Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Шеломановой Л.В, Войты И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи кассационную жалобу Ярыгина Михаила Михайловича на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 27 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 11 января 2022 года по административному делу по административному иску Ярыгина Михаила Михайловича к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N 8 УФСИН России по Тамбовской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области, заместителю начальника УФСИН России по Тамбовской области Ашуркову Алексею Юрьевичу о признании незаконными действий, бездействий (дело N 2а-1301/2021), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, объяснения административного истца Ярыгина М.М, поддержавшего доводы жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Ярыгин М.М. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, УФСИН России по Тамбовской области, в котором просил признать проверку, проведенную сотрудниками администрации ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, под руководством УФСИН России по Тамбовской области по его жалобе, направленной в адрес Министра здравоохранения Российской Федерации, незаконной. Кроме того, просил признать действия, бездействия сотрудников ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области незаконными в части принудительного трудоустройства на упаковку готовой продукции в 2015-2016 годах, не обеспечения диетическим питанием, длительным не зачислением денежных средств на его лицевой счет от родственников, а также частыми и беспричинными мероприятиями по проведению обысков.
В обоснование заявленных требований указал, что в октябре 2020 истец обратился на имя Министра здравоохранения Российской Федерации с жалобой по поводу неудовлетворительного обеспечения необходимыми по состоянию здоровья медикаментами и на умышленные провокационные действия со стороны администрации ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, вызывающих явное ухудшение его состояния здоровья. В данном обращении истец просил оказать помощь в обеспечении его необходимыми лекарствами и в обследовании на предмет нетрудоспособности по общему состоянию здоровья. Обращение Ярыгина М.М. было переадресовано в УФСИН России по Тамбовской области. На данное обращение, заместителем начальника УФСИН России по Тамбовской области Ашурковым А.Ю. осужденному Ярыгину М.М. был дан ответ о том, что его заявление по вопросам медицинского обеспечения рассмотрено. Согласно справке, выданной ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, его состояние здоровья оценивается как удовлетворительное. Все необходимое амбулаторное лечение обеспечено, согласно анамнезу. Ярыгину М.М. рекомендовано обратиться в медицинскую часть с заявлением для освидетельствования в бюро СМЭ. С данным ответом на обращение истец не согласен, полагает, что ему не даны ответы на поставленные в обращении вопросы.
Решением Рассказовского района суда Тамбовской области от 27 сентября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Ярыгина М.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 11 января 2022 года решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным ответа заместителя начальника УФСИН России по Тамбовской области Ашуркова А.Ю. от 28 декабря 2020 года; указанный ответ признан незаконным; на УФСИН России по Тамбовской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Ярыгина М.М. от 30 ноября 2020 года N ОГ/46053 в Управлении делами ФСИН России; решение суда первой инстанции в остальной части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 28 апреля 2022 года, заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов по мотиву неправильного применения судами норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов обстоятельствам дела.
В судебном заседании административный истец кассационную жалобу поддержал, дал объяснения по доводам в ней изложенным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Рассмотрев дело по правилам части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, административный истец Ярыгин М.М. обратился на имя Министра здравоохранения Российской Федерации с жалобой на неудовлетворительное обеспечение его необходимыми по состоянию здоровья медикаментами, не предоставление 6-8 разового диетического питания в связи желчнокаменной болезнью, не обеспечение лекарственными препаратами в связи с аритмией сердца, повышением давления. В жалобе содержатся доводы об умышленных провокационных действиях со стороны администрации ФКУ ИК-8, вызывающие явное ухудшение его состояния здоровья. Ярыгин М.М. также просил оказать помощь в обеспечении его необходимыми лекарственными препаратами и в обследовании на предмет нетрудоспособности по общему состоянию здоровья.
Обращение Ярыгина М.М. было зарегистрировано 05 ноября 2020 года в Минздраве России за N3158404 и затем переадресовано в Управление организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России, где зарегистрировано 30 ноября 2020 года за N46053.
2 декабря 2020 года обращение Ярыгина М.М. направлено в УФСИН России по Тамбовской области в соответствии с пунктом 147 Регламента ФСИН России, утвержденного приказом ФСИН России от 14 августа 2020 года N555, для рассмотрения, дата регистрации во ФСИН России по Тамбовской области - 2 декабря 2020 года NОГ-685.
