектам, подлежащим включению в оспариваемый перечень.
Следовательно, не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что объект недвижимости согласно кадастровому паспорту или документу технического учета (инвентаризации) такого объекта недвижимости предусматривает размещение торговых помещений, помещений общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Мероприятия по обследованию фактического использования названного объекта недвижимости до включения в перечень не проводились.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем доказательства, подтверждающие, что спорное здание является нежилым, административным ответчиком в материалы административного дела не представлены.
С учетом установленных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемый пункт 363 перечня на 2019 год не соответствует положениям статьи 378.2 НК РФ.
Поскольку в материалах дела отсутствуют допустимые и относимые доказательства, подтверждающие соответствие спорного здания условиям, установленным требованиями статьи 378.2 НК РФ, и необходимым для включения этого здания в перечень, судебный акт об отказе в признании недействующим оспариваемой региональной нормы является незаконным, подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, судебная коллегия, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц в спорный налоговый период и признание оспариваемой нормы с момента вынесения настоящего апелляционного определения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемый пункт перечня недействующим со дня его принятия.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верховного суда Республики Адыгея от 23 марта 2022 года отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Сташ Людмилы Ильясовны удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 363 перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям N 364 от 29 декабря 2018 года в части включения в него объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Обязать Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям опубликовать сообщение о принятом решении в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном интернет-портале правовой информации в течение одного месяца со дня его вынесения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.