28 декабря 2020 года за ОГ-70/ТО/4-955 заместителем начальника УФСИН России по Тамбовской области Ашурковым А.Ю. дан ответ, из которого следует, что заявление Ярыгина М.М. по вопросам медицинского обеспечения рассмотрено; согласно справке, выданной ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, его состояние здоровья оценивается как удовлетворительное; все необходимое амбулаторное лечение обеспечено согласно анамнезe; Ярыгину М.М. рекомендовано обратиться в медицинскую часть с заявлением для освидетельствования в бюро СМЭ.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований в данной части, суд первой инстанции исходил из того, что обращение Ярыгина М.М. было рассмотрено уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями Федерального закона от 02 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в установленный срок.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами не согласился, и, отменяя решение в указанной части, пришел к выводу о том, что должностное лицо ФСИН России по Тамбовской области не исследовал все доводы Ярыгина М.М. в полном объеме, ограничившись лишь констатацией факта удовлетворительного состояния здоровья осужденного в настоящий момент и рекомендацией обратиться с заявлением в медицинскую часть с целью освидетельствования в бюро МСЭ. В оспариваемом ответе не получили надлежащей оценки доводы Ярыгин М.М. о не предоставлении ему лекарственных препаратов в полном объеме и на постоянной основе, начиная с 2015 года после удаления желчного пузыря, о развитии послеоперационной вентральной грыжи и не предоставлении в течении 5 лет стягивающей металлической сетки, не предоставлении диетического питания в связи желчнокаменной болезнью, а также не обеспечением лекарственными препаратами в связи с аритмией сердца, повышением давления; помимо того, в оспариваемом ответе не содержится оценки доводам Ярыгина М.М. о провокационных действиях и вредительстве со стороны сотрудников исправительного учреждения.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, административный истец Ярыгин М.М. обратился на имя Министра здравоохранения Российской Федерации с жалобой на неудовлетворительное обеспечение его необходимыми по состоянию здоровья медикаментами, начиная с 2015 года, после проведенной операции по удалению желчного пузыря, ссылаясь на то, что после прекращения выдачи лекарств он испытывает изжогу и боли, на незаконное привлечение к тяжелому труду в 2015-2016 вопреки рекомендациям врачей об ограничении физических нагрузок, что привело к развитию послеоперационной вентральной грыжи, которую возможно удалить только хирургическим методом, для чего ему необходима металлическая стягивающая сетка, которую ФКУЗ МСЧ-68 УФСИН России по Тамбовской области не выдает в течение 5 лет, не предоставление 6-8 разового диетического питания в связи желчнокаменной болезнью, а также на не обеспечение лекарственными препаратами в связи с аритмией сердца, повышением давления. В жалобе содержатся доводы об умышленных провокационных действиях со стороны администрации ФКУ ИК-8, вызывающих явное ухудшение его состояния здоровья. Ярыгин М.М. просил оказать помощь в обеспечении его необходимыми лекарственными препаратами и в обследовании на предмет нетрудоспособности по общему состоянию здоровья.
Справка, имеющаяся в материалах дела, за подписью заместителя начальника ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России (л.д.74-75) содержит сведения об обращении Ярыгина М.М. за медицинской помощью в 2020 году и не несет всю исчерпывающую информацию об имеющихся у него заболеваниях и назначаемых лекарственных препаратах, об обеспечении осужденного лекарственными препаратами за период его нахождения в исправительном учреждении, о чем последний указывал в своем обращении.
С учетом данных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ФСИН России по Тамбовской области не обеспечило полное и всестороннее рассмотрение обращения (заявления) Ярыгина М.М.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требований административного истца Ярыгина М.М. о признании незаконными действий сотрудников ФКУ ИК-8 УФСИН по Тамбовской области в части принудительного трудоустройства на упаковку готовой продукции в 2015-2016 годах, в проведении частых и беспричинных мероприятий по обыску, бездействий по не обеспечению диетическим 6-8 разовым питанием, по длительному не зачислению на его лицевой счет денежных средств от родственников, суды первой и апелляционной инстанций со ссылкой на статьи 82, 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 года N205, которым утверждены минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время, Приказ Минюста России от 17 сентября 2018 года N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время", Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, пришли к выводу об их необоснованности и отсутствия нарушения прав и законных интересов административного истца.
При этом как следует из материалов дела и установлено судами, в ФКУ ИК-8 УФСИН по Тамбовской области организовано трехразовое питание, административный истец Ярыгин М.М. питается по минимальным нормам питания и не относится к категориям лиц, имеющих право на дополнительное питание и питание по повышенной норме.
Согласно выписного эпикриза от 23 декабря 2014 года, содержащегося в медицинской карте осужденного, Ярыгин М.М. после нахождения в первом хирургическом отделении Тамбовской областной клинической больницы в период с 11 декабря 2014 по 23 декабря 2014 года был выписан для дальнейшего лечения в ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России по Тамбовской области и ему рекомендовано соблюдение диеты N5.
Из выписного эпикриза ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России по Тамбовской области, следует, что Ярыгину М.М. рекомендовано амбулаторное наблюдение, ограничение подъема тяжести свыше 5 кг 6 мес, ношение бандажа 6 мес, контроль УЗИ ОБП через 6 мес.
Каких-либо рекомендаций врачей-специалистов о необходимости предоставления осужденному Ярыгину М.М. диетического питания, либо повышенной нормы питания после выписки осужденного из ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России по Тамбовской области в 2015 году и до настоящего времени в медицинской документации не содержится. Указанное также следует из справки начальника филиала "МЧ-4" ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России по Тамбовской области от 27 сентября 2021 года.
Судами установлено отсутствие незаконного бездействия со стороны ФКУ ИК-8 УФСИН по Тамбовской области по длительному не зачислению денежных средств на лицевой счет Ярыгина М.М, поскольку денежные средства в сумме 2000 руб. для осужденного Ярыгина М.М. по денежному переводу Гладышевой М.М. от 27.04.2021, перечисленные УФПС Тамбовской области, поступили на счет ФКУ ИК-8 УФСИН по Тамбовской области лишь 27.05.2021, в связи с ошибочно указанным счетом в реквизитах получателя.
Также судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка доводам Ярыгина М.М. о привлечении его к тяжелому труду вопреки рекомендациям врачей; фактических данных в подтверждение проведения незаконных обысков в отношении Ярыгина М.М. сотрудниками ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, в материалах дела не имеется.
Таким образом, судами сделан правильный вывод об отказе в удовлетворении требований Ярыгина М.М. о признании незаконными действий сотрудников ФКУ ИК-8 УФСИН по Тамбовской области в части принудительного трудоустройства на упаковку готовой продукции в 2015-2016, в проведении частых и беспричинных мероприятий по обыску, бездействий по не обеспечению диетическим 6-8 разовым питанием, по длительному не зачислению на его лицевой счет денежных средств от родственников.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к изложению обстоятельств дела, административный истец по существу выражает несогласие с оценкой доказательств, данной судами, с выводами судов, и установленными фактическими обстоятельствами дела.
Учитывая, что основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Нарушений влекущих безусловную отмену судебных актов судами обеих инстанций, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
руководствуясь статьями 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 27 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 11 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ярыгина Михаила Михайловича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.